Учись у них дуба анализ. Анализ стихотворения «Учись у них – у дуба, у березы» Фета

Центральным мотивом творчества А.Фета является описание природы. Природа неразрывно связана с жизнью и судьбой человека. В своих стихотворениях поэт использует разнообразные художественно — изобразительные средства. Одним из наиболее ярких произведений Фета является стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы» , написанное в декабре 1883 года .

Фет показал внутреннюю связь мира природы и мира человека , одушевляя природу, создавая пейзажные картины, отражающие во всей полноте состояние души человека.

Первая строчка содержит основную идею стихотворения. Дуб и береза – традиционные деревья средней полосы России. Дуб символизирует мужчину, стойкость и мужество, береза символизирует женщину, нежность и трепетность. Но оба эти дерева стойко переносят лютую зиму для того, чтобы встретить весну и снова радоваться ей: «застыли слезы», «треснула…кора». Поэт призывает учиться стойкости и мужеству у дуба и березы: «Они стоят, молчат; молчи и ты!». По мнению поэта, человек должен уметь стойко переносить все жизненные невзгоды и страдания.

Поэт использует олицетворения для описания суровой зимы: «все злей», «сердито рвет», «за сердце хватает». Эпитеты тоже преимущественно посвящены описанию зимы – «холод лютый», «жестокая пора», «напрасные слезы». Таким образом, он хочет подчеркнуть силу и мощь «зимы», которым вынуждены противостоять и человек, и природа. Фет ассоциирует «зиму» и душевную дисгармонию человека: беду, горе, неустроенность, тревогу, беспокойство.

Вся третья строфа стихотворения посвящена человеку, где поэт призывает: «Но верь весне.», потому что как и в природе зиму обязательно сменит весна, так и для человеческой души наступят «ясные дни», «новые откровения», когда «гений весны» принесет с собою тепло и жизнь. Весна выступает не просто временем года, а верным другом, который обязательно придет и поможет в трудную минуту и торжествует добро, красота, гармония: «Переболит скорбящая душа».

19 970 0

Стихотворение А. А. Фета было написано в начале 80–х годов. Уже в 50-е годы формируется романтическая поэтика Фета, в которой поэт размышляет о связи человека с природой. Он создает целые циклы: «Весна», «Лето», «Осень», «Вечера и ночи», «Море», в которых через картины природы читатель и лирический герой постигают правду о человеке. В этом смысле очень характерно.

Неброская картина русской природы отражена в поэзии своеобразно. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния и как художник «рисует», находя все новые оттенки и краски. Термин «поэзия импрессионистов», применяемая к лирике Фета, как нельзя точно отражает поиски поэтов-мыслителей, поэтов-художников. Еще современники Фета, особенно Салтыков-Щедрин, подчеркивали полнейшее слияние человека с природой в его лирике.

В голосе слышится голос живого существа, такого, как трава, деревья, животные. Поэт может «молчать» их языком, погружаясь в статистическое созерцание. И вслед за поэтом, перед читателем возникают суровые картины дисгармонии в природе, а по-фетовски и в душе человека. Они вызывают ряд ассоциаций: беда, неустроенность, тревога, беспокойство. Этому способствуют метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый»; отрицательно эмоционально окрашенные эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа», инверсия «напрасные на них застыли слезы».

Кульминация непогоды в природе связана с душевными ощущениями. В первой и третьей строфах используются преимущественно простые и простые осложненные предложения (осложнение деепричастными оборотами, однородными определениями). Вторая строфа имеет иную синтаксическую структуру: сложное бессоюзное предложение. Короткие, информативно-насыщенные предложения придают стихотворению динамику. Вторая строфа останавливает динамику стихотворения, замедляет его, в третьей строфе динамика восстанавливается. Побудительные предложения задают тон всему стихотворению, формы глаголов в повелительном наклонении придают элементы дидактического наставления, устаревшие формы слов «сжимаяся», «жизнию» придают торжественность речи.

Вначале стихотворение проникнуто пессимистическими настроениями. Нагнетание трагичных мотивов особенно заметно во второй строфе, где автор позволил себе использовать лексические повторы: «сердце рвет» — «за сердце хватает», «они молчат; молчи и ты». Такой прием усиливает ожидание развязки, именно поэтому третья строфа начинается с противительного союза «но» («Но верь весне»). Союз «но» вторгается в последнюю строфу, противоречит миру неустроенности и разлада. несет в себе светлый образ красоты, гармонии. Теперь образная система служит для создания чувств другого рода – веру в торжество добра, красоты, гармонии. Возможно, Фет видел в природе то, чего ему так не хватало в жизни, в сфере человеческих отношений (многие годы были потрачены на восстановление дворянского титула, трагическая любовь к Марии Лазич).

Я считаю, что данное стихотворение является ярким примером того, что всю жизнь не переставал перечитывать великую и возвышенную книгу природы, оставаясь верным и внимательным ее учеником. А вслед за поэтом, природу должен познавать и читатель, потому, что в ней – ключ от всех тайн человеческого бытия. Природа – лучший учитель и наставник человека.

Стихотворные работы Афанасия Фета характеризуют разные этапы жизни этого талантливого человека. На примере его творчества, можно увидеть, как взрослеет и мудрее становится человек, как он адаптируется в окружающем обществе.

Ранние стихотворные работы Фета наполнены легкостью и безмятежность. Они не имеют обременяющих рамок, они открыты и чисты. А вот работы позднего этапа творчества этого человека насквозь пронизаны философскими размышлениями.

К примеру, стихотворение «Учусь у них – у дуба, у березы» будет подтверждением этой теории. Во время его написания, Фет уже отпраздновал свой шестидесятый день рождения. Он ушел в отставку и посвятил все свое время только лишь творчеству. Автор считал, что это его призвание.

В те годы, в обществе сформировалось очень много различных литературных течений, однако, Афанасий Афанасьевич не хотел причислять себя ни к одному из них. В его душе пригрелось понятие веры, которое должно жить в каждом человеке. И это совершенно не касается религии. Человек для начала должен поверить в себя и в простое счастье, которое обязательно сменяет темные жизненные полосы, на светлые.

Стихотворение «Учусь у них – у дуба, у березы» доносит читателям мысль о том, что человек должен жить в гармонии с окружающим миром. Проводя наблюдения и всматриваясь в заснеженные пейзажи, Афанасий Фет ставит на одну параллель и человека и природу. Личный жизненный опыт, который был достаточно горьким, помогает поэту передать свои эмоции и чувства.

В стихотворении автор пытается создать контраст между добром и злом, поэтому, так резко наполняет его отчаяньем. Человеческое сердце, словно замерзшая и треснувшая кора дерева, точно также морщится и сжимается от холодных ударов судьбы. Однако такие потрясения закаляют душу. Только испытав чувства горя и унынья, человек сможет прочувствовать эмоции настоящего счастья, которые обязательно приходят на смену негативу.

В последних строках, Афанасий Фет в открытую пишет о том, что для радостных и ярких эмоций душа каждого из нас должна пережить потерю и утрату. Не следует опускать руки при каждой неудачи. После зимы всегда наступает теплая и солнечная весна.

Анализ стихотворения

Афанасия Афанасьевича Фета

«Учись у них- у дуба, у берёзы»

Работа учителя русского языка и литературы

Репиной Екатерины Кирилловны

(ГБОУ «Школа №600, Москва)


План анализа стихотворения

1. История создания произведения.

2. Особенности жанра произведения.

3. Тематика и проблематика.

4. Сюжет. Композиция.

5.Лирический герой.

6. Средства выразительности.

7. Фонетические приёмы.

8.Лексические средства.

9. Синтаксические приёмы.

10. Стихотворный размер и способ рифмовки.


История создания произведения. Тема.

Произведение – результат глубоких раздумий над смыслом человеческого бытия.

Мы видим прямую параллель между человеком и деревьями, переживающими жестокую пору зимы.

О чём это стихотворение?(Тема). О природе, о студёной зиме,

о человеческих переживаниях,

Учись у них-у дуба, у берёзы.


Особенности жанра произведения

Жанр данного лирического произведения- ЭЛЕГИЯ.

Элегия -лирическое стихотворение, передающее глубоко личные переживания человека,

проникнутые настроением грусти.

Это произведение печального, задумчивого характера.

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Кругом зима. Жестокая пора!


Проблематика произведения

  • Поэт показывает, какова природа переживаний лирического героя ,
  • философски ставит вопрос « умеет ли человек с достоинством переживать страдания»,
  • исследует проблему внутренней связи мира природы и мира человека,
  • размышляет над вечными проблемами бытия:
  • в чём смысл человеческой жизни,
  • что таит в себе природа,
  • какое место занимает она в человеческой жизни?

Учись у них-у дуба,

у берёзы


Композиция произведения

Зимняя природа

«Они стоят, молчат; молчи и ты»

Весенняя картина

«Напрасные на них застыли слёзы»

« промчится гений»

« И треснула, сжимаяся, кора»

«теплом и жизнию дыша»

Зима какая?(«жестокая», очень холодная, лютая, беспощадная, сильный холод, завывает ветер, злое и ужасное состояние природы). Деревья противостоят лютой зиме. В природе-дисгармония.

«ясных дней»

В чём смысл противопоставления ?

Весна какая? (тёплая, живительная, ясные вешние дни, светлый образ красоты, вера в торжество гармонии, добра, символ новой жизни, радости, тепла). Природа меняется, и лирический герой питает надежду на лучшее в жизни.

Природа и человек составляют единое целое, человек через природу лучше понимает себя.


Лирический герой

  • Какие чувства испытывает лирический герой?
  • Как меняется настроение лирического героя?
  • Как слились воедино состояние природы и внутреннее состояние человека?
  • Чем является природа для лирического героя?
  • Какие надежды вселяет в душу лирического героя приход весны?

Лирический герой

  • Стихотворение А.А. Фета «Учись у них-у дуба, у берёзы» -это прежде всего
  • стихи о человеке,
  • его возможностях преодолевать те невзгоды и

переживания, которые случаются в жизни каждого из нас.

  • Для лирического героя природа является советчиком, добрым наставником.

Средства выразительности

Поэт обращает внимание

на дисгармонию в природе.

Беду, неустроенность, тревогу,

с помощью художественных тропов-

эпитетов, олицетворений, метафор:

«напрасные застыли слёзы»,

«за сердце хватает холод лютый»,

« скорбящая душа», метель «сердито

рвёт последние листы».

Использует стилистические фигуры-

инверсии.

Напрасные на них застыли слёзы


Средства художественной выразительности

Афанасий Афанасьевич Фет использует в произведении целый комплекс изобразительных средств:

  • художественные тропы,
  • стилистические фигуры,
  • лексические средства,
  • фонетические приёмы,

синтаксические приёмы.

Для чего?

Чтобы выразить психологическое состояние душевной жизни лирического героя, чтобы обратить внимание на его переживания,

чтобы подчеркнуть состояния природы.


Фонетические приёмы

А. А. Фет применяет аллитерацию и ассонанс.

  • ассонанс: Учись у них-у дуба, у берёзы (5 раз употребляется звук «у») .
  • Фонетические средства изобразительности помогают лучше понять
  • смысл стихотворения,
  • услышать его звучание,
  • создать звуковые и зрительные ассоциаци,
  • помогают оценить состояние природы и лирического героя

произведения.


Ассонанс и аллитерация

Звук «у»-ассонанс

Учись у них- у дуба, у берёзы

Треснула, рвёт, пора, кора, верь, промчит, скорбящая, за сердце, откровение, напрасные, кругом

Звук «р»- аллитерация

Застыли слёзы, треснула, злей метель, последние листы, холод лютый, молчи, молчат, теплом, переболит

Звук «л»-аллитерация


Лексические средства

Они молчат, молчи и ты

В стихотворении мы видим употребление лексических

повторов.

Для чего их использует поэт?

Лексические повторы («сердце рвёт», «за сердце хватает»,

«Они стоят, молчат; молчи и ты»)

передают психологическое состояние тревожности

лирического героя, подчёркивают динамику событий..


Синтаксические приёмы

  • В стихотворении использованы такие синтаксичесие средства, как инверсия, параллелизм, восклицательные предложения.
  • Инверсия-нарушение прямого порядка слов. В тексте мы находим такие примеры:
  • «напрасные застыли слёзы»,
  • «и за сердце хватает холод лютый»,
  • «переболит скорбящая душа».
  • Этот приём придаёт особую выразительность, помогает читателю полнее понять глубину авторской идеи.

Стихотворный размер и способ рифмовки

Поэт использует шести-и пятистопный ямб (чередование слогов-

безударных и ударных).

Ямб-двусложная стопа с чередованием безударного и ударного слогов.

Смена рифмовки-перекрёстная с чередованием мужских и женских рифм.

Всё это придаёт музыкальность произведению.


Готовимся к сочинению

  • Какие чувства вызывает это стихотворение?
  • Лирический герой. Каково его настроение?
  • Какие картины жизни мы видим здесь?
  • Какие чувства вызывает картина зимы, лютого холода?
  • Картина весны.Что мы можем сказать о настроении лирического героя?
  • Что такое весна в понимании А. А. Фета?
  • Что постигает поэт через природу?

(Тончайшую психологическую правду о человеке).

Почему с образом весны поэт связывает слова и словосочетание:гений, для новых откровений, переболит?

Мир природы и чувств у А.А. Фета переплетаются


Материалы к сочинению

Используйте в своих сочинениях следующие рабочие материалы:

  • Тончайшую психологическую правду о человеке А. А. Фет постигает через природу. Поэт замечает и передаёт неуловимые состояния природы в период смены времён года.
  • Природа может придать человеку душевные силы, стать примером стойкости, доброты, щедрости. Необходимо только прислушаться к своей душе, проникнуться душой природы.
  • В природе – ключ от всех тайн человеческого бытия.Она лучший учитель и наставник.
  • Человеку необходимо жить в гармонии с природой.
  • Главное в стихотворении-единение человека с природой.

Готовимся к сочинению

  • Стремитесь обогащать свою речь, избегайте употребление повторов, используйте синонимы:
  • поэт, автор, мастер слова, певец русской природы;
  • создаёт, использует, стремится показать, поражает, сумел передать, раскрывает, воплотил, отразил, воспроизводит, достигает, подчёркивает, изучает;
  • написано, посвящено, принадлежит, даёт возможность, поражает.

Речевые клише к сочинению

  • Это стихотворение посвящено...
  • Это стихотворение можно рассматривать...
  • В стихотворении улавливается настроение...
  • Автор использует...
  • В первой строфе...
  • Во второй строфе...
  • Можно сказать, что лирический герой...
  • В основе ритмического рисунка...(пятистопный ямб).

Моё восприятие стихотворения

При написании этой части сочинения можно использовать речевые клише типа:

  • читая это стихотворение, я думаю...
  • стихотворение научило меня...
  • мне нравится поэзия А. А. Фета, потому что...
  • прочитав это стихотворение, я задумался над тем...
  • мне думается,что...

Использованные ресурсы

1.БухштабТ. Л. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества.

2.Сухих И. Мир Фета:мгновения и вечность.

3. Скрипка Т.В. Анализ литературного произведения в

формате ОГЭ и ЕГЭ. Издательство «Легион».

5. Н. Беляева.Уроки по лирике А. Фета.(Я иду на урок литературы).

Стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы… », о котором пойдёт речь, написано 31 декабря 1883 года русским поэтом Афанасием Фетом … День, когда оно родилось, совершенно особенный. И не только для Фета, но и для каждого человека. Почему?

Это последний день уходящего года, канун Нового года. Каким настроением обычно пронизан этот день? Чем наполнен?

В этот день всегда много радостной, предпраздничной суеты: люди готовятся к празднику, наряжают ёлки, покупают подарки, накрывают столы — все живут ожиданием чудесной новогодней ночи, настроение у всех приподнятое, радостное. Так ли у Фета?

Прочитаем его стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы … ».

Можно ли по настроению, которым пронизано стихотворение, отнести его к предновогодним? Почему?

Шестиклассники дружно отвечают «нет!» и наперебой приводят свои аргументы: оно совсем не радостное, а скорее печальное, в нём нет ожидания праздника, его автор будто
и не чувствует, что приближается Новый год. Заставим их задуматься.

Но ведь человек проживает каждый год своей жизни по-разному: у кого-то всё складывается благополучно, у кого-то случаются тяжёлые болезни, утраты и другие скорби, кто-то переезжает или меняет род деятельности, у кого-то рождаются дети, а у кого-то уходят из жизни родные или близкие, да мало ли ещё что может происходить в жизни человека … Поэтому и приближающийся Новый год можно встречать с разным настроением.

Давайте ещё раз перечитаем стихотворение и посмотрим: может быть, в нём всё-таки есть какое- то ощущение жизненного рубежа, когда человек останавливается, оглядываясь назад, на то, что было в его жизни, и в то же время пытается заглянуть вперёд, в будущее. (Ведь и мы, прежде чем встретить Новый год, всегда провожаем старый.) Найдите в стихотворении такое выражение, которое говорит о том, что в уходящем году для лирического героя стихотворения было что-то тяжёлое, больное. («Скорбящая душа»).

Объясните значение слова скорбь и образованного от него слова скорбящая.

Как выясняется, дети не знают точного лексического значения этого слова. В лучшем случае они говорят о печали. Дополним и уточним их толкование. Скорбь — состояние крайней душевной печали, вызванное бедой, несчастьем, неудачей, ударами судьбы, утратами (обычно в связи с чьей-либо смертью); скорбящая — значит «находящаяся в состоянии скорби».

Но есть ли в стихотворении и такие слова, которые подсказывают, что «скорбящая душа» надеется на перемены, на лучшее? Если есть, найдите их. Это строки, в которых высказывается надежда на животворящую силу весны, способную возродить «скорбящую душу» к жизни:

Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Поинтересуемся у детей, в каком смысле употреблено слово гений.

Как и следовало ожидать, шестиклассники воспринимают это слово только в одном значении: человек с выдающимися способностями. Поэтому слова Фета они толкуют как способность весны совершать что-то невозможное, удивительное. В каком-то смысле дети и правы, но нужно познакомить их и с другими толкованиями этого слова, что обогатит их восприятие.

Гений — в римской мифологии дух — покровитель человека, рода, местности; а в книжной речи гений — олицетворение, высшее проявление чего-либо, например: гений фантазии, гений красоты и т. п.

Если мы учтём все эти значения слова гений, то какой предстанет перед нами весна?

Весна наделена способностями и силой гения — покровителя человека, в ней сосредоточены чудодейственное тепло и жизнь, которые она передаёт ему, она становится
олицетворением силы жизни … Какие части речи помогают почувствовать её стремительность, энергию, силу, что, собственно, и является воплощением жизни?

Это прежде всего глагол промчится. А дополняют его существительные тепло и жизнь.

На что надеется лирический герой стихотворения?

«Переболит скорбящая душа», то есть успокоится, утешится, всё плохое уйдёт в прошлое. Что помогает ему верить в это, надеяться на лучшее? (Природа.) Каким видит поэт последний день уходящего года? Опишите его, отталкиваясь от стихотворения.

Это очень суровый и холодный день. Недаром поэт говорит о нём: «Жестокая пора!» Мороз трещит, обламывает ветви обледенелых деревьев. А ветер завывает в вершинах, срывает с них старые сухие листья, осыпает с ветвей снег, закручивает снежные вихри.

Снег то летит большими хлопьями, то превращается в колючую порошу, сквозь которую трудно что-то разглядеть. Всё живое притаилось где-то под крышей или забилось в норки. Небо серое, безрадостное. Почему у нас возникает ощущение холодной, морозной зимы?

Какие художественные средства помогают её почувствовать?

Картину холодной суровой зимы помогают создать эпитеты («жестокая пора», «лютый холод»), олицетворения («всё злей метель», она «сердито рвёт последние листы», деревья плачут: «на них застыли слёзы»).

Почему взгляд поэта привлекают дуб и берёза? Что обычно связывается с образами этих деревьев в народной поэзии? Берёза и дуб — самые распространённые и привлекательные деревья русского пейзажа. Берёза — кудрявая, белоствольная, с тонкими ветвями, трепещущими резными листиками, красавица в любую пору года.

Дуб — раскидистый, мощный, с великолепной кроной, узнаваемый издалека и влекущий взор. Берёза обычно ассоциируется с молодой красивой девушкой, дуб же — с могучим богатырём: ведь именно он — самое долголетнее и крепкое дерево в русских лесах, именно в нём видится трепетной красавице (берёзе, рябине, калине) надёжный и желанный защитник (вспомните слова народной песни: «Как бы мне, рябине, к дубу перебраться…»)

Дуб — символ мужественности и крепости, берёза — символ женственной хрупкости и красоты. Как переносят суровую зиму дуб и берёза? Что помогает им справиться с этим испытанием? От лютого холода на них треснула кора, сквозь неё проступила смола — -слёзы » , и всё же они не жалуются: «стоят, молчат ».

Они умеют терпеть … И знают, что когда-нибудь стужа кончится и они вновь зазеленеют и расцветут.

К кому обращены слова поэта: «Учись у них — у дуба, у берёзы»? И чему надо учиться у них? Эти слова поэта обращены прежде всего к самому себе, но, конечно, и к нам, читателям. Тяжело переносить скорби, они сковывают душу, как «холод лютый » , но нужно набраться терпения, как набрались его стойкие и молчаливые дуб и берёза, и верить, что «переболит скорбящая душа » , вернётся к жизни …

Какое действие оказывают на лирического героя плачущие, но не сетующие на судьбу дуб и берёза?

Они одновременно и утешают его, и подают надежду, и заставляют стыдиться своей слабости: «они стоят, молчат; молчи и ты!». По сути дела, воплощением чего стали в стихотворении дуб и берёза? Они стали воплощением стойкости, мужества, силы духа, терпения, надежды. А что же воплощают в себе зима и весна в стихотворении?

Зима символизирует тяжёлые испытания и скорби, а весна воплощает в себе полноту, красоту, радость и гармонию жизни, возрождение и обновление. Как вы думаете, почему «портрет» зимы в стихотворении более развёрнутый, чем «портрет» весны?

Зима тянется долго, люди многие дни не видят солнца, это вызывает печаль, хандру, зима кажется бесконечной. Её однообразие и продолжительность дают возможность раз-
глядеть эту «жестокую пору » со всех сторон. Зато весна пролетает почти мгновенно, захлёстывая нас радостью и каждодневным обновлением …

Её характеризуют два ёмких слова: тепло и жизнь. Как соотносятся эти образы-символы — зима и весна? Они противопоставлены друг другу. Это антитеза. Найдите слова и выражения, которые характеризуют зиму и весну.

Зима — «жестокая», её «холод лютый» «хватает» за сердце, заставляет плакать деревья («напрасные на них застыли слёзы»), ломает кору берёзы и дуба; «всё злей метель», она «сердито рвёт последние листы»…

Весна же исполнена тепла и жизни, она стремительна и радостна: Но верь весне. Её промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Благодаря ей всё оживает «для ясных дней, для новых откровений».

Что значит «для новых откровений»? Как вы понимаете слово откровение?

«Наверно, это какие-то открытия » — предполагают дети. Уточняем значение слова.

Откровение – это

  1. Изъявление, сообщение кому-либо Божественной воли.
  2. Что- либо неведомое до сих пор, открывающее новое, неизвестное, дающее новое толкование, объяснение чему-либо и т. п.
  3. Способность острого восприятия, глубокого проникновения в сущность вещей, явлений, свойственная кому-либо, чему-либо. Теперь, обогащённые знанием всех лексических значений этого слова, вы можете более точно объяснить выражение «для новых откровений».

Попытаемся расширить ваше прежнее толкование. «Новые откровения » — это новое открытие жизни и её ценностей. Душа, переболевшая скорбями, воскресшая от уныния, острее воспринимает мир и ценит жизнь во всех её проявлениях, обретает способность проникать в суть вещей и явлений, новые истины становятся её достоянием, она снова живёт в согласии с небом и с собой…

Можем ли мы утверждать, что это стихотворение представляет собою развёрнутую аллегорию человеческой жизни? Вспомним, что такое аллегория. Аллегория (от греч. аllёgогiа- иносказание) — литературный приём, основой которого является иносказание: изображение отвлечённого понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделённого жизненными реалиями.

В художественной литературе аллегория используется как средство усиления поэтической выразительности. Образное, предметное её воплощение создаёт дополнительные, а порой и новые художественные и смысловые оттенки. Кто подсказал поэту эту аллегорию? Природа, а конкретно дуб и берёза, стоически переживающие испытания «жестокой поры».

Благодаря им поэт, а вместе с ним мы, получаем замечательный урок жизни: «Они стоят, молчат; молчи и ты!» То есть будь стойким в любых испытаниях, научись терпеть, верь в добрые перемены.

Известный литературовед Н. Н. Скатов так написал о поэзии А.Фета: «Оригинальность Фета состоит в том, что очеловеченность природы сочетается у него с природностью
человека».

Попробуйте объяснить эти слова.

Коряво, но правильно дети говорят о том, что человек — это тоже часть природы, он связан с нею и во многом зависит от неё, поэтому не удивительно, что с древних времён люди одухотворяют природу, наделяют её какими-то человеческими свойствами, берут у неё уроки жизни.

И в фольклоре, и в художественной литературе мы часто встречаем образы, взятые из мира природы, и через природу учимся понимать и самих себя. Это можно увидеть и на примере стихотворения Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы … ». Отсюда и параллель между жизнью человека и природы, вызвавшая к жизни выразительную аллегорию.

Аллегория широко используется не только в литературе, но и в живописи. Мы можем найти множество картин, названия которых начинаются со слова «аллегория». Особенно
их много на тему времён года.

Предлагаем рассмотреть несколько репродукций картин различных художников, которые изображали аллегорию зимы и весны (например, В.Боровиковского «Зима в виде старика»; Д.Арчимбольдо «Зима», «Весна»; Давида Теннирса Младшего «Зима»; Элизабет Сонрель «Зима»; Ю.Бекховой «Зима»; Натаниэля Шмитта «Аллегория зимы»; С.Боттичелли «Весна»; А.Мухи «Весна»; Андерсон «Весна» и др.) и выбрать из них те, которые созвучны стихотворению Фета по настроению.

Подчеркнём при этом, что аллегория в живописи может быть даже сложнее по восприятию, чем в художественной литературе, она требует искусствоведческих знаний, так как многие детали, изображённые на картине, нуждаются в объяснении, ибо имеют определённый смысл, который, возможно, известен не всем.

Дети с интересом рассматривают картины, задают вопросы, но выбирают из предложенного ряда картину Боровиковского «Зима в виде старика», потому что, на их взгляд, старик, изображённый на картине, выглядит очень удручённым, замёрзшим, одиноким, что соответствует настроению лирического героя в начале стихотворения. А вот весну они предпочитают в исполнении Андерсон, потому что она дана в движении, в её портрете много ярких красок, она радостная: там, где она ступает, расцветают цветы и зеленеют травы — жизнь начинается сначала…

Теперь, когда анализ стихотворения завершён, когда его художественные образы закрепились в детском сознании, перейдём к обобщению и попросим шестиклассников определить тему и идею произведения.

Тема стихотворения – изображение неразрывной связи жизни человека и природы, их необходимости друг другу.

Идея — призыв верить в лучшее, уметь с достоинством переносить любые испытания и никогда не падать духом.