Понятие социальной информации ее виды и значение. Социальная информация, ее сущность и свойства

Информация – одно из самых употребительных понятий. Термин появился в 19 в. Первоначально называлось учение наставления, а информаторами называли домашних учителей, с лат. разъяснение, изложение.

В 19-20 в. Этот термин начал использоваться в журналистике как новость, сообщение. В кон 20 века философы стали рассматривать информацию как всеобщее свойство материи, как категорию отражения, но по сей день нет единого понятия.

1. Атрибутисты утв., что информация присуща всем уровням материи (жив. и нежив.)

2. Функционалисты утв., что информация присуща только живой материи.

С сер. 20 века обозначился кибернетический подход к феномену информации. Она рассматривается как сигнал, как управляемое воздействие, которое дается по системе связи. Автор теории информации – Шеннон рассматривал информацию как снятие неопределенности. Ученые пришли к выводу, что невозможно дать единого определения информации.

Информация – общенаучное понятие. Включает:

a) Обмен сведениями между людьми

b) Между человеком и автоматос

c) Обмен сигналами в животном и растительном мире

d) Передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму.

Исходя из этого определения, выделяют 3 типа информации:

a) Социальная информация

b) Механическая информация (на уровне передачи сигнала)

c) Биологическая информация

Социальная информация – передается в процессе общения людей и отражает знания, эмоции, волевые и управленческие возможности, т.е. вся информация, которая рождается в обществе – социальная.

Виды социальной информации:

Ø От способа передачи: вербальная или устная; визуальная; документальная (любая и. зафиксированная на носителе)

Ø В зависимости от востребованности:

· Личная И. – передается от чел. К чел. И касается узкого круга лиц

· Специф.И. – адресована отдельным соц.группам, которые вырабатывают свою знаковую систему.

· Массовая И. – рождается в масс.аудитории, которая распространяется по инф.каналам и потребляется по инф.каналам аудитории. Бывает: обыденная (выражает общ.мнение, соц-псих. чувства и настроения, рассматривает поведение членов общества и ориентирует их в соц.среде – например, субкультура, нормы, обчаи), публицистическая (распространяется через СМИ), художественно-эстетическая. (канал распространения – ис-во, воздействует на эмоц.сферу чел.)

Специфика эстетической информации:

· используется особая знаковая система, которая воздействует на эмоции

· не поддается старению

· всегда субъективна, всегда художник присутствует при творчестве

· не поддается конспектированию и др.способам микроаналитическому свертыванию

· тематична, неисчерпаема

Свойства Социальной информации:

a) Семантический хар-р (семантика – смысл, значения)

b) Аксиологический хар-р (аксиос - ценный)

c) Достоверность (мы д.знать источники И.)

d) Кумулятивность – способность И. к уплотнению

Исследователи:

Урсул – вопросы соц.информации

Абдеев – философия информ. цивилизации

Соколов - Введение в социальную коммуникацию

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Формы социальных технологий

Источники социологической информации

Главными источниками специальных знаний для него служат: - разработки в смежных областях науки - как социальной, так и теоретико-журналистской. Особенно богаты свежими данными специализированные журналы "Социологические исследования", "Социально-политические науки", Сюда надо отнести и ведомственную статистику. Концептуальная и эмпирическая информация не бывает "вечной" - наоборот, она быстро обновляется, вплоть до коренной перемены знаков оценки. Повседневной проблемой для социологии журналистики является стыковка с другими отраслями обществоведения - как по проблематике проектов, так и с точки зрения понятийного и методического аппарата; - литература и банки данных социолого-журналистских центров, которых с каждым годом становится все больше. К крупнейшим среди них относятся исследовательская лаборатория факультета журналистики МГУ, Институт социологии РАН, фирма "Экро" в С. - Петербурге и др. Колоссальную по объему информацию изо дня в день накапливает фирма НИСПИ, которая специализируется на телеметрических замерах аудитории телевидения (снятие данных с антенн телеприемников).; - труды теоретиков журналистики, посвященные ее актуальным проблемам и текущей практике. Это само собой понятное направление сотрудничества. То же относится и к работе самих СМИ - имеются в виду не только их исследования по научным программам, но и систематическое читательско-зрительское знакомство с опытом редакций; - развитие собственной исследовательской школы в вузе, лаборатории, издательском доме и т.п. В популярном учебном пособии "Социология журналистики"2 В.А. Сидоров, автор главы, посвященной социологической журналистике, уклоняется от непосредственного обсуждения вопроса об источниках социологической информации, хотя, фактически, подразумевает, что в таковом качестве могут выступать либо человек (в данном случае - социолог или заказчик социологического исследования), либо документ (письменный или рукописный отчет о результатах социологического исследования). Несколько иной подход к пониманию необходимости оценки источника информации демонстрируют авторы хорошо известного американского издания "Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения". Научные центры в качестве источника социологической информации фигурируют на страницах журнала крайне редко, например, на Институт социологии РАН журналисты ссылались в анализируемых публикациях всего два раза. Вторым по значимости источником данных для журналистов еженедельника являются "беспристрастные органы СМИ" - в данном случае сам журнал "Власть" и сайт Росбизнесконсалтинга (РБК). Примечательно, что информацию собственного изготовления журналисты явно не позиционируют как "социологическую", преподносят как тождественную ей. Таким образом, в печатных СМИ под видом социологической информации присутствует информация как минимум трех видов: собственно социологическая, представляющая собой результат научной деятельности социологов, итоги опросов общественного мнения, распространяемые опросными фирмами, и псевдосоциология, произведенная самими журналистами. Сам факт публикации социологических данных без комментариев свидетельствует о том, что информация и ее источник никаких сомнений у журналистов не вызывают.

Структура социальной информации

В связи с расширением диапазона человеческой деятельности, в том числе в области предпринимательства, возникает необходимость постоянно обращаться к различным видам социальной информации. Это особенно характерно для межотраслевой предпринимательской деятельности, характерной для книготоргового предпринимательства.

Весь объем социальной информации схематически можно представить в виде ряда взаимосвязанных пластов различных видов информации и документации, отражающих результаты человеческой деятельности во всех сферах, представляющих в совокупности важную составную часть - ноосферы.

Очевидно, было бы целесообразно по каждому информационному пласту создать специализированную информационную систему, которая входила бы составной частью в общегосударственную систему социальной информации. Возможно, в перспективе это произойдет, но в настоящее время далеко не по всем пластам социальной информации существуют достаточно развитые централизованные системы информации. Так, не существует до сих пор, как это ни странно, в России специализированной системы экономической информации, которая в системе социальной информации должна, казалось бы, стоять на первом месте. Она "приплюсована" к системе научно-технической информации, но от этого мало что выиграла, равно как и потребители экономической информации. В России до начала перестройки не было специализированных центров экономической, предпринимательской, коммерческой информации; считалось, что с их функциями могут справиться существующие в рамках государственной системы научно-технической информации институты информации и технико-экономических исследований. Оправдывалось это тем, что государственная система научно-технической информации - это одна из наиболее развитых в стране информационных систем с разветвленной сетью информационных служб различного уровня, имеющая огромный контингент постоянных пользователей с хорошо поставленной обратной связью. В этой системе налажено информационное обеспечение различных категорий потребителей информации с учетом их потенциальных и заявленных информационных запросов и потребностей, разработаны и широко практикуются различные формы и виды информационного обслуживания, различные виды информационных документов с учетом решаемых потребителем задач.

Критерии объективности, надежности, достоверности информации

Для того чтобы в дальнейшем достаточно эффективно работать с информацией (использовать ее), нужно на начальном этапе понять достаточно простые вещи: полезна для вас изложенная информация или нет, можно ли ей доверять, требуется ли дополнительная информация и т.п. Так вот, процесс понимания и есть не что иное, как оценка поступившей к вам информации.

Критерии оценки информации - (важность, точность, значимость)

По каждому эпизоду (текстовому блоку, сообщению и т.п.) необходимо принять решение о нужности, хранении и дальнейшем использовании. Собирать всю окружающую информацию, прямо скажем, весьма затруднительно: для этого требуются колоссальные ресурсы.

Сам процесс выбраковки должен иметь четкие критерии. Для принятия решения о нужности информации осуществляется первичная ее оценка. Критерии первичной оценки должны быть немного загрублены для исключения потери важной информации, но незначительно, иначе поток превратится в неконтролируемый. Минимальный набор критериев для первичной оценки - это один признак - релевантность данной информации нашим потребностям. Иначе говоря, если информация хоть как-то касается нашей темы ил потенциально может помочь в работе над нашим проектом, значит, она представляет для нас интерес. Значит, мы ее оставляем у себя и пускаем в дальнейшую работу.

РЕЛЕВАНТНОСТЬ информации - наличие связи с проблемой (соответствие нашим интересам) и способность информации внести вклад в процесс понимания проблемы. Иными словами, необходимо сопоставить данную информацию с вашими информационными потребностями и ответить на вопрос: сможет ли помочь она вам чем-то сейчас или в ближайшем будущем? Если да - переходите к следующему этапу, если нет - в корзину (если только она вам не пригодится в другом деле).

ДОСТОВЕРНОСТЬ информации - насколько представленное описание соответствует действительности. Можно ли верить информации или требуется дополнительное исследование, или нельзя доверять в принципе.

ЗНАЧИМОСТЬ:

понимание самой информации, полнота освещения предмета интереса, своевременность информации и ее достаточность для принятия решения.

Использование социологической информации в деятельности органов управления

Деятельность социальных систем невозможна без ее информационного обеспечения. Любой управленец в своей работе обязательно использует соответствующую информацию, например, о состоянии управляемой системы, ее внутренней и окружающей среде. От качества и достоверности информации во многом зависит эффективность процесса управления.

Информация - это какие-либо сведения, данные, знания, сообщаемые передающей системой для принимающей, что ведет к изменению состояния последней.

Управление социальными системами, их подсистемами и организациями предполагает производство, воспроизводство и применение различных видов информации.

Однако потребность в информации у разных субъектов и звеньев управления неодинакова и определяется, прежде всего, содержанием тех задач, которые решает в процессе управления тот или иной субъект, руководитель, работник управляющего аппарата. Она также зависит от масштабов и значимости принимаемых комплексных решений (чем масштабнее и важнее решение, тем большая по объему и разнообразнее по содержанию информация необходима для его подготовки и принятия), от их многовариантности, состояния управляемого объекта, от размера и разнообразия возмущающих управляемую систему внешних и внутренних воздействий, от количества и качества показателей, характеризующих конечные результаты функционирования данной системы.

Совершенствование системы управления обществом, требует наиболее полных знаний об объектах управления, а именно: являются ли они социальными группами, слоями населения, социальными организациями, территориальными общностями или такими подсистемами общества, как экономическая, социальная, политическая, социокультурная. И субъект, и объект управления должны быть обеспечены достоверной и достаточно детальной информацией о функционировании общества, его основных подсистемах, организациях и группах.

Проведенные социологические исследования свидетельствуют, что руководители и менеджеры не всегда и не целиком используют всю доступную им информацию, хотя это и очень важно для процессов управления.

Методы сбора социологической информации

Методы сбора социологических данных

Методы сбора социологической информации

Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:

анализ документов;

социологическое наблюдение;

опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос);

социальный эксперимент;

некоторые социально психологические методики (групповые тесты).

Сбор социологической информации

Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования. Документом в конкретном социологическом исследовании называют специально созданный автором (коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы) предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.

Документы одновременно содержат в себе два рода информации:

информацию о фактах, событиях, результатах деятельности;

авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения.

Основное назначение метода - извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.

Метод социологического наблюдения - метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такие события называются единицами наблюдения. Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события.

Метод опроса представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально-психологического общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач КСИ. Таким образом, опрос - это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации.

Анкетирование

В случае анкетного опроса процесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Проводит опрос анкетер. Его функция состоит в том, что, получив от социолога-исследователя инструкцию, он ведет себя в соответствии с ней, создавая положительную мотивацию респондента по отношению к опросу. Существуют специальные приемы формирования такой мотивации, например, апелляция к гражданскому долгу, к личным мотивам и др. Анкетер также объясняет правила заполнения анкеты и ее возврата.

Существуют различные виды анкетирования. По числу опрашиваемых выделяют групповое и индивидуальное анкетирование. В зависимости от ситуации и аудитории различают анкетирование по месту работы, в целевой аудитории (например, в библиотеке) или на улице.

Методы и принципы обработки и анализа социологической информации

Обработка и анализ социологической информации. Заключительный этап социологического исследования предполагает обработку и анализ данных, полученных в ходе исследования. Что же такое данные в социологии? Данные - это собранная, формализованная и структуриро­ванная в процессе исследования эмпирическая социологическая информация.

Формализация - это совокупность процедур формирования выборки (об этом говорится в главе 37), доступа к социологической информации, ее фиксации и измерения. Структурирование включает в себя определение списка измерения показателей (их называют переменными), а также списка объектов, которые необходимо обследовать (выборка).

Обработка данных включает в себя следующие действия:

Редактирование и кодирование информации. Цель - проверка и формализация информации: методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, выбраковка некачественно заполненных анкет. Если отсутствуют ответы респондента более чем на 20% вопросов, то опросник исключается как некачественный.

Кодирование информации - перевод на язык формализованной обработки данных.

Статистический анализ - выявление некоторых скрытых статистических закономерностей, выделить наиболее существенные взаимосвязи между переменными, позволяющие сделать выводы и обобщения.

Простой формой обобщения данных является их группировка - объединение по существенным признакам единиц исследуемого объекта в однородные совокупности. Процедура требует расчленения разнородных явлений в однородные; нахождение общих и однотипных явлений; определения признаков разграничения типов, интервала перехода одного типа к другому. Различают такие виды группировок:

1. суммирование однородных признаков для определения абсолютного числа их проявлений в изучаемой совокупности.

2. ранжирование - группировка единиц совокупности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого признака.

3. шкалирование - на основе логически выделенных признаков при помощи заранее разработанной порядковой или интервальной шкалы (трехмерной; многомерной; двухсторонней (интересуется/ не интересуется)). Каждому пункту шкалы дается определенное числовое обозначение.

4. табулирование - построение статистических таблиц (сводка данных по годам относительно ситуации и т.д.).

социальная информация муниципальное управление

Проблема надежности и достоверности социологической информации

О достоверности социологической информации

Пожалуй, наиболее адекватна для данной лекции другая книга В.Э. Шляпентоха "Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях" (М.: "Статистика", 1973).

И, тем не менее, пожалуй, ограничусь лишь перечислением разделов этой книги, что само по себе, достаточно информативно. Читайте, пожалуйста, внимательно и вдумчиво:

Актуальность проблемы.

Логическое и эмпирическое обоснование социологических показателей.

Параметры качества информации.

Респондент как источник информации.

Классификация вопросов.

Проблема получения фактологической информации.

Проблемы получения информации о психике респондента.

Пути повышения достоверности ответов о духовной деятельности.

Респондент как эксперт.

Память респондента и достоверность ответов

Метод "моментных" опросов.

Метод "напоминания" в опросах.

Фактор памяти и закрытые вопросы.

Способы сбора информации и память респондента.

Фактор времени и опрос

Размер анкет и длительность интервью.

Интерес респондента к опросу.

Пути повышения привлекательности опроса.

Выбор времени для интервьюирования.

Утомляемость респондента.

Возможности получения информации абстрактного и конкретного характера.

Трудности ответов на вопросы абстрактного характера.

Проблема понимания вопросов.

Респондент как источник количественной информации.

Информация об интенсивности оценок.

Количественная информация о результатах деятельности.

Формулировки вопросов и ценностные ориентации респондентов.

Престижный фактор и достоверность ответов.

Ценностные аспекты формулировок вопросов.

Типы вопросов и выявление истинной позиции респондента.

Ценностные факторы и уровень образования респондента.

Пути преодоления влияния престижного фактора.

Проблемы положительных и отрицательных оценок.

Причины склонности респондента к положительным оценкам.

Влияние условий интервьюирования на результаты опроса.

Влияние интервьюера.

"Третьи лица" во время интервьюирования.

Место беседы с респондентом.

Возможности нестандартизированных интервью.

Косвенная техника опросов.

Этика интервьюирования. Опрос и анонимность.

Анонимность и интервью.

Почтовые опросы и анонимность.

Фактор анонимности и пути повышения достоверности ответов.

Содержание социологического обеспечения государственного и муниципального управления. Основные социологические показатели качества жизни населения

В анализе целостного жизнесуществования людей важную роль играет изучение их уровня жизни. Оценки динамики его индикаторов в России в процессе реформ весьма разноречивы. Особенно острые противоречия связаны с оценками неравенства доходов и бедности в 1994-1996 гг. Причины исключительно высокого разброса оценок связаны с методами измерения и анализа причинных зависимостей.

Обычно в качестве дефиниции основного, ключевого понятия "уровень жизни" принимают следующее определение: уровень жизни представляет собой меру удовлетворенности материальных, культурно-духовных потребностей людей в смысле обеспеченности их различными потребительскими благами. При этом имеются в виду преимущественно количественные оценки, которые могут быть представлены следующими социально-экономическими показателями и индикаторами уровня жизни населения:

1. Основные макроэкономические показатели совокупная и среднедушевая величина валового внутреннего продукта, объемы продукции промышленности, сельского хозяйства, платных услуг, розничный товарооборот, индексы потребительских цен, доходы, расходы и дефицит консолидированного бюджета, среднегодовая численность занятых в экономике, общая численность безработных.

2. Доходы населения: совокупное и среднедушевое фактическое конечное потребление домашних хозяйств, среднедушевые денежные доходы населения, распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения, соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения, величина номинальной начисленной среднемесячной заработной платы одного работника, величина реальной начисленной заработной платы одного работника, средний размер назначенной месячной пенсии, реальный размер назначенной месячной пенсии, величина прожиточного минимума, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, дефицит дохода, минимальный размер оплаты труда, тарифная ставка 1 разряда ETC, минимальный размер пенсии по старости.

3. Жилище: общая площадь занимаемого жилья на одного жителя, число семей, состоящих на учете на получение жилья.

4. Здравоохранение: Число больничных коек на 1000 населения.

5. Образование: число вузов, число студентов в высших учебных заведениях на 1000 населения, число средних специальных учебных заведений, число студентов средних специальных заведений на 1000 населения.

6. Культура: количество изданных книг, брошюр на душу населения и количество журналов, изданных на душу населения в год.

7. Отдых и туризм: численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных учреждениях и учреждениях отдыха.

8. Недвижимость: наличие легковых автомобилей на 100 семей, количество земли в личном пользовании.

9. Питанием суточная калорийность пищевого рациона на душу населения, животные белки на душу населения.

10. Тенденции в области демографии: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, общий коэффициент рождаемости, общий коэффициент смертности, коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте, коэффициент младенческой смертности, общий коэффициент брачности, общий коэффициент разводимости.

11. Безопасность: численность зарегистрированных преступлений за год. Напомним, что" под валовым внутренним продуктом понимается продукт на стадии производства, получаемый путем суммирования валовой добавленной стоимости по отраслям. Валовой внутренний продукт рассчитывается по рыночным ценам и включает в себя чистые налоги на продукты и импорт.

Основные направления социологических исследований для обеспечения и оценки государственного и муниципального управления. Сущность и природа социальных технологий как организационной деятельности

Понятие "социальная технология" в России появилось в 70 - 80-е годы XX века в связи с необходимостью разработки качественно новых подходов к решению проблем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.

В этот период возрос интерес к зарубежным исследованиям, в которых рассматривались различные аспекты разработки и применения социальных технологий. Так, болгарский исследователь Н.Г. Стефанов подчеркивал "Какими бы сложными ни были социальные процессы, каждый из них поддается технологизации. Реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать". Далее он писал: "Чем больше усложняются виды человеческой деятельности, тем больше обязательным становится расчленение их на соответствующие этапы и операции. Чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности. Ни этапы и операции, ни порядок и последовательность этих операций не могут быть установлены произвольно, поскольку каждая деятельность имеет свою внутреннюю логику развития и функционирования".

Это же время появились и первые отечественные исследования по данной проблеме. В частности, большое внимание ей уделяли Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко, А.К. Зайцев, Л.Г. Ионин и др. Уже на начальном этапе подходы специалистов к пониманию сущности социальной технологии и ее места в общественной жизни были различными. Так, В.С. Дудченко, анализируя работы разных авторов, выделяет следующие трактовки данного понятия:

социальная технология - это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей. Сущность социальной технологии заключается в том, что она состоит в рациональном расчленении деятельности (либо процесса) на процедуры и операции;

социальная технология заключается в том, что расчленение осуществляется предварительно, сознательно и планомерно;

социальная технология заключается в том, что расчленение производится на основе и с использованием научных знаний и передового опыта;

социальная технология заключается в том, что расчленение строится с учетом специфики области, в которой осуществляется деятельность (процесс);

социальная технология выступает в двух формах: как программа, содержащая процедуры и операции, направленные на преобразование способов и средств деятельности, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этой программой, т.е. как "живая" (живущая) технология;

социальная технология отражает специфику программы, состоящую в ее существенном влиянии на характер и содержание технологизируемой деятельности;

социальная технология является элементом (формой трансляции) человеческой культуры. Она "вырастает" в культуре эволюционно или строится по ее законам как искусственное образование.

Кроме того, под социальными технологиями понимаются также развитые алгоритмы действий, оформленный вид методики, опыт успешного решения какого-либо рода задач или некоторая специально построенная ("выращенная") и реально действующая социальная система, созданная с определенными целями, например система контроля исполнения принятых управленческих решений. То есть социальная технология - это откристаллизованная человеческая деятельность или ее фрагмент. А по определению Ю.М. Резника, социальная технология - это "специально созданная и эмпирически обоснованная система средств, приемов и способов, направленных на решение стандартных, типовых задач в рамках деятельности по управлению социальными объектами (их диагностике, проектированию и регуляции)".

Формы социальных технологий

В целом социальные технологии выступают в двух формах: как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт и как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.

Функционирование социальных технологий всегда связано с потребностью оптимизировать социальное управление, быстро и оперативно тиражировать социальные приемы и процедуры.

Особое значение для социальной технологии как практической, организационной деятельности имели наличие условий ее реализации: элементы структуры социального процесса, особенности строения и закономерности его функционирования; возможность формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций, процедур. Характер социальной технологии, ее особенности обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации и социальной установкой на ее разработку и внедрение.

Формы организации социологических исследований

Ключевыми направлениями практического применения социологических методов в исследовании социально-экономических и политических процессов являются.

1. Выявление факторов, влияющих на проявление и изменение параметров социального объекта. К примеру, управленческая задача усиления трудовой мотивации должна сопровождаться определением факторов, которые определенным образом влияют на мотивационную активность в данный момент, сдерживая или стимулируя эту активность.

2. Определение факторов, формирующих структуру потребительского спроса и учитываемых в практике маркетинговых исследований.

3. Подготовка и реализация управленческих решений. В практике управления многое зависит от того, как принимаются решения в социальных группах и насколько ориентации социальной группы способствуют поставленным перед ней задачам.

4. Определение межличностных взаимоотношений в социальных группах, призванное обеспечить эффективное взаимодействие членов рабочих коллективов при выполнении производственных задач.

5. Выявление ценностных ориентации личности и социальных групп, участвующих в достижении социально значимых целей, - деятельности, предполагающей наличие единого центра координации и управленческого контроля. Общность ценностных ориентации людей обеспечивает наилучшие условия для организации их совместной деятельности и усиление эффективности управленческой деятельности.

6. Тестирование общественного мнения на предмет его политических и социальных ориентации.

7. Экспертная оценка проектов и программ, позволяющая сделать оптимальный выбор альтернативных способов реализации.

8. Диагностика состояния и функционирования социальных систем. Решение поставленных задач должно быть обеспечено при помощи трех основных разделов: подготовки программы социологического исследования; организации и проведения опросов, интервью и разработки схемы обобщения и обработки данных.

Виды социологического исследования

Виды социологических исследований.

По способу познания, по характеру добываемого социологического знания различают:

теоретические исследования. Особенностью теоретических исследований является то, что исследователь работает не с самим объектом (явлением), а с понятиями, отражающими данный объект (явление);

эмпирические исследования. Основным содержанием таких исследований являются сбор и анализ фактических, реальных данных об объекте (явлении).

По использованию конечных результатов различают исследования:

Большинство эмпирических исследований имеют прикладной характер, т.е. полученные результаты находят практическое применение в разных сферах общественной жизни.

Также социологи проводят фундаментальные исследования, которые

фундаментальные - направленные на развитие науки. Эти исследования осуществляются по инициативе ученых, кафедр, университетов и проводятся академическими учреждениями для проверки теоретических гипотез и концепций.

прикладные - направленные на решение практических задач. Чаще всего заказчиками эмпирических исследований выступают коммерческие структуры, политические партии, государственные учреждение, органы местного самоуправления.

В зависимости от повторяемости исследований выделяют:

разовые - позволяют получить представления о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент;

повторные - используются для выявления динамики, изменений в их развитии.

По характеру поставленных целей и задач, а также по ширине и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на:

разведывательные (пилотажные, зондажные). С помощью такого исследования можно решать весьма ограниченные задачи. По сути, это "обкатка" инструментария. Инструментарием в социологии называют документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К таковым относятся анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксации результатов наблюдения.

описательные. Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе апробированного инструментария. Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть население города, района, области, где проживают и трудятся люди разных возрастных категорий, уровня образования, семейного положения, материального обеспечения и т.д.

аналитические. Такие исследования ставят своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

Методы социологического исследования управления и организаций

Социологическим исследованием системы управления называют разновидность исследований, в которой рассматривают общество, коллектив, индивидуума как целостную социокультурную подсистему, влияющую на эффективность системы управления, и ис­пользуют специфические приемы сбора и анализа первичной социологической информации.

Целью социологических исследований систем управления могут быть:

оптимизация предприятием номенклатуры выпускаемых товаров или производимых работ, оказываемых услуг

совершенствование и модернизация товаров, работ и услуг, условий их предоставления с учетом дифференциации потребностей различных групп населения;

изучение отношения потребителей к товару (работе, услуге), к методам работы в целом;

улучшение социальной ситуации в коллективе;

снижение затрат за счет активизации человеческого фактора, улучшения мотивации к труду и др.

Социологическое исследование включает следующие этапы:

разработка программы и инструментария;

сбор информации; подготовка собранной информации к обработ­ке и ее обработка;

анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомен­даций.

Конкретный вид социологического исследования обуслов­лен характером поставленных в нем цели и задач.

Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое (рис. 1).

Разведывательное (пилотажное, зондажное) исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Инструментарием называют методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К ним относятся: анкета, бланк-интервью, опросный лист, бланк-карты для фиксации результатов наблюдения, изучения документов и др.

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена.

Социально-антропологические исследования организаций и менеджмента. Метод кейс-стади в исследованиях менеджмента и организации

Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) - техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Непосредственная цель метода case-study - совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Классификация кейсов

По структуре

Структурированные кейсы (highly structured case) - короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определённое количество правильных ответов. Они предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну формулу, навык, методику в определённой области знаний.

Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответов и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения.

Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса даёт возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведённое время.

Традиционно бизнес-кейс отражает конкретную бизнес-ситуацию, требующую управленческих решений со стороны менеджмента компании. В процессе занятий преподаватель направляет студентов в поиске таких решений. По словам Джейми Андерсона, профессора по стратегическому менеджменту в TiasNimbas Business School, Нидерланды, успешность бизнес-кейса зависит от трёх критериев:

Достаточный объём первичных и статистических данных;

Участие топ-менеджера компании в процессе написания кейса;

Наличие захватывающей бизнес-ситуации, позволяющей применить разнообразные методы анализа при поиске решения.

В соответствии с исследованиями, проведёнными ECCH, некоммерческой организацией, специализирующейся на разработке и развитии кейс-метода в бизнес-образовании, наибольшей популярностью как у преподавателей, так и у студентов пользуются кейсы, основанные на полевых исследованиях (в отличие от кейсов, основанных на опубликованных данных). Традиционно бизнес-кейс пишется в партнёрстве академических преподавателей и менеджеров компаний.

Общая характеристика метода case-study

Case-studiеs - учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в "команде", проводить анализ и принимать управленческие решения. Может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.

Методологические основания социального эксперимента

Социальный эксперимент (от лат. "experimentum" - проба, опыт) как активный метод исследовательской и преобразовательной деятельности является важной формой социальной практики, а также эффективным способом получения информации о социальном объекте посредством его преобразования, результаты которого применимы в качестве критерия истины. Социальный эксперимент - не только метод научного познания, но и важнейший инструмент проверки гипотез на основе фиксации и контроля состояния социального объекта, изменяющегося под воздействием специально создаваемых условий - вводимых факторов (или задаваемых переменных), дающих возможность наблюдать и измерять образующиеся связи явлений, проверять правильность выдвигаемых положений, а также получать новое знание.

Главное в социальном эксперименте - это специально организованное и научно обоснованное воздействие на социальную группу, коллектив, общность людей или личность, а также на их отношения с целью познать и изменить их жизнедеятельность в желаемом направлении. Такое воздействие принято считать экспериментальным, если им управляют, контролируют его, измеряют и фиксируют, а полученные данные оценивают, обобщают и включают в состав принимаемых решений . Ценность социального эксперимента заключается в продуктивности этого метода, так как он дает не только описательную информацию о состоянии и изменениях социального объекта, но и объяснительную - о причинах изменений и возможной динамике их повторений.

На современном этапе общественного развития технологии социального эксперимента базируются на разработке определенной гипотетической модели рассматриваемого социального явления (или процесса). В нем выявляют основные взаимозависимые параметры и их связи с другими явлениями (процессами). На основе этой модели изучаемое явление (процесс) описывают как систему переменных, среди которых выделяют независимую переменную (экспериментальный фактор), управляемую экспериментатором, которая является гипотетической причиной определенных изменений в зависимой переменной. Неэкспериментальными переменными являются свойства и отношения, имеющие существенное значение для изучаемого явления (процесса), но так как их влияние в этом эксперименте не исследуют, оно должно быть нейтрализовано (или поддержано постоянным).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Направления развития социологии, ее глобализация на современном этапе. Социальная структура и социальная стратификация. Типология и основные приемы социологических исследований. Анкетные опросы и интервью. Методы обработки социологической информации.

    курс лекций , добавлен 14.06.2009

    Основные методы сбора социологической информации. Виды опросов: анкетирование, свободные, стандартизованные и полустандартизованные интервью. Анализ официальной и неофициальной документации. Невербальное поведение в групповом фокусированном интервью.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2011

    Количественные приемы сбора социологических данных. Проведение социометрических исследований в малой общественной группе. Практика использования методов изучения в работе современного руководителя. Качественные способы сбора социологической информации.

    реферат , добавлен 06.11.2011

    Социологическое исследование: общее понятие, функции, виды. Методы сбора социологической информации, их характеристика. Основные правила работы с документами, которые должен знать социолог. Сущность, содержание, цели и задачи социального эксперимента.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2015

    Основные виды, структура и функции социологического исследования. Роль программы в исследовании. Наиболее распространенные методы сбора информации. Этапы социологического исследования. Собственно-случайная, механическая, серийная и гнездовая выборки.

    презентация , добавлен 11.04.2013

    Специфика социально-психологического исследования по сравнению с другими социальными науками. Классификация методов сбора информации в социальной психологии. Зависимость достоверности и объективности новой информации от способов и средств ее получения.

    контрольная работа , добавлен 11.07.2011

    Понятие метода и методики социологических исследований. Метод опроса в социологическом исследовании. Методы механической, серийной, гнездовой и квотной выборки. Создание широких сетей интервьюеров. Качественные методы анализа социологических данных.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2015

    Научные предпосылки социологических исследований. Методы сбора, анализ социальной информации. Принципы составления анкеты, виды вопросов. Техника проведения интервью. Обработка собранного материала. Использование результатов социологического исследования.

    реферат , добавлен 22.07.2015

    Характеристика и этапы реализации процесса наблюдения как способа получения социологической информации, его цели и задачи, классификация и разновидности. Особенности организации предварительной подготовки. Достоинства и недостатки метода наблюдения.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Программа социологического исследования. Основные методы сбора социологической информации: анализа документов, наблюдения, опроса, экспертной оценки и эксперимента. Обработка результатов исследования. Разделы статистики политической и общественной жизни.

1. Виды социальной информации и их характеристика

2. Формальные и неформальные коммуникации. Их достоинства и недостатки

4. Типообразующие признаки документов

5. Основные исторические этапы документирования информации

6. Определение понятия документ, основные свойства документов и их отличительные признаки.

7. Разновидности документов по особенностям знаковой формы закрепления информации.

8. Разновидности документов по способу распространения в обществе

9. Разновидности документов в зависимости от отношения к фиксируемой информации. 10). Классификация электронных документов.

1 1. Типо-видовая структура документальных потоков. Типы литературы.

12. Основные виды научных документов

13. Основные виды производственно-практических документов

14. Основные виды справочных документов I 5. Основные виды учебных документов

16. Основные виды официальных документов 1 7. Основные виды патентной документации

18. Стандарты. Их классификация и особенности функционирования в системе технических коммуникаций.

19. Особенности научно-популярной литературы

20. Деловые документы и их разновидности

21. Артефактные документы, их виды и особенности

22. Ценностные свойства документов

23. Социально-экономические факторы, определяющие значимость ПД

24. Формирование документального шлейфа в процессе научной деятельности

25. Создание и распространение документов на этапе конструкторской деятельности

26. Документальный ноток, сопровождающий производственную деятельность

27. Рост объема документального потока

28. Старение информации и документов

29. Полупериод жизни документов (определение понятия, методика расчета) 30.Концентрация и рассеяние документов в документальном потоке

3 1. причины вызывающие рассеяние статей из периодических изданий.

32. Информационно активные и информационно пассивные области науки и отрасли

техники (определение и примеры)

33.Цели изучения документального потока

34. Библиографические исследования документального потока и сферы их применения

35. Индикаторы, используемые в ходе информационных исследований .

36. Информационная база информационных исследований

37. Информационные исследования документального потока и цели их применения в информационно-библиотечной сфере.

38. Информационные исследования документального потока и цели их проведения в социальных , гуманитарных и естественных науках.

39. Методы проведения библиографических исследований

40. Вторичный документальный поток и особенности его формирования.
1. Виды социальной информации и их характеристика

1) Биологическая

2) Машинная

3) Социальная

Данные – неупорядоченный массив

Информация – осмысленные данные

Знания – принадлежит только человеку .

2. Формальные и неформальные коммуникации . Их достоинства и недостатки

В зависимости от канала передачи инф - ции коммуникации делятся на :

Формальные (документальные ) – используют систему печатных изданий .

Не формальные (не док .) – устанавливаются между участниками путём личного контакта


Свойство коммуникации

Док

Не док

Доступность

+

-

Доказательность , доступность , точность сведений

+

-

Сохранность авт . права .

+

-

Сохранность во времени и передача в пространстве

+

-

Возм . многократного использования

+

-

Избирательность , адресность сообщения , выбор стратегии в соответствии с уровнем подготовленности пользователя

-

+

Возможность обратной связи

-

+

Оперативность передачи

-

+

Эмоц . окрашенность

-

+

3. Функции документа в обществе .

1) Функция памяти – закрепление , хранение и передача во времени и пространстве знаний , соц . опыта и культурных традиций

2) Коммуникативная функция – общение автора документа и его пользователя

3) Правовая – способность документа предоставить информацию необходимую для подтверждения каких - либо фактов или событий .

4. Типообразующие признаки документов

Широта или узость тематики док - та

1) макро док - ты

2) микро док - ты

3) средняя широта охвата тематики

Структура док - та

1) со свободной структурой

2) с жесткой структурой

3) полужесткая

Сложность языка

1) сложный

2) простой

3) средний

5. Основные исторические этапы документирования информации

1) Предметный этап – предметы окружающие первобытного человека символизировали окружающие понятия и даже выражали мысли .

2) Пиктографический этап – упрощение , систематизация рисунков и превращение их в орфографические знаки .

3) Иероглифическое документирование – сохраняется только отдаленное сходство с самим предметом

4) Фонетическое документирование – соответствие каждой фонеме или звука определённой графемы или знака .

6. Определение понятия документ , основные свойства документов и их отличительные признаки .

Документ (ИСО ) – любая записанная информация , которая может быть использована как единица в документальном процессе . В информационной сфере – документ – этосоц . информация , зафиксированная на любом носителе , в целях её хранения , преобразования распространения и использования .

Св - ва док - тов :

1) Атрибутивность – наличие неотъемлемых слогаемых , без которых документ существовать не может . Слогаемые – единство материального носителя и заключённой в нём информации .

2) – предназначенность для передачи информации во времени и пространстве .

3) Структурность – наличие в документе взаимосвязанных элементов .

7. Разновидности документов по особенностям знаковой формы закрепления информации .

1) Читаемые документы – произведения письменности на естесств . и искусств . языках

2) Иконические док - ты – документы несущие образы

3) Идеографические док - ты – документы использующие условные обозначения .

4) Символьные док - ты – существующие в 3 х измерениях

5) Аудиальные – аудио

6) Визуальные – фильмы

8. Разновидности документов по способу распространения в обществе

1) Опубликованные – прошли редакционно издательский цикл и изданы сравнительно большим тиражем .

2) Не опубликованные – не проходили ред . издательский цикл и изданы в небольшом кол - ве экземпляров .

3) Промежуточные – препринты – предварительные публикации рассылаемые специалистами тем коллегам , в мнении которых они заинтересованы . Репринты – копия публикации , которую учёный рассылает по просьбе своих коллег .

4) Непубликуемые – для узкого круга пользователей и как правило , имеющие распространение в рамках отдельных организаций и фирм .

9. Разновидности документов в зависимости от отношения к фиксируемой информации .

1) Первичные – непосредственно фиксируют результаты проф . деятельности в новые знания .

2) Вторичные – результат аналитико - синтетической переработки содержания первичных док - тов

3) Смешанные – аналитические обзоры – результат анализа и синтеза информации заимствованной из чужих первичных элементов и проф . деятельности его афтора .

10. Классификация электронных документов .

По наличию печатного эквивалента :

1) Эл . издание воспроизводящее соотв . печатное издание .

2) Не имеющее печатного эквивалента

По технологии распространения

1) Локальное эл издание , выпускающееся в виде определённого количества идентичных экземпляров на переносимых машиночитаемых носителях

2) Сетевое эл издание , доступное потенциально неограниченному кругу пользователей

(через коммуникационные сети )

По хар - ру взаимодействия пользователя и эл . издания

1) Детерминированное : параметры , содержание и способ взаимодействия определён издателем и не может быть изменён пользователем .

2) Недетерминированное (интерактивное ): параметры , содержание и способ взаимодействия прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами , целью , уровнем подготовки и тп . на основе информации и с помощью алгоритмов определённых издателем .

11. Типо - видовая структура документальных потоков . Типы литературы .

Тип лит - ры – исторически сложившаяся совокупность произведений , кот . отличаются от других по характеру материала , стилистическим особенностям языка и по композиции .

Каждому типу лит - ры соответствуют свои виды док - тов .

Вид док - та – это форма представления в нём информации .

6 основных типов литературы :

1) Официально - документальная

2) Научная

3) Производственно - практическая

4) Учебная

5) Справочная

6) Научно популярная

2. Информационная система

В данной работе мы будем рассматривать только безопасность технологий информационного воздействия как инструмента социального управления в государственной политики РФ. Все остальные аспекты информационного противоборства выходят за пределы исследования данной работы.

2.1 Социальное информационное пространство

В данном подразделе формулируются основные используемые термины.

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

Социальная информация - любая информация, циркулирующая в обществе, которая обеспечивает выполнение им функций именно как социальной системы . При этом для общества можно выделить некоторую информацию, имеющую для его членов наибольшее значение. Такая информация называется социально значимой.

Социально значимая информация - это информация, включающая в себя помимо всего следующие сведения :

О состоянии экономической сферы;

Об интересующих значительное количество людей событиях общественной жизни внутри страны и за рубежом;

О деятельности политических партий и движений, лидеров общества и государства;

О рынке труда и капитала и т.д.

Информационная система (ИС) - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;

Пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

Информационная сфера - совокупность субъектов информационного взаимодействия или воздействия; собственно информации, предназначенной для использования субъектами информационной сферы; информационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность осуществления обмена информацией между субъектами; общественных отношений, складывающихся в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации, обменом информацией внутри общества.

Информационно-психологическая сфера представляет собой часть информационной сферы, которая связана с воздействиями информации на психическую деятельность человека. Она образуется совокупностью :

Информации, которой они обмениваются и которую воспринимают;

Общественных отношений, возникающих в связи с информационным обменом и информационными воздействиями на психику человека.

Информационная политика - инструмент регулирования конфликтных социальных взаимоотношений в информационно-психологической сфере, разрешения противоречий по поводу власти и осуществления политического руко­водства в информационно-психологическом пространстве, а также по поводу перераспределения роли, места и функций субъектов информационно-психологической деятельности в социально-полити­ческой системе информационного общества и перевода социального взаимодействия в русло согласия.

Социальное пространство - часть информационной сферы, воспринимаемая людьми с учетом их психологических особенностей .

Информационное управление - это процесс выработки и реализации управленческих решений в ситуации, когда управляющее воздействие носит неявный характер и объекту управления предоставляется определяемая субъектом управления информация о ситуации (информационная картина), ориентируясь на которую этот объект как бы самостоятельно выбирает линию своего поведения . Это ключевое понятия для описанной здесь автоматизированной системы управления. Здесь происходит трансформация понятия управления в сферу технологий манипуляции. С этой точки зрения часто рассматривают управления PR-специалисты .

Помимо определения ИС данного в законе , нам будет удобно использовать его расширенный вариант с классификацией данной в :

ИС - это система, осуществляющая: получение входных данных; обработку этих данных и/или изменение собственного внутреннего состояния (внутренних связей/ отношений); выдачу результата либо изменение своего внешнего состояния (внешних связей/отношений).

Простой информационной системой назовем систему, элементы которой функционируют в соответствии с правилами, порожденными одним и тем же взаимонепротиворечивым множеством аксиом.

Сложной информационной системой назовем систему, которая содержит элементы, функционирующие в соответствии с правилами, порожденными отличными друг от друга множествами аксиом. При этом допускается, что среди правил функционирования различных элементов могут быть взаимопротиворечивые правила и цели. В зависимости от того, какие происходят изменения во внутреннем состоянии информационных систем, предлагается осуществить следующую классификацию (рис.1):

1) класс А - системы с неизменным внутренним состоянием;

2) класс В - системы с изменяющимся внутренним состоянием. В свою очередь в классе В можно выделить следующие подклассы:

подкласс 1 - системы с неизменным алгоритмом обработки, но с изменяющимися данными (базы данных, отдельные массивы и т.п.), которые используются в процессе обработки входной информации;

подкласс 2 - системы с адаптивным алгоритмом обработки, т.е. алгоритм настраивается на условия применения; настройка осуществляется путем либо изменения управляющих коэффициентов, либо автоматического выбора алгоритма из множества равносильных алгоритмов;

подкласс 3 - системы с самомодифицирующейся целью и соответственно с полностью самомодифицирующимся алгоритмом, выходящим за пределы множества равносильных алгоритмов

В общем виде социально-психологическая информация - это преломленная в субъективном пространстве сознания социально значащая тема, ставшая социально-психологическим феноменом, объединяющим семантику, эстетику и энергетику. Социально-психологическая информация имеет свое собственное информационное пространство, сформированное из специфических информационных полей, коррелирующее с иными пространствами и полями (социальными и психологическими).

В ходе информационного обмена в социальной системе возникают и протекают информационные процессы - т.е. процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, получения, использования и уничтожения, распространения и потребления информации .

Информационный процесс в обществе (социуме) представляет собой совокупность единства многообразия различных потоков воспроизводства, восприятия, оценки, выработки, отношения, диспозиции и позиции к информации и формирования на этой основе мотивов социального поведения. Информационный процесс - это сложное переплетение осознанного и неосознанного воздействия источника информации на все уровни человеческой психики: от биопсихологических до уровня общественного сознания.

Информационный процесс может рассматриваться :

1) в качестве объекта аналитической работы;

2) главным образом, в плане информационного воздействия на население, где определенную роль играют СМИ, где существенное место занимает информационное воздействие на массовое сознание, информационно-психологические войны;

3) как средство государственного управления.

Совокупность разного рода информационных процессов, информационных систем, системы массового сознания и психики создают систему более сложного порядка - информационное пространство .

Информационное противоборство - соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают.

Прежде чем перейти к описанию объекта защиты - информационной системы, определим объект и субъект информационных процессов (информационного противоборства)

2 2 Субъект и объект информационного противоборства

Объектом информационного противоборства является любой объект, в отношении которого возможно осуществление информационного воздействия (в том числе - применение информационного оружия) либо иного воздействия (силового, политического, экономического и т. д.), результатом которого будет модификация его свойств как информационной системы .

Объектом информационного противоборства может стать любой компонент или сегмент информационно-психологического пространства, в том числе - следующие виды :

1. массовое и индивидуальное сознание граждан;

2. социально-политическая система (в дальнейшем будет отождествляться с субъектом управления)

3. информационная инфраструктура;

4. информационные и психологические ресурсы.

Под психологическими ресурсами понимаются следующие компоненты информационного пространства:

Система ценностей общества;

Психологическая толерантность системы ценностей (устойчивость системы ценностей по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям);

Психологическая толерантность сознания граждан (устойчивость сознания граждан к манипулятивному воздействию и вовлечению в противоправную деятельность манипулятивными методами тайного принуждения личности);

Психическое здоровье граждан;

Толерантность психического здоровья граждан (устойчивость психического здоровья по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям).

Субъекты информационного противоборства (в основном по ):

  1. государства, их союзы и коалиции;
  2. международные организации;
  3. негосударственные незаконные (в том числе - незаконные международные) вооруженные формирования и организации террористической, экстремистской, радикальной политической, радикальной религиозной направленности;
  4. транснациональные корпорации;
  5. медиа-корпорации (контролирующие средства массовой информации и массовой коммуникации - СМИ и МК);

Признаки субъекта информационного противоборства :

Наличие у субъекта в информационно-психологическом пространстве собственных интересов;

Наличие в составе субъекта специальных сил (структур), функционально предназначенных для ведения информационного противоборства или уполномоченных на ведение информационного противоборства;

Обладание и/или разработка информационного оружия, средств его доставки и маскировки;

Под контролем субъекта находится сегмент информационного пространства, в пределах которого он обладает преимущественным правом устанавливать нормы регулирования информационно-психологических отношений (на правах собственности, закрепленных нормами национального и международного законодательства) или государственным суверенитетом (национальный сегмент информационного пространства как часть государственной территории);

(дополнение от 17.03.2006)

С точки зрения информационного управления объекты противоборства удобнее разделить на объекты управления и объекты коммуникации. Под объектами коммуникации понимаются средства массовой информации и массовой коммуникации (СМИ и МК). Они являются одновременно средством интерактивной коммуникации между властью, политической и экономической элитой и остальным обществом, а также односторонним инструментом информационно-психологи­ческого воздействия их владельцев на потребителей информации. Зачастую это воздействие осуществляется помимо воли адресата, например, когда информирование выступает в роли некоего фона в местах, где человек в то или иное время вынужден находиться. Что бы по этим каналам не распространялось, человек не может повлиять на источник информационно-психологического воздействия и, таким образом, вынужден воспринимать информацию, в которую вплетены психологические манипуляции .

По форме организации СМИ и МК подразделяются на:

Телевещание

Радиовещание

Газеты и журналы

Книгопечатные издательства

Электронные ресурсы Internet

2 3 Система управления (объект защиты)

Выражая сущность информационной политики через категорию «информационная власть», можно говорить о том, что «информационная политика - это способность и возможность субъектов политики оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность в интересах государства и гражданского общества с помощью информации» .

«Продолжающееся в психологии движение в направлении, связанном с попытками построения общих законов социального поведения, выглядит ошибочным, а связанное с ним убеждение, что знание о социальном взаимодействии может быть накоплено так же, как знание в естественных науках, выглядит неоправданным» . Социально-психологическое исследование - это, прежде всего, историческое исследование, а социальное прогнозирование - это анализ социально-психологической памяти.

Система государственного информационного управления должна контролировать социальную динамику граждан (территориально ограниченной нации) своей страны. Эта система управления и является объектом защиты.

В технических системах под управлением понимается «процесс организации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого этот объект переводится в требуемое (целевое) состояние» . В качестве объекта управления возьмем массовое и индивидуальное сознание граждан страны. Состояние объекта изменяется под действием среды, в которой он находится. Пусть X - состояние среды, взаимодействующей с объектом, а Y - состояние объекта (1). Тогда объект можно представить как преобразователь F 0 состояния среды в состояние объекта :

где F 0 - пока неизвестный оператор связи входа X и выхода Y объекта, характеризующий специфику его работы. (Здесь X уже выступает как вход, а Y - как выход объекта.)

Говоря об управлении как о целенаправленном процессе, нельзя обойти того, чьи цели реализуются в процессе управления. Для этого необходимо ввести понятие «субъекта», который является источником целей, реализуемых управлением. В «идеале» субъектом должно являться государство, однако в качестве него могут выступать любые субъекты, описанные выше или их совокупность.

Если состояние Y объекта удовлетворяет потребностям субъекта, взаимодействующего с этим объектом и эксплуатирующего его, то никакого управления не нужно. Если же состояние объекта почему-либо не удовлетворяет потребностей субъекта, то последний должен организовать такое воздействие на объект, которое перевело бы объект в новое состояние, удовлетворяющее субъекта. Это и есть управление .

Информация ‹X" , Y "› образует сенсорную среду субъекта, т. е. ту часть среды ‹Х , Y ›, которую он способен воспринять своими сенсорами. Удобно (хотя это и не соответствует действительности) считать, что субъект всегда по поводу любого объекта формулирует свою цель (цели) Z *, реализация которой в объекте приведет, по мнению субъекта, к удовлетворению его потребностей. Эта цель представляет собой набор требований, предъявляемых субъектом к состоянию Y объекта. Будем обозначать выполнение целевых требований Z* в объекте равенством

а невыполнение - неравенством

В последнем случае (при отсутствии управления) цели субъекта не реализуются. В результате субъекту приходится решать дилемму:

1) либо смириться с существующим положением, выраженным неравенством (3), и тем самым терпеть определенный ущерб, связанный с неудовлетворением своих потребностей;

2) либо создать систему управления, которая реализовала бы его цели Z * в объекте, т. е. добиваться выполнения равенства (2), но при этом затратить неизбежные средства и усилия на ее создание и эксплуатацию.

Во всяком случае, для реализации управления необходимо создать канал управления U , с помощью которого можно влиять на состояние объекта управления:

где F 0 - по-прежнему оператор работы объекта, но учитывающий наличие фактора управления U. В нашем случае это информация, распространяемая средствами массовой информации и массовыми коммуникациями. Теперь можно создавать систему управления, под которой будем понимать совокупность алгоритмов обработки информации и средств их реализации, объединенных для достижения заданных целей управления в объекте.

Блок-схема системы управления показана на рис. 2. Здесь D X и D Y - датчики, измеряющие состояние среды и объекта соответственно. В качестве D X может выступать какая-либо аналитическая служба, оценивающая особенности восприятия среды массовым и индивидуальным сознанием граждан, а в качестве D Y - социологический анализ эмпирических фактов (Как например «Validata» или Институт комплексных социальных исследований РАН ). Результаты измерений

поступают на управляющее устройство (УУ, в данном случае государственный аппарат), которое вырабатывает команды управления U. Эти команды должны быть обработаны исполнительными механизмами (ИМ, т.е. СМИ и МК), с тем чтобы изменить состояние управляемого входа U" объекта.

Для функционирования управляющего устройства ему нужно сообщить цель Z * управления (к чему следует стремиться в процессе управления), а также алгоритм управления φ - указание, как добиваться поставленной цели, располагая информацией о состояниях среды, объекта и цели:

(6)

Как видно, управление связано прежде всего с целями {Z *}, которые поступают извне в систему управления. Эти цели образует (генерирует) субъект, который и является потребителем будущей системы управления объектом. Субъект выступает в качестве заказчика и потребителя создаваемой системы управления.

Управляющее устройство представляет собой автоматизированную систему административно-организационного управления, предназначенное для комплексной автоматизации всех или большинства основных функций органов управления: сбор и анализ информации, планирование и принятие решений, доведение решений до исполнителя и контроль исполнения. Оно представляет собой сложный комплекс коллективов специалистов, математического, программного и информационного обеспечения.

Данная модель хорошо подходит для описания технических систем, но в нашем случае не учитывает некоторых факторов, таких как множество субъектов, имеющих интересы в едином информационном пространстве, способ и адекватность восприятия среды X 0 самим субъектом и формирование целей Z *.

Для этого придется значительно переделать схему управления, описанную у Растригина Л.А. , так как показано на рис. 3.

С начало необходимо определить цели (множество целей), которые должны быть реализованы в процессе управления. Слово «цель» - здесь используется в смысле модели потребного будущего субъекта, т. е. некоторого определенного состояния среды (объект выделяется из среды условно), которое желательно потребителю и которое в определенном смысле «неестественно», т. е. не реализуется естественным образом без вмешательства извне (без управления).

Субъект в процессе общения с окружающей средой фиксирует свое внимание на тех ее параметрах, которые, с одной стороны, определяют состояние его потребностей, а с другой - могут быть им изменены, т. е. субъект располагает средствами для такого воздействия на среду, при котором эти параметры изменяются в нужную ему сторону. Будем считать, что субъект, образуя цели, реагирует только на эти параметры. Параметры среды, которые определяют его потребности, но не могут быть изменены субъектом, вообще говоря, косвенно влияют на его поведение при целеобразовании. Здесь, по-видимому, вступает в действие механизм эмоций, что не может не оказать влияния на процесс образования цели.

Таким образом, УУ воспринимает окружающую среду как конечный или бесконечный набор ее параметров

каждый из которых интересует субъекта и может быть им изменен. Восприятия окружающей среды образуется также и под информационным влиянием субъекта-агрессора. Воспринимаемая субъектом ситуация всегда управляема:

где U, R - управление субъектов. Однако свои цели УУ формулирует не в терминах среды S : субъекту удобнее оперировать иными, свойственными ему понятиями (назовем их целевыми). Пусть эти целевые понятия описываются вектором

где каждый целевой параметр z i однозначно определяется ситуацией S , т. е.

а функции ψ i ( ) определяют связь состояния среды и целевого параметра z i . Если рассматривать k -мерное пространство целей { Z }, то в нем субъект может сформулировать свою цель как .

Под структурой объекта будем понимать вид, характер зависимости F 0 состояния объекта Y от его входов (4). В общем случае зависимость F 0 определяется некоторым алгоритмом, который указывает, как, располагая информацией о входах X, U и R , определить выход Y . Вид этого алгоритма с точностью до его параметров и определяет структуру F 0 . Условно можно считать, что модель F 0 состоит из структуры и параметров:

где St - структура модели F, C = (с 1 , ..., с k ) - ее параметры. Особенностью структуры, например, является то, что объект по входу X воспринимает среду в ничтожном объеме. С ростом народонаселения человек оказался в определенной степени отделенным от реальности. Он непосредственно общается с весьма ограниченным кругом людей, и для него все большую роль приобретает общее информационное поле, образуемое в основном по входу U и R . Массовое сознание по каналу X может воспринимать только информацию, влияющую в равной степени на всех индивидов (например, рост цен на бензин).

Параметры C = (с 1 , ..., с k ) в основном определяют, что процессы в системе являются немарковскими (т.е. процессы с «памятью»). В качестве основных параметров можно выделить следующие :

с 1 - потребностно-мотивационные (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания);

с 2 - интеллектуально-познавательные (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление);

с 3 - эмоционально-волевые сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы);

с 4 - коммуникативно-поведенческие (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).

Эти параметры можно выделить как в индивидуальном так и в массовом сознании. В результате оператор F 0 , принимает сложную форму:

Максимально возможное сведение процессов к марковским, является упрощением алгоритмов управления, и поэтому может использоваться как субъектом-агрессором так и управляющим устройством (, ).

Объект управления является «сложным», так как обладает следующими свойствами (классификация по ):

1. Отсутствие необходимого математического описания . Под математическим описанием подразумевается наличие алгоритма F вычисления состояния объекта Y по наблюдениям его входов. С точки зрения рассмотрения человека и общества как информационных самообучающихся систем, в них можно выделить следующие типы сетей :

С-сети - информационные самообучающиеся системы, в которых освоение информации происходит благодаря рождению элементов в системе.

СР-сети - информационные самообучающиеся системы, в которых освоение информации происходит благодаря гибели и рождению элементов системы.

Р-сети - информационные самообучающиеся системы, в которых освоение информации происходит благодаря разрушению элементов системы.

Проблема обучения информационной самообучающейся системы (человеческого социума), построенной на принципах СР-сети (класс B, подкласс 3), решению любой задачи, даже при условии, что информационная емкость СР-сети ("исходное количество элементов) достаточна для хранения поступающей на вход информации, является алгоритмически неразрешимой . Однако обучения одного человека, как Р-сети (нейроны только гибнут) задача алгоритмически разрешимая (доказательства приведены в ).

2. «Зашумленность» - также очень важная черта объекта управления, характеризующая трудность процессов анализа и управления ими. Зашумленность обусловлена тем, что рассматриваемая информационная система является сложной (из приведенной выше классификации). Поэтому поведение объекта зачастую оказывается неожиданным для субъекта, причем эту неожиданность удобнее рассматривать как случайный фактор, как зашумленность, чем разбираться в механизме второстепенных процессов, протекающих в сложной системе и порождающих неожиданность ее поведения. Задачей УУ является сведение этих второстепенных процессов к минимуму . Для этого в технологиях манипуляции сознанием принят классический метод навязывания мифа об отсутствии социальных конфликтов и мифа о неизменной природе человека , которые, в конечном счете, способствуют преобладанию пассивности в массовом сознании. Однако в некоторых случаях наблюдается отход от этой модели, как например развязывание уличных беспорядков в 60-е годы в Америке , или инициирование погромов в 1938 году в Германии . В обоих случаях порождение страха в массовом сознании способствовало ужесточению режима власти.

3. «Нетерпимость» к управлению является, пожалуй, самой досадной чертой сложной системы. Дело в том, что она существует, грубо говоря, вовсе не для того, чтобы ею управляли. Она «не любит» управления по причине «независимости» своего существования от целей субъекта, желающего управлять ею. Трудно рассчитывать на то, что «собственные» цели сложной системы совпадут с целями управления. Скорее они будут противоречить друг другу. Это и вызывает «негативную» реакцию сложной системы на управление, цель которого с ней «не согласована». Необходимое условие, здесь это сделать управление незаметным. Для этого используются различные механизмы манипуляции сознанием, которые человек не осознает .

4. Нестационарность сложной системы естественно следует из ее сложности. Нестационарность проявляется в дрейфе характеристик системы, в изменении ее параметров, в эволюции сложной системы во времени. Чем сложнее система, тем более рельефно проявляется эта ее черта, что создает серьезные трудности при создании модели сложной системы и управлении ею. Нестационарность объекта управления проявляется не только в моделировании его как СР-сети, но и в постоянной миграции населения и нестабильности демографической ситуации, что осложняет моделирование системы.

5. Невоспроизводимость экспериментов со сложной системой также является ее важной чертой. Она связана прежде всего с зашумленностью и нестационарностью сложной системы. Проявляется эта черта в различной реакции системы на одну и ту же ситуацию или управление в различные моменты времени. Сложная система как бы все время перестает быть сама собой. Эта черта накладывает специальные требования на процессы синтеза и коррекции модели системы. Прогнозирование социальной динамики практически не имеет точного математического аппарата.

Культура выступает как гуманизирующая основа , как сово-купность всех наследственных информации, способов их органи-зации и сохранения. Социальная память, как хранилище тради-ций, нуждается в постоянном информационном питании.

Социальная и культурная информация играют значительную роль в формировании общественного мнения.

Социальная информация - это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникацион-ный процесс.

Значение социальной информации трудно переоценить, т.к. она является важным фактором воспитания подрастающего по-коления; при этом с ее помощью, как справедливо отмечает М.Г. Гутина, «обеспечивается не только преемственность культур, но и способность нового поколения к развитию, инновациям, а общества - к саморазвитию и прогрессу».

Ярким примером канала передачи социальной информации является традиционная культура .

Средства массовой информации и учреждения досуга

СМИ - вполне самостоятельная социокулътурная система в информационном обществе, которую с учреждениями досуга объ-единяет принадлежность к массовым коммуникациям, играющим значительную роль в формировании общественного мнения, об-щественного сознания и поведения. Исторически сложились сле-дующие способы их взаимовлияния и взаимодействия:

тиражирование в учреждениях культуры и досуга форм, родившихся на радио, ТВ.

конкурсные программы: КВН, «А ну-ка, девушки!», «А+Б» (агитбригад), «Алло, мы ищем таланты!»;

Театрализованные информационно-развлекательные про-граммы: «От всей души», «Огонек», «С добрым утром»;

Интеллектуальные шоу: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы».

В свою очередь, из клубов и Домов культуры на экраны, в эфир пришли :

Традиционные устные альманахи: «В мире животных», «Кинопанорама», «Здоровье», «Кинопутешествия»;

Фестивали: «Радуга», «Виктория»:

Праздники народного творчества: «Играй, гармонь», «Шире круг», «Эх, Семеновна!»;

Клубные гостиные: «Зеленая лампа», «В нашу гавань за-ходили корабли», «Театр + ТВ», «Белый попугай»;

Встреча с интересным человеком: «Студия Останкино приглашает», «VIP», «Персона грата», «ЖЗЛ»;

Всевозможные ток-шоу: «Тема», «Мы», «Глас народа», суть которых - клубный диспут, распространенный в зарубеж-ном досуге дискуссионный клуб;

практика образовательных программ на радио, ТВ, специальных периодических изданий и отдельных рубрик в по-мощь школьникам, студентам, всем желающим получить ту или иную полезную информацию;

освещение в СМИ проблем культуры, искусства, досу-га; популяризация культурно-досуговых программ, рекламная информация.

развитие новых форм досуга на основе современной ин-формационно-коммуникативной техники: интернет-кафе, интернет-клубы, компьютерные классы, холлы, центры; виртуаль-ные шоу, вакационные парки, электронные библиотеки...

создаваемые в системе общественного досуга мульти-медийные центры (обучение всех желающих навыкам овладе-ния современными информационными технологиями), медиаобразовательные программы (обучение рациональному пользова-нию информационными источниками); воспитание культуры по-требления информации.

Взаимодействие учреждений культуры и средств массовой информации проявляется в основном в том, что последние ин-формируют население о деятельности культурно-досуговых уч-реждений по организации содержательного досуга и дают рек-ламу ближайших массовых мероприятий.

Велика роль модератора – посредника в подаче информации. (примеры популярных теле ведущих (Познер, Малахов, Собчак, Андреева и др).

Непрерывное образование в течение всей жизни - норма большинства . Всевозможные курсы, стажировки, открытые семина-ры для взрослых, открытые школы (школы выживания, школы диабетиков, школы для родителей), студии, литературные клубы, спич-клубы, клубы юных фермеров.

Высока досуговая активность пожилых, людей. Многие обретают дополнительные навы-ки, новые профессии; спрос на информационно-познавательные, образовательные формы велик. Общество и государство, органи-зуя содержательный досуг людей «третьего возраста», обеспечи-вают формирование образцов, на которые будут равняться дети и внуки.

В США пользуются Интернетом 67% населения (в России – около 10%).. Любители Сети считают самыми важными источниками информации Интернет, книги, участие в клубах, общественных организациях, тогда как «неподключенные» - телевидение и радио.

Персональный компьютер в подавляющем числе стран мира стал потребительским товаром длительного пользования. Одной из распространенных информационных тех-нологий являются автоматизированные базы (банки ) данных в области культуры и искусства. С помощью компьютера можно добраться до любого электронного архива, библиографического каталога, пройтись по залам мировых сокровищниц, музеев и т.п. 350 млн. пользователей Интернета получили доступ к шедеврам Лувра, Эрмитажа, Национальной галереи Вашингтона, к старин-ным фолиантам Аристотеля, Вергилия, Данте в Риме, ценней-шим рукописям Ватикана. Правительство Китая реализует про-грамму введения в Сеть полного объема информации о многове-ковой китайской культуре.

Потоки разнообразной информации, которой люди в возрастающих объемах и глобальном масштабе постоян-но обмениваются друг с другом, образует информационную «ат-мосферу» Земли - инфосферу

Зарубежные информационно-просветительские техноло-гии строятся на соединении приятного с полезным. Среди ве-дущих образовательных Центров Канады - Центр усовершенст-вования в Банфе (курортный городок в провинции Альберта), на территории Первого национального парка страны. Окруженный живописными склонами Скалистых гор, он стал местом палом-ничества людей искусства, ибо здесь сама природа покровитель-ствует творчеству, привлекает туристов со всего света. Альпи-низм, пешие прогулки, достопримечательности и великолепные высокогорные ландшафты с ледниками и озерами, с хвойными лесами и горячими минеральными источниками - летом. Горные лыжи и лучшие в мире спортивные комплексы - зимой..

В США популярны психологические тренинги, культ здоро-вья, культ спорта. В пропаганду здорового образа жизни вовле-чены все: от домохозяек до президента.

В сфере физической культуры и пропаганды здорового об-раза жизни разрабатываются все новые и новые валеологические методики .

Культурно-спортивные комплексы и социальные агентства ведут широкомасштабную просветительную работу, используя все средства, от лозунгов на майках, напоминающих, что здоровым быть престижно и выгодно, до маркетинговых кампаний, антинаркотических, антиспидовских акций, шоу. Сис-тематическое и планомерное санитарно-гигиеническое и физиче-ское образование и просвещение служит гарантией жизненного успеха.

В последнее десятилетие американская и западноевропейская модели досуга, создав материально развитую инду-стрию развлечений, сосредоточились на педагогике досуга, ориентированной на формирование досуговой квалификации, выработку системы установок, умений и навыков рациональ-ного времяпрепровождения. Логика самодеятельной простоты, самообеспеченности и самоуправляемости в досуге - вот ориентиры будущего.