Значение талант, мера веса в энциклопедии брокгауза и ефрона. Вопросы Талант валюта какой страны

Всех с Успением Пресв. Богородицы!
Несомненно, тишина, мир и покой веет от этого праздника. И торжество жизни после смерти.
Но в связи с празднованием мало кто, наверно, из служителей комментировал сегодняшнее воскресное евангельское чтение. А между тем оно замечательно некоторыми деталями, на которые, возможно, многие не заостряют внимание.

Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его
(Мф., гл. 18).

Я с годами прихожу к следующему выводу: в отдельных случаях священный покров, вольно или невольно при благочестивых чувствах надетый на евангельские тексты, мешает их живому восприятию. Устраняет удивление, например. Этот покров, иногда слишком искусственный, заранее настраивает воспринимать священные тексты как должное, от начала до конца. Но при этом что-то неизбежно ускользает, прежде всего живость восприятия! Примерно так воспринимают малые дети разные смешные истории, написанные для детей взрослыми. Но сами дети еще не вполне доросли, чтобы понять всю остроту тех историй, которые им читают, - нужно еще некоторое время.

Поясню на личном примере. Я хорошо запомнил, как мне лет в пять мама или бабушка читала «Телефон» К. Чуковского или «Вот какой рассеянный» С. Маршака.

Мне читали:
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.

А мне нисколько не было смешно. Я всё воспринимал как должное: ну надел и надел…
Не говоря уже о таких нюансах как «нельзя ли у трамвала вокзай остановить?» и др. Потом лет в 16 уже мне попалось это стихотвореньице, и я расхохотался, в том числе и от того, что вспомнил себя тогда, пятилетнего, нисколько не реагировавшего на всю удивительность и парадоксальность описанной Маршаком ситуации, которая, с одной стороны, нереально преувеличена, а с другой, по-своему жизненна и этим трогает.

Вот примерно так же обстоит дело с некоторыми евангельскими притчами или отдельными острыми выражениями в них. Что такое эти десять тысяч талантов?... Это до невозможности, невообразимо, бесконечно или нереально много! В жизни такого не бывает.

«Тала́нт (др.-греч. τάλαντον, лат. talentum) - единица массы и счётно-денежная единица, использовавшаяся в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке. В Римской империи талант соответствовал массе воды, по объёму равной одной стандартной амфоре (то есть 1 кубическому римскому футу, или 26,027 литра). Талант был наивысшей весовой единицей в таблице греческих мер (собственно слово τάλαντον означало «весы»; затем «груз»). Как определённая весовая единица, талант упоминается уже у Гомера, причём везде взвешиваемым предметом является золото. По выводам метрологов, масса таланта равнялась массе семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжёлого золотого вавилонского шекеля, равного 16,8 кг… Если выразить эти определения в современных мерах, то окажется, что тяжёлый талант золота весил 50,4 кг, тяжёлый талант серебра - 67,2 кг, лёгкие таланты весили вдвое меньше. У других восточных (семитических) народов обозначения таланта были приблизительно те же: так, финикийский талант (серебряный) равнялся 43,59 кг, еврейский весил 44,8 кг, персидский талант золотой весил 25,2 кг, серебряный - 33,65 кг, торговый - 30,24 кг».
Итак, получается, что 10000х30 = 300000 кг или 300 тонн. Ну 200… «Царь-колокол» в московском Кремле столько весит. Или это полный железнодорожный вагон того же серебра? А может, два таких вагона, три или сколько?.. Вообразим, а как вообще мог в то время кто-нибудь «задолжать» столь неподъемную сумму, в буквальном смысле? Как мог ее занять, а потом транспортировать куда-то к себе, и сколько бы охраны и прочих людских ресурсов на это понадобилось?.. Или пусть постепенно, но тогда в течение скольких лет и какое количество раз мог он занимать у своего господина такой объем или/и просто провороваться? Сейчас можно безналично и виртуально оперировать миллиардными суммами денег, это легко понять. Но в те-то времена?...

Нет, приходится признать, что здесь явный гротеск, гипербола в этой притче. Примерно, как Иисус говорил о «вере с горчичное зерно», которую, если кто имеет, то когда скажет какой-нибудь горе «подвинься отсюда туда», то будет ему.

А вот сто динариев – это более чем реальная сумма. Не слишком (и уж тем более не фантастически) большая, но и не такая уж малая. Вспомним из других мест Евангелий, что один динарий – это была довольно распространенная плата одного трудодня в поле (см. Мф. 20, 1-15). Для скромного труженика тех лет сумма могла быть довольно значительной – трехмесячный оклад при непрерывной работе без выходных, допустим. Для нашей российской провинции можно предположить, что заработок одного дня составит от 300, 500 и максимум до 1000 р. у скромных бюджетников. То есть 30000, 50000 или 100000 р.

А вот в сочетании нереального и реального, гротескного и обыденного, как в данной притче или в талантливом художественном произведении, могут раскрываться простые, но важные истины, и когда они преподносятся в такой ярко-образной форме, то лучше врезаются в сознание. Даже если отдельные детали, подчас удивительные, при этом ускользают. Потом слово глубже прорастает в сердце человека, и эти детали могут неожиданно броситься в глаза. Ну ясно же, что в нарочито-грубой форме под царем, простившим раба, задолжавшего ему бесконечно много в виде сотен тонн серебра, подразумевается Бог, прощающий сколь угодно тяжкий грех или неподъемный долг. Как ясно и то, что ни жена, ни дети того раба, ни все его имущество не было сопоставимо с суммой того долга. Да и не нужно ничего было тому хозяину, он всё и так имел. Так же, как каждый из нас может себя ощущать неоплатным должником перед Богом, с одной стороны, тогда как самому Творцу от нас ничего не нужно, кроме доброго сердца, с другой. Но это прощение Иисус озвучивает при одном простом условии: если сам человек готов простить должнику своему. «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…». Вместо этого прощенный раб, встретив своего должника, стал не просто добиваться от него причитающихся ему 100 динариев (заработок трех месяцев, как-никак), но сначала «схватив его, душил», а потом «посадил его в темницу, пока не отдаст долга».

Некоторые щепетильные православные нередко переживают, что не могут простить своих обидчиков, в том смысле, что не могут забыть причиненные когда-то им раны. Ну ясно, что здесь совсем не тот случай. Хотя, с другой стороны, притча сказана в связи с вопросом ап. Петра «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». То есть, сколько бы ни было, бесконечно. Понятно, что степень прощения и его глубина может быть различной. По данной притче хватит уже и того, если с должника не требуешь ультимативно и не «душишь» его, если не физически, то словесно! А если старое всплывает в памяти, ну что ж… Наша природа такова, тело, в частности, что если причинить ему рану, то рубец или шрам остается на всю дальнейшую жизнь. А еще бывает то, что рана не сразу заживает, но гноится или кровоточит, если она сильная или глубокая. Такова жизнь…

talentum ) - единица массы, использовавшаяся в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке. В Римской империи талант соответствовал массе воды, по объёму равной одной стандартной амфоре (то есть 1 кубическому римскому футу , или 26,027 литра).

Талант был наивысшей весовой единицей в таблице греческих мер (собственно слово τάλαντου означало «весы»; затем «груз»). Как определенная весовая единица, талант упоминается уже у Гомера , причем везде взвешиваемым предметом является золото . По выводам метрологов , вес таланта равнялся весу семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжелого золотого вавилонского шекеля, равного 16,8 г. Гомеровские таланты производились в форме продолговатых круглых брусков, похожих на древнейшие золотые статеры . Кроме того, в гомеровское время были в обращении полуталанты весом в 8,4 г.

Помимо гомеровского маловесного таланта, в ту же эпоху был известен талант, соответствовавший 3 золотым статерам или 6 аттическим золотым драхмам и весивший 26,2 г. Впервые о нём упоминается в связи с победой сицилийских греков над карфагенянами при Гимере (480 до н. э.); затем у писателей до II века до н. э. он служит для обозначения весовой меры золотых предметов, которые давались в награду (венки) или посвящались в храмы. В зависимости от переменных обозначений драхмы или мины, по отношению к которым талант представлял кратную величину (талант делился на 60 мин, мина на 100 драхм, то есть в таланте было 6000 драхм), количественное определение таланта было весьма различно, тем более, что он употреблялся и как весовая, и как денежная единица. Прототипом греческих талантов был вавилонский талант, имевший форму бронзового льва на подставке. Тяжелый талант весил 60,4 кг, легкий царский талант - вдвое меньше. Шестидесятая часть мины весила столько же, сколько гомеровский талант (16,8 г), и была основной наименьшей единицей, служившей для весового определения как благородных металлов, так и всех весомых предметов. Эта весовая единица служила также денежным знаком, причем 100 таких лёгких единиц (по 8,4 г) или 50 тяжелых составляли тяжелую мину золота. В свою очередь, легкая мина делилась на 50 единиц или 100 половин. 3000 этих единиц, тяжелых или легких, составляли тяжелый или легкий талант золота. Таким образом, в вавилонской системе мер денежные знаки отделились от весовых, причем только 1/60 весовой мины или 1/50 часть мины золота были общими для обеих систем. Ценность серебряных денежных знаков определялась отношением, которое было признано в древности за норму и по которому одна золотая монета приравнивалась к 10-ти равновесным серебряным. Впрочем, вследствие более высокой цены на золото вместо отношения 1:10 обычно встречалось отношение 1:13 1 / 3 . По весу царский талант содержал 60 царских мин, или 72 мины золота, или 54 мины серебра. Отношение таланта золота к царскому таланту (по весу) было равно 5:6, таланта серебра к таланту золота 4:3, таланта серебра к царскому таланту - 10:9. Если выразить эти определения в современных мерах, то окажется, что тяжелый талант золота весил 50,4 кг, тяжелый талант серебра - 67,2 кг, легкие таланты весили вдвое меньше. У других восточных (семитических) народов обозначения таланта были приблизительно те же: так, финикийский талант (серебряный) равнялся 43,59 кг, еврейский весил 44,8 кг, персидский талант золотой весил 25,2 кг, серебряный - 33,65 кг, торговый - 30,24 кг. Древнейшая система весовых мер - эгинская, существование которой приурочивается уже к эпохе Ликурга и которая была принята в Спарте и в Аргосе (в начале VII века), - приближается к вавилонской системе: так, отношение эгинского статера к вавилонскому выражается отношением 27 к 25. Когда Солон ввёл новую систему мер веса и денежных знаков, эгинский талант остался в обращении в качестве торговой весовой меры (действительная величина его уменьшилась до 36,156 кг.). Серебряный талант (аттический или евбейский) как денежная единица был приравнен к 26,196 кг. Со времени

Талант мера веса (τάλαντον, talentum) - наивысшая весовая единица в таблице греческих мер (собственно слово τάλαντου означает "весы"; затем "груз"). Как определенная весовая единица, Т. упоминается уже у Гомера , причем везде взвешиваемым предметом является золото. По выводам новейших метрологов, вес Т. приравнивается весу семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжелого золотого вавилонского шекеля, равного по весу 16,8 г (3 зол. 90,1 дол.), а по цене - 10 руб. (золотом). Гомеровские таланты вырабатывались в форме продолговатых круглых брусков, похожих на древнейшие золотые статеры. Кроме того, в гомеровское время были в обращении полуталанты весом в 8,4 г. Помимо гомеровского маловесного Т., в историческую пору был известен Т., соответствовавший 3 золотым статерам или 6 аттическим золотым драхмам и весивший 26,2 г (6 зол. 13,6 дол.). Впервые о нем упоминается по поводу победы сицилийских греков над карфагенянами при Гимере (480 г. до Р. Х.); затем у писателей до II-го в. до Р. Х. он служит для обозначения весовой меры золотых предметов, которые давались в награду (венки) или посвящались в храмы. В зависимости от переменных обозначений драхмы или мины, по отношению к которым Т. представлял кратную величину (Т. делился на 60 мин, мина на 100 драхм, т. е. в Т. было 6000 драхм), количественное определение Т. было весьма различно, тем более, что он употреблялся и как весовая, и как денежная единица. Прототипом греческих Т. был вавилонский Т., имевший форму бронзового льва на подставке; тяжелый Т. весил 60,4 кило (147,5 фн.), легкий царский Т. - вдвое меньше (около 74 фн.) Шестидесятая часть мины весила столько же, сколько гомеровский Т. (16,8 г, или 3 зол. 90 дол.), и была основною наименьшею единицею, служившею для весового определения как благородных металлов, так и всех весомых предметов. Эта весовая единица служила также и денежным знаком, причем 100 таких легких единиц (по 8,4 г) или 50 тяжелых составляли тяжелую мину золота; в свою очередь легкая мина делилась на 50 единиц или 100 половин. 3000 этих единиц, тяжелых или легких, составляли тяжелый или легкий Т. золота. Таким образом, в вавилонской системе мер денежные знаки отделились от весовых, причем только 1/60 весовой мины или 1/50 часть мины золота были общи обеим системам. Ценность серебряных денежных знаков определялась отношением, которое было признано в древности за норму и по которому одна золотая монета приравнивалась к 10-ти равновесным серебряным; впрочем, вследствие более высокой цены на золото вместо отношения 1:10 обыкновенно встречалось отношение 1:13 1/3 . По весу царский Т. содержал 60 царских мин, или 72 мины золота, или 54 мины серебра. Отношение Т. золота к царскому Т. (по весу) было равно 5:6, Т. серебра к Т. золота 4:3, Т. серебра к царскому Т. - 10:9. Если выразить эти определения в единицах современных мер, то окажется, что тяжелый Т. золота весил 50,4 кило (123,1 фн.), тяжелый Т. серебра - 67,2 кило (164,1 фн.); легкие Т. весили вдвое меньше. Ценность легкого Т. золота соответствовала бы на наши деньги 17577 золотым металлическим рублям, стоимость легкого Т. серебра - 1512 руб. (золотом). У других восточных (семитических) народов обозначения Т. были приблизительно те же: так, финикийский Т. (серебряный) равнялся 43,59 кило (106,4 фн.) и стоил 1961 руб. (золотом), еврейский Т. весил 44,8 кило (109,4 фн.) и стоил: золотой - 26875 руб. (золотом), серебряный - 2016 руб. (золотом); персидский Т. золотой весил 25,2 кило (61,54 фн.), серебряный - 33,6 кило (82,05 фн.), торговый - 30,24 кило (73,84 фн.) и стоил: золотой 15120 руб. (золотом), серебряный - 1512 руб. (золотом). Древнейшая система весовых мер - эгинская, существование которой приурочивается уже к эпохе Ликурга и которая была принята в Спарте и в Аргосе (в начале VII века), - приближается к вавилонской системе: так, отношение эгинского статера к вавилонскому выражается отношением 27 к 25. Цена древнеэгинского серебряного Т. составляла 1815 руб. (золотом), позднее - 1032 руб., при Солони 1615 руб. (золотом); вес эгинского Т. равнялся 36,29 кило (88,62 фн.). Когда Солон ввел новую систему мер веса и денежных знаков, эгинский Т. остался в обращении в качестве торговой весовой меры (действительная величина его уменьшилась до 36,156 кило - 88,3 фн.); Т. серебряный (аттический или евбейский) как денежная единица был приравнен к 26,196 кило (63,97 фн.) и стоил 1125 руб. (золотом). Со времени Александра Великого вес аттического таланта равнялся 25,902 кило (63,3 фн.). Ср. Hussey, "Essay on the ancient weights and money, and the Roman and Greek liquid measures" (Оксфорд, 1836); Boeckh, "Metrologische Untersuchungen ьber Gewichte, Mü nzfьsse und Masse des Altertums in ihrem Zusammenhange" (Б., 1838); Brandis, "Das M ü nz-Mass und Gewichtswesen in Vorderasien bis auf Alexander den Grossen" (Б., 1866); Lenormant, "La monnaie dans l"antiquit é " (П., 1878-79); F. Hultsch, "Griechi sche und Rö mische Metrologie" (Б., 1882); Wex , "Metrologie Grecque et Romaine" (П., 1886). Остатки метрологической литературы древности собраны и комментированы Hultsch"ем в его издании: "Metrologicorum Scriptorum reliquiae" (Лпц., 1864, 1866).
. О.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Талант мера веса" в других словарях:

    - (τάλαντον, talentum) наивысшая весовая единица в таблице греческих мер (собственно слово τάλαντου означает весы; затем груз). Как определенная весовая единица, Т. упоминается уже у Гомера, причем везде взвешиваемым предметом является золото. По … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Содержание 1 Единицы измерения массы 1.1 Метрическая система 1.2 Меры массы в науке … Википедия

    - (лат. talentum, от греч. собственно весы). 1) определенная сумма денег у древних иудеев, а также вес = ок. 3 пудов. 2) вес серебра у греков = ок. 1,5 пуда. 3) вес в Греции и на Ионич. остр. = 100 английск. фунт. 4) дарование, способность к какой… … Словарь иностранных слов русского языка

    Таланта, м. [греч. talanton, букв. вес, весы]. 1. только ед. Дарование, одаренность, выдающиеся природные способности. «Твое искусство, твой талант почтили данью равной.» Некрасов. || чаще мн. Вообще способность к чему н., уменье что н. делать… … Толковый словарь Ушакова

    талант - а, м. 1) Выдающиеся врожденные качества, способности, высокая степень одаренности. Талант музыканта. Талант актерского перевоплощения. Поэтический талант. Он ясно увидел, что вся эта порывчатость, горячка и нетерпение не что иное, как… … Популярный словарь русского языка

    Талант - при земной жизни Иисуса Христа талант был равен 1,29 российского царского рубля. В Новом Завете в качестве денежной единицы он упоминается только один раз: в притче Спасителя о талантах (Евангелие от Матфея, 25, 14–30). В остальных случаях… … Православная энциклопедия

    I талант I, род. п. а мера веса, Нов. зав., Матф. 25, 15 и сл. (у Лескова и др.), русск. цслав., ст. слав. таланътъ τάλαντον (Зогр., Мар., Остром.). Из греч. τάλαντον весы; денежно расчетная единица от ταλαντ несущий; см. Фасмер, Гр. сл. эт.… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    талант (1) - (греч. денежная единица). Заимств. из ст. сл. яз., где таланътъ < греч. talanton «денежная единица» < «мера веса» (золота, серебра) < «весы» (от talanteuō «качаю, колеблю» > «взвешиваю»). Ср. евангельскую притчу о зарытом в землю… … Этимологический словарь русского языка

    Тал’ант денежная единица и мера веса в древности, равная 3000 сиклей (36 кг) (Исх.38:25 26) (срн. 4Цар.5:23). В некоторых местах, очевидно, употребляется фигурально (2Цар.12:30 ; Отк.16:21). Это слово только благодаря притче Спасителя… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    талант - Греческое – talanton (денежная единица, «весы», «несущий»). На Руси слово употреблялось в церковнославянском и старославянском языках в значении «мера веса» с XI–XII вв. Наряду с таким значением, слово употреблялось и в переносном смысле –… … Этимологический словарь русского языка Семенова

(τάλαντον, talentum) - наивысшая весовая единица в таблице греческих мер (собственно слово τάλαντου означает "весы"; затем "груз"). Как определенная весовая единица, Т. упоминается уже у Гомера, причем везде взвешиваемым предметом является золото. По выводам новейших метрологов, вес Т. приравнивается весу семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжелого золотого вавилонского шекеля, равного по весу 16,8 г (3 зол. 90,1 дол.), а по цене - 10 руб. (золотом). Гомеровские таланты вырабатывались в форме продолговатых круглых брусков, похожих на древнейшие золотые статеры. Кроме того, в гомеровское время были в обращении полуталанты весом в 8,4 г. Помимо гомеровского маловесного Т., в историческую пору был известен Т., соответствовавший 3 золотым статерам или 6 аттическим золотым драхмам и весивший 26,2 г (6 зол. 13,6 дол.). Впервые о нем упоминается по поводу победы сицилийских греков над карфагенянами при Гимере (480 г. до Р. Х.); затем у писателей до II-го в. до Р. Х. он служит для обозначения весовой меры золотых предметов, которые давались в награду (венки) или посвящались в храмы. В зависимости от переменных обозначений драхмы или мины, по отношению к которым Т. представлял кратную величину (Т. делился на 60 мин, мина на 100 драхм, т. е. в Т. было 6000 драхм), количественное определение Т. было весьма различно, тем более, что он употреблялся и как весовая, и как денежная единица. Прототипом греческих Т. был вавилонский Т., имевший форму бронзового льва на подставке; тяжелый Т. весил 60,4 кило (147,5 фн.), легкий царский Т. - вдвое меньше (около 74 фн.) Шестидесятая часть мины весила столько же, сколько гомеровский Т. (16,8 г, или 3 зол. 90 дол.), и была основною наименьшею единицею, служившею для весового определения как благородных металлов, так и всех весомых предметов. Эта весовая единица служила также и денежным знаком, причем 100 таких легких единиц (по 8,4 г) или 50 тяжелых составляли тяжелую мину золота; в свою очередь легкая мина делилась на 50 единиц или 100 половин. 3000 этих единиц, тяжелых или легких, составляли тяжелый или легкий Т. золота. Таким образом, в вавилонской системе мер денежные знаки отделились от весовых, причем только 1/60 весовой мины или 1/50 часть мины золота были общи обеим системам. Ценность серебряных денежных знаков определялась отношением, которое было признано в древности за норму и по которому одна золотая монета приравнивалась к 10-ти равновесным серебряным; впрочем, вследствие более высокой цены на золото вместо отношения 1:10 обыкновенно встречалось отношение 1:13 1/3 . По весу царский Т. содержал 60 царских мин, или 72 мины золота, или 54 мины серебра. Отношение Т. золота к царскому Т. (по весу) было равно 5:6, Т. серебра к Т. золота 4:3, Т. серебра к царскому Т. - 10:9. Если выразить эти определения в единицах современных мер, то окажется, что тяжелый Т. золота весил 50,4 кило (123,1 фн.), тяжелый Т. серебра - 67,2 кило (164,1 фн.); легкие Т. весили вдвое меньше. Ценность легкого Т. золота соответствовала бы на наши деньги 17577 золотым металлическим рублям, стоимость легкого Т. серебра - 1512 руб. (золотом). У других восточных (семитических) народов обозначения Т. были приблизительно те же: так, финикийский Т. (серебряный) равнялся 43,59 кило (106,4 фн.) и стоил 1961 руб. (золотом), еврейский Т. весил 44,8 кило (109,4 фн.) и стоил: золотой - 26875 руб. (золотом), серебряный - 2016 руб. (золотом); персидский Т. золотой весил 25,2 кило (61,54 фн.), серебряный - 33,6 кило (82,05 фн.), торговый - 30,24 кило (73,84 фн.) и стоил: золотой 15120 руб. (золотом), серебряный - 1512 руб. (золотом). Древнейшая система весовых мер - эгинская, существование которой приурочивается уже к эпохе Ликурга и которая была принята в Спарте и в Аргосе (в начале VII века), - приближается к вавилонской системе: так, отношение эгинского статера к вавилонскому выражается отношением 27 к 25. Цена древнеэгинского серебряного Т. составляла 1815 руб. (золотом), позднее - 1032 руб., при Солони 1615 руб. (золотом); вес эгинского Т. равнялся 36,29 кило (88,62 фн.). Когда Солон ввел новую систему мер веса и денежных знаков, эгинский Т. остался в обращении в качестве торговой весовой меры (действительная величина его уменьшилась до 36,156 кило - 88,3 фн.); Т. серебряный (аттический или евбейский) как денежная единица был приравнен к 26,196 кило (63,97 фн.) и стоил 1125 руб. (золотом). Со времени Александра Великого вес аттического таланта равнялся 25,902 кило (63,3 фн.). Ср. Hussey, "Essay on the ancient weights and money, and the Roman and Greek liquid measures" (Оксфорд, 1836); Boeckh, "Metrologische Untersuchungen ьber Gewichte, Mü nzfьsse und Masse des Altertums in ihrem Zusammenhange" (Б., 1838); Brandis, "Das M ü nz-Mass und Gewichtswesen in Vorderasien bis auf Alexander den Grossen" (Б., 1866); Lenormant, "La monnaie dans l"antiquit é " (П., 1878-79); F. Hultsch, "Griechi sche und Rö mische Metrologie" (Б., 1882); Wex , "Metrologie Grecque et Romaine" (П., 1886). Остатки метрологической литературы древности собраны и комментированы Hultsch"ем в его издании: "Metrologicorum Scriptorum reliquiae" (Лпц., 1864, 1866).
. О.

  • - старинный вес в Германии и Голландии, одна из самых малых частей фунта и марки, употреблявшаяся прежде для определения веса монет и тяжестей...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - старинная азиатская весовая единица, допущенная русскими царями к употреблению в инородческих местностях России...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - одно из подразделений римского аса: ас делился на 12 унций, 8/12 аса названы были Б. - вероятно, сокращенное bis triens = 2/3...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - английская мера веса = 120 кг; употребляется также в смысле тюка хлопка или вообще мешка, сумки...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - медицинский вес прежней немецкой системы = 62,2...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - крупная единица веса в Ост-Индии, делится на 20 моундов. Величина моунда там же показана в англ. фунт. Avoirdupois = 453,592 гр. Обыкновенное, или бомбейское, К. равно 560 англ. торгов...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - прежняя турецкая единица веса, делится на 400 диргемов; см. также Кантар...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - наивысшая весовая единица в таблице греческих мер. Как определенная весовая единица, Т. упоминается уже у Гомера, причем везде взвешиваемым предметом является золото...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Золотник, старая русская мера веса, равная 4,266 г или 1/96 фунта. Название «З.» происходит от слова «золото», т.к. ещё в 10 в. в Киевской Руси З. представлял собой золотую монету...

    Большая Советская энциклопедия

"Талант мера веса" в книгах

Мера

Из книги Закорючки 1-ый том автора Мамонов Пётр Николаевич

Мера Не пребывать там, где тебя нет.«Умеренномуи с притрудностьюсовершаемому деланиюнет цены».Отец Исаак

Мера

Из книги Книга теорем 2 автора Ленский Василий Васильевич

Мера Мерой прекрасного является безобразное.Мерой культурного является бескультурье.Мерой созидательного является патология.В пределах меры - жизненность.Любой вид искусственного воздействия на человека в пределах меры является жизненным. В патологию искусство

С. Мера.

Из книги Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

С. Мера. § 107. Мера есть качественно определенное количество, прежде всего, как непосредственное; она есть определенное количество, с которым связана некое наличное бытие или некое качество. {185} Прибавление. Мера, как единство качества и количества, есть, следовательно,

4. Мера

автора Лосев Алексей Федорович

4. Мера Отметим прежде всего то, что Платон критикует протагоровское учение о субъективно–человеческом понимании меры (Theaet. 152a, 161c, e, 168d, 178b, 179b, 183b). В противоположность этому свой термин"мера"Платон понимает, конечно, как свойство объективного бытия, когда субъективное

4. Мера

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

4. Мера В терминологии меры Аристотель, как и везде, отличается от Платона в двух отношениях. А именно, строго отличая идею и материю, Аристотель в основном исходит из их обязательного тождества. А кроме того, подобного рода тождество Аристотель понимает как активно

Хартия Генриха VIII «О восстановлении должности хранителя эталонов веса и мер веса в корпорации Лондона 13 апреля 1531 года от Рождества Христова»

Из книги Недооцененные события истории. Книга исторических заблуждений автора Стомма Людвиг

Хартия Генриха VIII «О восстановлении должности хранителя эталонов веса и мер веса в корпорации Лондона 13 апреля 1531 года от Рождества Христова» Генрих VIII, милостью Божьей король Англии и Франции, защитник веры, повелитель Ирландии, всем, кому оная грамота будет

Золотник (мера веса)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗО) автора БСЭ

Глава пятая. Талант! Талант!

Из книги Универсальная хрестоматия. 4 класс автора Коллектив авторов

Глава пятая. Талант! Талант! Прошёл месяц.Каштанка уже привыкла к тому, что её каждый вечер кормили вкусным обедом и звали Тёткой. Привыкла она и к незнакомцу, и к своим новым сожителям. Жизнь потекла как по маслу.Все дни начинались одинаково. Обыкновенно раньше всех

Появляется Сондхейм: талант притягивает талант

Из книги Виртуозные команды. Команды, которые изменили мир автора Бойнтон Энди

Появляется Сондхейм: талант притягивает талант Как мы отметили, команда нуждалась в либреттисте, и вскоре она пополнилась молодым протеже великого композитора Оскара Хаммерштейна (Oscar Hammerstein) Стивеном Сондхеймом (Stephen Sondheim). Хаммерштейн научил его стремиться

Талант притягивает талант

Из книги Стив Джобс. Уроки лидерства автора Саймон Вильям Л

Талант притягивает талант Одна из самых поразительных сторон в поиске талантливых людей заключается в том, что они сами становятся вашими лучшими агентами по подбору персонала. Это именно те люди с тем же чувством стиля, разделяющими те же ценности. У хорошего «пирата»,

Из книги «О текущем моменте» № 3(75), 2008 г. автора СССР Внутренний Предиктор

Мера понимания и институты власти в обществе 1. Мера понимания: что это такое? выработка и варианты; критерии оценки Фраза «каждый в меру своего понимания работает не себя, а в меру непонимания - на тех, кто понимает больше» - вошла в общеупотребительный набор «штампованных

Талант – он во всём талант!

Из книги Литературная Газета 6376 (№ 24 2012) автора Литературная Газета

Талант – он во всём талант! Талант – он во всём талант! ИМЯ С АФИШИ С Натальей Савченко - актрисой Тульского драматического театра - я впервые познакомился в далёком 1995?году, когда увидел её на сцене в спектакле "Волки и овцы". Я вообще люблю классику, а тут увидел в роли

Мера за меру Мера за меру Валентин Курбатов 13.02.2013

Из книги Газета Завтра 950 (7 2013) автора Завтра Газета

Из книги Слова подвижнические автора Сирин Исаак

Слово 84. О том, как велика бывает мера ведения и мера веры Есть ведение, предшествующее вере, и есть ведение, порождаемое верою. Ведение, предшествующее вере, есть ведение естественное, а порождаемое верою есть ведение духовное. Есть ведение естественное, различающее добро

Слово 84. О том, как велика бывает мера ведения и мера веры

Из книги Сочинения автора Сирин Исаак

Слово 84. О том, как велика бывает мера ведения и мера веры Есть ведение, предшествующее вере, и есть ведение, порождаемое верою. Ведение, предшествующее вере, есть ведение естественное, а порождаемое верою есть ведение духовное. Есть ведение естественное, различающее добро

Талант (τάλαντον, talentum) - наивысшая весовая единица в таблице греческих мер (собственно слово τάλαντου означает «весы»; затем «груз»). Как определенная весовая единица, Т. упоминается уже у Гомера , причем везде взвешиваемым предметом является золото. По выводам новейших метрологов, вес Т. приравнивается весу семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжелого золотого вавилонского шекеля, равного по весу 16,8 г (3 зол. 90,1 дол.), а по цене - 10 руб. (золотом). Гомеровские таланты вырабатывались в форме продолговатых круглых брусков, похожих на древнейшие золотые статеры. Кроме того, в гомеровское время были в обращении полуталанты весом в 8,4 г. Помимо гомеровского маловесного Т., в историческую пору был известен Т., соответствовавший 3 золотым статерам или 6 аттическим золотым драхмам и весивший 26,2 г (6 зол. 13,6 дол.). Впервые о нем упоминается по поводу победы сицилийских греков над карфагенянами при Гимере (480 г. до Р. Хр.); затем у писателей до II-го в. до Р. Хр. он служит для обозначения весовой меры золотых предметов, которые давались в награду (венки) или посвящались в храмы. В зависимости от переменных обозначений драхмы или мины, по отношению к которым Т. представлял кратную величину (Т. делился на 60 мин, мина на 100 драхм, т. е. в Т. было 6000 драхм), количественное определение Т. было весьма различно, тем более, что он употреблялся и как весовая, и как денежная единица. Прототипом греческих Т. был вавилонский Т., имевший форму бронзового льва на подставке; тяжелый Т. весил 60,4 кило (147,5 фн.), легкий царский Т. - вдвое меньше (около 74 фн.) Шестидесятая часть мины весила столько же, сколько гомеровский Т. (16,8 г, или 3 зол. 90 дол.), и была основною наименьшею единицею, служившею для весового определения как благородных металлов, так и всех весомых предметов. Эта весовая единица служила также и денежным знаком, причем 100 таких легких единиц (по 8,4 г) или 50 тяжелых составляли тяжелую мину золота; в свою очередь легкая мина делилась на 50 единиц или 100 половин. 3000 этих единиц, тяжелых или легких, составляли тяжелый или легкий Т. золота. Таким образом, в вавилонской системе мер денежные знаки отделились от весовых, причем только 1 / 60 весовой мины или 1 / 50 часть мины золота были общи обеим системам. Ценность серебряных денежных знаков определялась отношением, которое было признано в древности за норму и по которому одна золотая монета приравнивалась к 10-ти равновесным серебряным; впрочем, вследствие более высокой цены на золото вместо отношения 1:10 обыкновенно встречалось отношение 1:13⅓. По весу царский Т. содержал 60 царских мин, или 72 мины золота, или 54 мины серебра. Отношение Т. золота к царскому Т. (по весу) было равно 5:6, Т. серебра к Т. золота 4:3, Т. серебра к царскому Т. - 10:9. Если выразить эти определения в единицах современных мер, то окажется, что тяжелый Т. золота весил 50,4 кило (123,1 фн.), тяжелый Т. серебра - 67,2 кило (164,1 фн.); легкие Т. весили вдвое меньше. Ценность легкого Т. золота соответствовала бы на наши деньги 17577 золотым металлическим рублям, стоимость легкого Т. серебра - 1512 руб. (золотом). У других восточных (семитических) народов обозначения Т. были приблизительно те же: так, финикийский Т. (серебряный) равнялся 43,59 кило (106,4 фн.) и стоил 1961 руб. (золотом), еврейский Т. весил 44,8 кило (109,4 фн.) и стоил: золотой - 26875 руб. (золотом), серебряный - 2016 руб. (золотом); персидский Т. золотой весил 25,2 кило (61,54 фн.), серебряный - 33,6 кило (82,05 фн.), торговый - 30,24 кило (73,84 фн.) и стоил: золотой 15120 руб. (золотом), серебряный - 1512 руб. (золотом). Древнейшая система весовых мер - эгинская, существование которой приурочивается уже к эпохе Ликурга и которая была принята в Спарте и в Аргосе (в начале VII века), - приближается к вавилонской системе: так, отношение эгинского статера к вавилонскому выражается отношением 27 к 25. Цена древнеэгинского серебряного Т. составляла 1815 руб. (золотом), позднее - 1032 руб., при Солони 1615 руб. (золотом); вес эгинского Т. равнялся 36,29 кило (88,62 фн.). Когда Солон ввел новую систему мер веса и денежных знаков, эгинский Т. остался в обращении в качестве торговой весовой меры (действительная величина его уменьшилась до 36,156 кило - 88,3 фн.); Т. серебряный (аттический или евбейский) как денежная единица был приравнен к 26,196 кило (63,97 фн.) и стоил 1125 руб. (золотом). Со времени Александра Великого вес аттического таланта равнялся 25,902 кило (63,3 фн.). Ср. Hussey, «Essay on the ancient weights and money, and the Roman and Greek liquid measures» (Оксфорд, 1836); Boeckh, «Metrologische Untersuchungen über Gewichte, Münzfüsse und Masse des Altertums in ihrem Zusammenhange» (Б., 1838); Brandis, «Das Münz-Mass und Gewichtswesen in Vorderasien bis auf Alexander den Grossen» (Б., 1866); Lenormant, «La monnaie dans l’antiquité » (П., 1878-79); F. Hultsch, «Griechische und Römische Metrologie» (Б., 1882); Wex, «Metrologie Grecque et Romaine» (П., 1886). Остатки метрологической литературы древности собраны и комментированы Hultsch’ем в его издании: «Metrologicorum Scriptorum reliquiae» (Лпц., 1864, 1866).