Юродивые Христа ради (указатель). Кто такой юродивый Блаженные христа ради в 21 веке

Виды подвижничества в Русской Земле
Юродство

Редкий, сравнительно, и необыкновенный вид подвижничества представляет из себя юродство . Юро́дство Христа ради – духовно-аскетический подвиг, который заключается в отказе от мирских благ и общепринятых норм жизни, принятии на себя образа человека, не имеющего разума, и смиренном терпении поруганий, презрения и телесных лишений. Ключом к пониманию этого подвига является фраза из Священного Писания: «…мудрость мира сего есть безумие пред Богом… » (1Кор. 3:19).
Как безумный, юродивый говорит несвязанные, малопонятные речи и совершает свойственные лишь безумному поступки: по-видимому, без нужды отказывается от пищи и одежды, прикрываясь жалким рубищем, не имеет постоянного пристанища, проводя время на площадях и городских улицах, близ церковной паперти или ограды, на кладбищах и иногда даже на куче сору. В своем поведении юродивые нарушали все общепринятые правила общественной жизни и благопристойности и, по-видимому, отвергали даже церковные уставы: не соблюдали, например, постов, производили шум и беспорядок в храме во время богослужения и т.п.
Но под этою грубою внешностью, за поступками странными и часто предосудительными, юродивые скрывали чистое сердце, полное преданности Богу и самоотверженной любви к людям, что нередко и обнаруживалось у них делами, достойными самого высокого и просвещенного ума. Своим видом, образом жизни и всем поведением юродивые, естественно, во многих вызывали презрение к себе и переносили притеснения, но они принимали их с радостью, как должное, как средство заслужить Божие благоволение.
Возможно ли, однако, чтобы такие люди могли быть избранниками Божиими, светильниками Христовой Церкви? Есть ли этот подвиг путь спасения?
Чтобы убедить нас в святости людей, принявших на себя юродство, нужны особенные сверхъестественные доказательства, т.е. чудеса, совершенные ими или при жизни, или по смерти. Само же по себе юродство не дает никакого повода считать всех безумствующих людьми благочестивыми или даже святыми. Легко, однако, объяснить, почему юродство является также высоким подвигом, как и все другие пути спасения, и почему принявшие его прославлены как великие угодники. Ради спасения святые подвижники оставляли свои дома, раздавали имущество, лишали себя человеческого общества и уходили в пустыни, отказывали себе в насущнейших потребностях жизни, не хотели пользоваться первейшими дарами природы, скрывались даже от солнечного света; и все эти отречения вменялись им в заслугу, так как совершались с целью безраздельно предаваться служению Богу и усовершенствованию своего духа. Но именно то же делают и юродивые; они делают только еще шаг вперед и отказываются пользоваться тем, что всего дороже для человека - разумом.
Неимоверная трудность этого подвига очевидна. Без разума человек перестает быть человеком. Живя среди общества, юродивый сознательно исключает себя из него; он прерывает все естественные отношения с близкими ему людьми, лишается всех благ внешней жизни, которые человек приобретает умом, не имеет возможности обменяться мыслями и высказать свои чувства, что так естественно для человека, живущего среди подобных ему, и всегда доставляет облегчение; наконец, он терпит самые обидные для человека упреки в безумии, презрение и поношение. При всем том юродивые продолжают служить Богу и людям и развивать свои духовные силы. Дело в том, что юродивые являются неразумными только в сношениях с людьми; постоянно живя среди многолюдного общества, они говорят и действуют не так, как принято в этом обществе; но в душе своей, наедине с собою они являются более разумными, чем те, которые считают их безумными. Оставаясь сами чуждыми мирской жизни, они видят постоянное смятение этой жизни, и зрелище переплетающихся человеческих отношений, обыкновенно мелочных, но часто терзающих нашу душу, доставляет им обильный материал для размышления, показывает им со всех сторон человеческую природу и побуждает их самих стремиться к высшей духовной жизни. Все препятствия к этому у них удалены, ибо все узы, соединявшие юродивого с миром, порваны его безумием. Дух его естественно сосредоточивается сам в себе, и ничто не может отвлекать его от мысли о небесном, от постоянной молитвы внутренней или внешней. А тягости жизни внешней дают им возможность приучать себя к терпению, перенесению и прощению обид, к смирению вообще. Достижение этой цели вполне уже оправдывает подвиг юродства.
Иногда же юродивые оказывали услуги и окружающим их людям. При своем безумии они умели указать грешнику его слабость и тем приводили его на путь покаяния. Общею чертою юродивых было говорить правду людям сильным, даже царям, не страшась их гнева; за это они были особенно дороги простому русскому народу, который любил и ценил их гораздо более, чем люди из других классов.
Не бывает ли юродство причиною соблазна, так как юродивые своим безумным поведением невольно заставляют осуждать их, вопреки заповеди Спасителя? Правда, что терпение, смирение и другие добродетели можно воспитать в себе и другим путем, но каждый вправе избирать себе ту дорогу, которая соответствует его силам и наклонностям. Если юродивые вместо труда и послушания в обители избирают унижение в миру, то судить их может только Тот, Кто видит сердца и помышления. Человек же прежде осуждения поступков ближнего должен понять их внутренние побуждения. Если же он осуждает легкомысленно, то понесет достойно свое наказание. Кто не в силах рассуждать, тот не должен и осуждать.

Юродивый (слав. глупый, безумный) – человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения . Христа ради юродивые ставили себе задачей побороть в себе корень всех грехов – гордость . Для этого они вели необычный образ жизни, иногда представлялись как бы лишенными рассудка, вызывая тем над собою насмешки людей. Вместе с тем, они в иносказательной символической форме обличали зло в мире, как словами, так и действиями. Такой подвиг брали на себя юродивые для того, чтобы смирить себя и вместе с тем сильнее воздействовать на людей, так как к обычной простой проповеди люди относятся равнодушно.
Если аскеты борются в пустыне, вдали от соблазнов общества, юродивые боролись в городах, находясь среди людей и для людей. По этой причине, возможно, юродство являлось сложнейшим путем к совершенству.
При всем том следует признать, что юродство - подвиг опасный, путь не только тесный, но и скользкий. Поступки смешные и безобразные не должны переходить в греховные, обидные для других или соблазнительные; смеясь над всеми, легко потерять любовь к людям; жизнь презренная легко может отвести ум от Бога, а сознание невинных страданий часто приводит к гордости; вместо просветления можно помрачить свой ум и сердце.
Другой случай – лжеюродство, кликушество. Здесь критерием может быть разница в мотивации и целях: если юродивый борется с гордыней, тщеславием – лжеюродивый, чаще всего бессознательно, стремится подпитать свою гордыню. То есть здесь сам подвиг берется уже ради гордыни – с целью материальных выгод, или манипуляции кем-то, или удовлетворения собственной властности. Это способ привлечь к себе внимание человека с истерическим складом психики.
Отдельной категорией в этом вопросе идут так называемые странненькие, или, как их часто называют в народе, блаженные, что не имеет никакого отношения к блаженным в каноническом смысле. Эти люди также отличаются странностью поведения, необычными высказываниями, привлекающими внимание. Но это ни в коем случае не юродство в святоотеческом понимании. Потому что, в отличие от юродивых, «странненькие» – это люди часто органически поврежденные. За счет снижения интеллекта у них может быть компенсаторно развита интуиция. Будучи верующими, живущие смиренно, они могут высказывать какие-то интересные соображения. Но такие «блаженные» ничего сознательно не берут на себя, они такие и есть, это проявление особенностей их психики, часто – болезни. К ним лучше всего относиться спокойно, сострадательно, но и с осторожностью. Не искать необычного человека. Потому что, когда стремятся к духовной жизни, не человека другого ищут, а Христа.
Потому-то святая Церковь с мудрою осторожностью не поощряла этого подвига и из многих юродствовавших святыми подвижниками признала немногих и лишь по чрезвычайным Божественным указаниям.
60-е Правило Трулльского Собора (692 г.) запрещает притворное юродство: «Всячески (следует) наказывать тех, кто притворяется бесноватым и нарочно подражает ему в испорченности нравов. Пусть они будут подвергнуты тем же строгостям и тяготам, как если бы бесновались по-настоящему».

Начало подвигу юродства на Руси, как и другим видам подвижничества, положено было в древности в обители Киево-Печерской. Некоторое время там юродствовал преподобный Исаакий Затворник по выходе своем из пещеры. Из числа наиболее прославленных юродивых первым был в XIII веке (8 июля). Оставив Хутынский монастырь, он пришел в г. Великий Устюг. Юродствуя днем на улицах города, ночью он обходил городские храмы и со слезами молился на церковных папертях. Насмешки, ругательства и побои градом сыпались на Прокопия от детей и взрослых, но он не только не обижался, а даже молился за своих обидчиков. Утомленный, он ложился отдыхать на голой земле, на камне, на навозе, где придется. Зимой и летом ходил он без обуви, в рваной одежде; скудную пищу принимал только от людей богобоязненных. Обыкновенно он носил в руке три кочерги, и в течение ряда лет жители приметили, что святой предвидел, будет урожай хлеба или нет, и сообразно с этим держал кочерги вверх или вниз головой. Любимым местом Прокопия был камень на берегу реки Сухоны; сидя на нем, он молился за плавающих по реке.
В XIV в. в Новгороде были два юродивых Николай и Феодор . Известно, что новгородцы, разделенные рекою Волховом на две половины, враждовали между собой и часто вступали в кровавые схватки на волховском мосту. Юродивые жили на разных сторонах реки; желая представить живой укор новгородцам, они также вели непрерывную борьбу между собой и не пускали друг друга на свою сторону; при этом Николай часто прогонял Феодора кочанами капусты, за что и получил прозвание Кочанова.
Больше всех прославился подвигом юродства (2 августа). Он начал свой подвиг шестнадцати лет и юродствовал семьдесят два года (ум. 1552 г.). Всю свою жизнь провел он на площадях и улицах Москвы. Зиму и лето ходил без одежды и обуви и носил тяжелые вериги; ежедневно ходил к богослужению и кроме того все ночи проводил в молитве на церковных папертях. Народ любил Василия, и потому его часто можно было видеть в толпе нищих и калек. Странными речами и поступками Василий умел делать назидания и верные указания, и они глубоко действовали на народ, именно потому, что смысл их раскрывался иногда после. Проходя мимо некоторых домов, Василий целовал их, а в углы других домов кидал камнями. Оказалось, что первые - были дома нечестивых, Ангелы уходили из них и Василий видел их на наружных стенах, а вторые были дома благочестивые, из них изгонялись бесы, которых Василий и прогонял. Таким образом, целованием дома Василий обличал его хозяев в нечестии. Василий часто ходил в кабаки и другие притоны и здесь, пользуясь случаем, своими замечаниями и шутками удерживал иногда людей от пьянства. Один купец строил церковь, но она падала у него несколько раз; когда он спросил о причине этого св. Василия, тот послал его узнать об этом в Киев к убогому Иоанну. Купец разыскал Иоанна. При входе его в хижину Иоанн плел лапти и качал люльку. Купец спросил, кого он качает. «Родную матушку и плачу ей неоплатный долг за свое рождение и воспитание», - сказал старец. Оказалось, что купец, строя церковь, выгнал из дому родную мать. Приехав в Москву, он вернул ее и достроил церковь. За святую жизнь и прозорливость Василия уважали сами цари и митрополиты, и, когда он умер, царь Иоанн Грозный своими руками нес его гроб.
Известно, что город Псков избавился от разорения при Иоанне Грозном, между прочим, благодаря юродивому Николаю Салосу (23 февраля). Когда царь приехал в Псков, желая предать его жестокому наказанию, юродивый предложил ему кусок сырого мяса... «Я христианин и не ем мяса в Великий пост», - сказал царь. «Ты пьешь человеческую кровь», - смело обличил его юродивый и просил царя оставить город. Иоанн вскоре уехал в Москву. Блаженный Иоанн, юродивый московский (3 июля), носил на голове тяжелый железный колпак, за что ему и дали название «большой колпак»; кроме того, он носил под одеждою вериги из железных крестов, а на пальцах блестящие кольца; даже в самые жестокие морозы он ходил босой. Юродствуя, он обличал царя Бориса Годунова, говоря: «Умная голова, разбирай Божьи дела; Бог долго ждет, да больно бьет», - и Борис должен был выслушивать эти намеки на его злые дела.
Хотя большая часть юродивых жила в миру, но иногда этот подвиг принимали на себя и подвижники монастырские. Из них более известен (11 января). Он был княжеского рода. Юродство свое начал тем, что неожиданно пришел в Клопский монастырь и проник в келью одного иеромонаха, которую тот оставил запертою, уходя к заутрене. Во время службы иеромонах зашел покадить свою келью, которая была близ храма; увидев в ней неизвестного человека, он тотчас сказал об этом игумену. Настоятель с братиею велел разломать двери, так как они были заперты изнутри, и стал спрашивать пришельца, кто он такой; но неизвестный на все вопросы отвечал только тем, что повторял слова игумена. Настоятель сначала разгневался, однако дал ему келью, и новый инок повел самую строгую жизнь. Как и другие юродивые, Михаил обличал пороки незнатных и знатных людей, в особенности князя Димитрия Шемяку, которому предсказал также поражение в битвах и смерть.
Подвигом юродства подвизались также: Симон Юрьевецкий (4 ноября), Исидор Ростовский (14 мая), Иоанн Устюжский (29 мая), Лаврентий Калужский (10 августа), Андрей Тотемский (10 октября), Прокопий Вятский (21 декабря) и др.
Например, (из жития которой известно, что она проходила медицинское освидетельствование и была признана психически абсолютно здоровой) была и при жизни почитаема людьми, пусть не сразу, но даже простые люди заметили, что она – человек святой. Любящий, смиренный, служащий Богу и людям, обладающий благодатной силой, чудотворной молитвой. Таковы и все юродивые.

Подвиги, свойственные, по преимуществу, жизни монастырской, жизни отшельнической или мирской, далеко еще не составляют всех путей в Царство Божие, какие избирались подвижниками Церкви Русской. Обитель, пустыня, мирская жизнь имеют свои особенности и требуют своего рода трудов от ищущих в них спасения, но есть много подвигов, так сказать, общих, в равной мере свойственных и иноку, спасающемуся в обители, и отшельнику, и мирянину.
/ТЕСНЫЕ ВРАТА. Виды подвижничества в Русской Земле.
Составил Н. Сперанский
Извлечено из Журнала «Русский Паломник», 1892-1893 г./

Слово «морос» («μωρός») происходит от глагола “морено” («μωραίνω»), что означало «впадать в детство, глупеть, вести себя, как глупец”. В древнегреческом языке термин “морос” (“мория” равнозначно “глупости”) предшествует слову “салос” («σαλός») – “юродивый”. Изначально о нем нет каких-либо упоминаний в Новом Завете. Но в Первом послании к Коринфянам появляется более широкое понятие юродства, связанное с благодатью Христовой: “Слово о кресте для погибающих есть юродство, а для нас спасаемых – сила Божиям”. “Когда мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих”, что означает: “веду себя, как младенец”. Этой “младенческой невинности” как духовной основы и стремились достичь святые.
В Ветхом Завете мы видим, что предками «юродивых во Христе» являются ветхозаветные пророки, которые стали устами Божьими, дабы привлечь внимание людей к Божественной воле. Тем не менее, термин “юродивый”, встречается довольно редко, например, у пророка Исаии, как “глупость”: «…Который делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью». Наиболее часто используется слово “безумец”. В противоположность этому, в Новом Завете слово “морос” – “безрассудный” используется очень часто, и в проповедях (“Нагорная проповедь Иисуса Христа”), и в различных притчах, и в притче о десяти девах.
Термин “салос” (“юродивый”) появляется впервые в книге “Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов” Палладия Еленопольского, в рассказе о монахине, которая притворялась сумасшедшей и которой овладели демоны. Что касается этимологии слов “салос” и “салотита” (“юродивый” и “юродство”), здесь наблюдаются некоторые противоречия. Одна из гипотез опирается на пришедшее к нам из сирийского перевода Послание к Коринфянам. Вот что говорит по этому поводу профессор Хр. Стамулис: “Если эта гипотеза верна, тогда юродство берет свое начало в Сирии, а его духовным отцом является апостол Павел”. По словам профессора Т.Спидлик (T. Spidlik), это слово происходит от сирийского слова “Sakhla”, что соответствует греческому слову “морос”. Тот же источник соотносит этимологию слова с греческим словом “салос”, что означает также движение, беспокойство.
Согласно гипотезе профессора Л.Райдена, этимология слова “салос” довольно сомнительна. Действительно, если исключить вариант его происхождения от сирийского слова “Sakhla”, то тогда это слово уходит своими корнями в историю Египта. Кроме того, Дж. Ставард предоставляет нам следующую информацию: “Пустыня Египта в 4-м веке была родиной традиции, которая воспринимала безумие как определенный призыв и дар Святого Духа”.
В словаре греческого языка термин “салос” этимологически происходит от глагола “салево”, что означает “сдвинуть с места”, “сдвинуться с места”, “беспокойно двигаться”, “что-то делать, чтобы сдвинуть с места”, “потрясти”. Производный от “салево” – термин “салия”, что означает “бунт”, “беспокойство” и “неустойчивое движение”. Сохранился и второй тип глагола “сдвинуться с места”, глагол “сало-о” и “салево “с тем же значением. Поэтому “салос” означает: “человек, неспокойный умом, глупый, впавший в детство”. Таким образом, этимологически можно подтвердить греческое происхождение этого слова.
То же греческое слово (“салос”) использовалось в России в виде кальки (непереведенным). Позднее оно было заменено славянским словом “похаб”, что означает “непристойный”, “оскорбительный”, “аморальный”. Наконец, широко распространился термин “юродство”, что в переводе означает “сошедший с ума” (слово “юрод” происходит от славянского корня, означающего “странный”), “юродство Христа ради” означает “впавший в детство”, что является одной из форм духовного делания, а тот, кто занимается им (юродивый) производит впечатление сумасшедшего ради любви ко Христу. Русская Церковь лучше сохранила традицию Христа ради юродивых, нежели византийцы. Шестнадцать русских юродивых признаны официально, в то время как юродивых греков насчитывается намного меньше. Таким образом, Россия стала страной предпочтения этого вида духовного делания. “Юродство было частым явлением на Руси, юродивых было много, и они пользовались огромной популярностью, большей, чем где-либо еще”. Кроме того, Николай Aрсеньев в своей книге “Русское Благочестие” говорит: “Из числа Христа ради юродивых, проживших с XIV по XVII века, около тридцати были провозглашены святыми. В XVIII и XIX веках, число этих юродивых, типичных святых, было относительно высоким”.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что блаженный человек – психически больной человек, т. е. сумасшедший, который ведет себя противоречиво, без всякой логики, потеряв связь с действительностью, он думает и поступает не так, как окружающие его люди. Напротив, “Христа ради юродивые” живут и ведут себя как “сумасшедшие во обретение Христа”, чтобы скрыть достоинства и одаренность, которыми Господь наделил их.

О юродстве ХХI века сказано в дневнике владыки Варнавы: "...теперь с изменением политической и культурной мировой обстановки, к концу времен, блаженные будут вести себя не так, как во времена древние. На них можно будет увидеть изящные модные ботинки, безукоризненно сшитый костюм, накрахмаленный воротничок и манжеты; они будут бриться, а не ходить взлохмаченными... Но существо юродства останется. Весь подвиг внутреннего самоумерщвления, отказ от окаянного ложного своего разума ветхого человека и восприятие нового, светлого, по образу Христову... Раньше юродивые были простецы и говорили обычной речью или зашифрованно символичной. Юродивые ХХ века и дальнейшие будут употреблять научные термины и иностранные слова, воспользуются всем научным аппаратом современного, самого утонченного восприятия культурного человека, но будут говорить так же в Духе".
Владыка Варнава, получивший благословение на тягчайший подвиг юродства от великого старца Алексия Зосимовского и блаженной Марии Ивановны Дивеевской, учил своих чад сохранению подлинной православной традиции в условиях современного мира. "Сколько нужно веры, чтобы не прийти в отчаяние, когда все рушится?" - задавали люди вопрос юродивому подвижнику. Его ответы были рождены опытом всей жизни. "Все должно быть направлено на достижение постоянного "плача". Помочь в этом может усердная с принуждением себя молитва, особенно молитва Иисусова". "Плачь безпрерывно, будь в обществе, смейся, а душой плачь и плачь".
94-летняя келейница владыки Варнавы монахиня Серафима свидетельствует: "Епископ ничего "духовного" не требовал, кроме самоукорения. Главный порок, который мешает спасению и покаянному подвигу, считал он, да и всей духовной жизни, - это самооправдание". И, в конце концов, ответ на вопрос, как не погибнуть духовно во враждебном Христу мире, краток: надежда умирает последней, всегда надейся на благодать. "В руках Его все неминуемые кресты, гонения и мучения уравновешиваются силой благодати, которой мир лишен и которую не знает. Только она одна в состоянии дать человеку утешение в самых трудных обстоятельствах жизни, почти безнадежных и непереносимых".

В современном христианстве практически не осталось истинных юродивых, которые ради Христа, по собственной воле и в полном здравии ума, отказались от удобств этого мира и правил поведения в нем.

Да и в истории православия их было не так много, только 16 причислены к лику блаженных.

Кто такие юродивые Христа ради

Когда появились первые юродивые, трудно проследить. Первых христиан, добровольно изменивших образ жизни, многие принимали, как безумных. Они переносили поношения от людей и шли на смерть во имя Иисуса.

Для церковного человека юродство - одна из форм святости

В отличие от обычных христиан юродивые своим поведением провоцируют окружающих на проявление их пороков.

Важно! Блаженные при христианских церквях внешне кажутся безумными, но это абсолютно здоровые люди, которые по собственной воле приняли на себя этот подвиг юродства.

Часто люди путают юродивых с умалишенными людьми. По мнению несведущих людей, это умственно отсталые дурачки. Разъяснение об этих странных людях дано в проповедях святого Димитрия Ростовского, который называет их подвижниками добровольного мученичества, скрываемого за маской.

Русский народ всегда с уважением, снисхождением, милостиво относился к этим странным людям, почитая их святыми, скрывающие святость под маской безумия, возможно, поэтому юродство почитаемо только в православии. Странные с первого взгляда действия и слова, отличающихся от общества людей, порой носят глубокий смысл, часто обличают действия определенных христиан и целого правительства.

Апостол Павел часто в своих посланиях говорил о безумстве Христа ради. Действительно, кто безумен в этом мире? Тот, кто ради наживы, богатства идет на убийство, отказ от человеческих ценностей, подлость, подкуп и при этом у него прямая дорога в ад? Или те, кто отказался от всех благ земной жизни ради познания другой стороны жизни, воли Божьей в ней и ищущие Царства Небесного на земле?

Почему безумные Христа ради наполнены святостью и просветленными лицами, что видят они, глупые по понятиям людей, такого, чего не дано увидеть основной массе христиан. В своем послании Павел пишет, что тот, кто считает себя мудрым, стань безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор.3:18).

Истинная мудрость этого мира в познании мудрости Божьей и открытии законов вечной жизни. Разве не глупо заботиться о часе, пренебрегая вечностью?

Что побуждает подвижников к подвигу юродства

Трудно описать мотивы, которые двигали блаженными стать юродивыми Христа ради, что можно сравнить с монашеством.

Святой Лаврентий, Христа ради юродивый

Добровольный отказ от обычных норм жизни, возможно, продиктован:

  • желанием очистить себя от гордыни, ненависти, недовольства и непрощения;
  • умалением собственного я ради возвеличивания имени Иисуса;
  • попранием тщеславия ;
  • принятием смирения через унижения и оскорбления;
  • избавлением от греха грехов - гордости.
Важно! Сознательное принятие юродства возможно только при достижении высокой степени духовности, что невозможно достичь без здравого ума и светлой памяти.

Желание служить Богу втайне скрывается за юродством, маской душевнобольного, через принятия оскорбления наполняться смирением. Юродивый Христа ради всегда трезво оценивает свои действия, пребывая в благодатном состоянии, наполненном силой Господней. Это отличает блаженных от душевнобольных, которые не контролируют ни слова, ни эмоции.

Святые юродивые России

  • Иоанн Грозный не раз был обличен Василием Блаженным , который считался при дворе прозорливым. Никто не мог понять, почему блаженный разбил икону Божьей Матери, пока не обнаружили под слоем краски рожу дьявола. Василий предвидел смерть людей и выражал это через действия. Он разбрасывал товар нечестных купцов, и дарил золото нищим.
  • Первый святой юродивый Петр Устюжский, некогда богатый немецкий купец, познав истинное почитание Творца в Великом Новгороде, раздал все свое богатство и удалился в Устюг. Он спал на голой земле и постоянно молился в храме. Петра не воспринимали всерьез до одного случая, когда блаженный кричал в храме и призывал всех покаяться. Никто не послушал его, только посмеялись. Однако, увидевшие приближение страшной тучи, ощутив землетрясение, люди сбежались в церковь и стали взывать к иконе Богоматери, чем отвели беду от города.

К юродивым , «городским сумасшедшим» наши предки относились с глубоким уважением. Казалось бы, с чего такая честь полубезумным оборванцам, несущим какой-то бред? Однако эти люди, ведущие более чем, на наш взгляд, странный образ жизни, выбирали свой, особый путь служения Богу. Ведь недаром многие из них обладали чудесной силой, а после смерти были причислены клику святых.

Блаженные Христа ради

Юродивые были известны еще на заре христианства. Апостол Павел в одном из своих посланий говорил, что юродство есть сила Божия. Блаженные скитальцы, отказавшиеся от благ повседневной жизни, всегда пользовались уважением у окружающих. Считалась, что устами юродивых говорит Господь, многим из них дарована способность прозревать будущее.

Особое отношение к Божьим людям было отмечено еще в Византийской империи. Юродивые Константинополя могли публично изобличать пороки сильных мира сего, их неблаговидные поступки, не опасаясь расплаты за свою дерзость.

Надо сказать, что власть имущие редко подвергали репрессиям блаженных, а, напротив, внимательно прислушивались к их словам и по возможности «пересматривали» свое поведение. Богатые дамы столицы империи даже вывешивали в своих домовых церквях вериги юродивых и поклонялись им как святыням.

Однако более всего почитали блаженных Христа ради на Русской земле. Ведь за несколько столетий Православная церковь причислила к лику святых 56 «божьих странников». Самыми известными из них являются Максим Московский, Марфа Блаженная и Иоанн Большой Колпак, чьи предупреждения не раз спасали людей от бед и несчастий.

Надо сказать, что не только во времена седой старины юродивые пользовались большим уважением. Так, в начале прошлого века блаженный дурачок Митька из города Козельска был несколько раз приглашен ко двору царя Николая II, где молился вместе с ним и великими княжнами, пил чай с вареньем, а затем отправлен на родину царским поездом.

Образ блаженного, как ни странно, был близок и Сталину. Во время прослушивания оперы «Борис Годунов» в 1941 году «отец народов» так проникся маленькой ролью Ивана Козловского, певшего партию юродивого, что распорядился выдать артисту Сталинскую премию.

Рожденный на паперти

Один из самых известных святых юродивых в России - Василий Блаженный (Нагой), живший в конце XV - первой половине XVI века. Его именем назван прекрасный храм, возведенный в центре столицы.

Свой жизненный путь Василий начал на паперти Богоявленского собора в деревне Елохово (сегодня это один из районов Москвы), где его мать скоропостижно разрешилась от бремени.

С детских лет Василий поражал родных своими точными предсказаниями. При этом он был добрым и трудолюбивым мальчиком, а подвиг юродства принял на себя в 16 лет, когда был определен подмастерьем в сапожную мастерскую. Однажды к хозяину Василия пришел богатый купец и заказал себе дорогие сапоги. Когда же посетитель удалился, мальчик разразился громким плачем, говоря окружающим, что торговец «решил справить поминальную обувку, которую ни разу на ноги не наденет».

И действительно, заказчик на другой день скончался, а Василий, покинув сапожника, стал бродить по Москве. Вскоре юродивый, ходивший зимой и летом нагим по улицам города, прикрывая голое тело лишь тяжелыми железными веригами, стал известен не только в столице, но и в ее окрестностях.

Сохранились предания, что первым чудом Василия было спасение Москвы от набега крымского хана. По его молитве приближавшийся к столице захватчик вдруг развернул свое войско и ушел в степи, хотя перед ним лежал практически беззащитный город.

Вся жизнь Василия была направлена на помощь нищим и обездоленным. Получая богатые подарки от купцов и бояр, он раздавал их тем, кто особенно нуждался в помощи, и старался поддержать людей, стеснявшихся просить окружающих о милосердии.

Предания гласят, что даже сам царь Иван Грозный почитал и побаивался юродивого. Так, после подавления мятежа в Новгороде приказом царя на протяжении нескольких недель в городе шли жестокие казни. Видя это, Василий после церковной службы подошел к царю и протянул ему кусок сырого мяса. Иван Васильевич резко отшатнулся от такого подарка, на что юродивый заявил, что это, мол, самая подходящая закуска пьющему кровь людскую. Поняв намек юродивого, царь тут же распорядился прекратить казни.

Надо сказать, что до самой смерти Иван Грозный уважал юродивого и прислушивался к его словам. Когда в 1552 году Блаженный готовился отойти в мир иной, царь вместе со всем своим семейством пришел с ним проститься. И тут, к удивлению окружающих, Василий указал на младшего сына Грозного Федора и предрек, что именно ему предстоит править Московским царством. Когда Блаженный скончался, царь с ближними боярами отнес его гроб на Троицкое кладбище и предал тело земле.

Спустя несколько лет царь распорядился построить близ места погребения юродивого храм в честь взятия Казани, который ныне известен нам как храм Василия Блаженного.

В 1588 году патриарх Иов причислил Василия к лику православных святых, его мощи были помещены в серебряную раку и выставлены в одном из приделов храма. Сегодня они являются одной из главных святынь Москвы и славятся многочисленными чудесами.

Хранительница Петербурга

Другой особо почитаемой святой юродивой России считается блаженная Ксения Петербургская . Родилась она в 20-е годы XVIII столетия в благородной семье и была выдана замуж за придворного певчего Андрея Федоровича Петрова.

Но спустя несколько лет супруг Ксении скоропостижно скончался, и после его похорон молодая вдова резко изменила свой образ жизни. Она сняла женское платье, надела одежду мужа, раздала все имущество знакомым и отправилась бродить по городу. Блаженная заявляла всем и каждому, что Ксения умерла, а она - ее почивший супруг Андрей Федорович, и отзывалась теперь только на его имя.

Скитаясь по улицам, блаженная Ксения стойко сносила все насмешки городской ребятни, отказывалась от подаяния, лишь изредка принимая денежку с «царем на коне» (старые копейки), и всячески старалась помочь людям советом или своевременным предсказанием. Так, остановив на улице одну женщину, Ксения протянула ей медную монетку, сказав, что она поможет огонь потушить. И действительно, вскоре женщина узнала, что в ее отсутствие дома вспыхнул пожар, но его удалось потушить очень быстро.

Поздним вечером Ксения уходила за город и молилась там в чистом поле до утра, кладя поклоны на все четыре стороны. Вскоре блаженная стала известна всему Петербургу. На Сытном рынке она была желанной посетительницей, так как считалось, что, если она попробует какой-либо продукт, его владельцу обеспечена счастливая торговля. В домах, куда заходила отдохнуть или пообедать
Ксения, воцарялись удача, мир и достаток, поэтому многие люди старались заполучить под свой кров такую гостью.

Было замечено, что если Ксения просила у человека что-нибудь, то того в скором времени ожидала беда, а вот если, наоборот, одаривала любой мелочью, это сулило счастливчику огромную радость. Завидев на улице юродивую, матери спешили подвести к ней своих детей. Считалось, что, если та приласкает их, малыши будут расти крепкими и здоровыми.

Скончалась блаженная Ксения в 1806 году и после смерти была похоронена на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. И вскоре со всех уголков страны на место ее упокоения потянулись больные и страждущие, желая заручиться помощью усопшей юродивой. В начале XX века на пожертвования верующих была построена над могилой Ксении просторная каменная часовня, и поток паломников здесь не иссякал даже в советское время.

Блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику православных святых лишь в 1988 году. Считается, что она помогает всем людям, обратившимся к ней за помощью. Чаще всего верующие просят ее даровать им счастливую семейную жизнь и здоровье своим детям.

Елена ЛЯКИНА, журнал "Тайны ХХ века", 2017

(Новг.)
13. Илия Даниловский, Ярославский (Ростов.)
14. (Екат.; Сибир.)
15. (С. 16; Н. 25, Ростов.)
16. Иоанн Можайский (Моск.)
17. (Ил. 16, Волог.; Моск.; Ростов.)
18. , прп., спостник прп. Симеона юродивого (Авг. 3)
19. Иоанн Сезеновский (Тамбовский), прп. (Лип.; Тамб.)
20. Иоанн Соловецкий (Новг.; Солов.)
21. Иоанн Соловецкий (другой) (Новг.; Солов.)
22. Иоанн Сольвычегодский (Волог.)
23. , прп. (Июн. 11, Волог.)
24. , прп. (Ок. 4, Волог.)
25. Иродион Сольвычегодский (Волог.)
26. (М. 27, Ростов.)
27. (Влад.)
28. Киприан (Иван.)
29. (Екат.; Сибир.)
30. (Авг. 23)
31. Леонтий Устюжский (Волог.)
32. (Авг. 26; Н. 24, Моск.)
33. , иерей (Ян. 29, Волог.)
34. (Ян. 24, Новг.)
35. Михаил Сольвычегодский (Волог.)
36. (Авг. 9, Новг.)
37. (Март 12/13, Псков.)
38. Онисифор Романовский, Ярославский (Ростов.)
39. Парфений Суздальский (Влад.)
40. (Ян. 3)
41. (Ил. 21, Волог.)
42. (Ил. 21, Волог.)
43. Сергий Переяславский, схим. (Ростов.)
44. , прп. (Авг. 3)
45. (М. 23; Н. 17, Иван.; Костр.)
46. Стефан Ростовский (Ростов.)
47. Тимофей Вороничский (Псковский), пастух (Псков.)
48. (Ф. 1, Новг.)
49. , прп. (Н. 10)
50. , прп. (М. 7)
51. Фома Сольвычегодский (Волог.)

Имена женские

1. Домна Томская, старица (Сибир.)
2. Евдокия Суздальская (Влад.)
3. , прп. (М. 23)
4. (Ф. 6; Июн. 6, Петерб.)
5. Любовь Рязанская (Сухановская) (Ряз.)
6. Марфа Московская (Моск.)
7. , исп. (Ил. 29, Новомуч.; Ряз.)

Неканонизированные юродивые

Гриша.
В 1920-е прошлого века в одном из русских монастырей появился юродивый Гриша. Ко времени появления в обители ему было 78 лет. Любил спать на сундуке. Очень любил детей, живущих при монастыре и часто беседовал с ними. Иногда Гриша исчезал из монастыря на некоторое время, потом появлялся вновь. Куда он исчезал – никто не знал. В монастыре все знали, что юродивый Гриша прозорлив и монахини любили беседовать с ним. О прозорливости Гриши знали не только в монастыре, многие прихожане стремились поговорить с ним, получить ответ на свой вопрос. В 1932 году юродивого отправили в тюремный дом для сумасшедших, где, скорее всего, и закончилась его жизнь.
В Сборнике «Блаженные Санкт-Петербурга: От святой блаженной Ксении Петербургской до Любушки Сусанинской» о Грише даются такие сведения:
«Ему часто задавали вопрос:
– А сколько тебе лет, Гриша?
– Десять,– отвечал он.
Никто не знал, конечно, что через десять лет Гришу заберут отсюда навсегда, что ещё десять лет он проживет здесь.
Гришу хорошо знали и любили в городе. Это настолько раздражало власти, что в прессе даже появились издевательские заметки некоего рабочего И. Станковского с названием, которое по сути дела и отражало действительное положение вещей – «Кандидат в святые».
Со всех концов города приходили люди, чтобы поговорить с Гришей. Когда он исчез, все поняли, что Гришу арестовали. Случилось это 29 Марта 1932 года». (Из ст.: Трикстер. Алесь Красавин)


Хотя и был Иван Яковлевичем юродивым московским, но ехали к нему за советом и молитвой со всех концов России. Ясновидящий, прорицатель и блаженный не был канонизирован, но до сих пор на его могилу возле Ильинской церкви в Москве идут люди со своей нуждой. Родился он в семье священника в городе Смоленске, но, закончив Духовную Академию, священником не стал. Определился учителем в Духовное училище им уже там, наставляя отроков, притворялся сумасшедшим. Между тем, жители города Смоленска его и боялись, и обожали.
Он до тончайших деталей предсказывал то или иное событие: смерть, рождение, сватовство, войну. Выбрав юродство сознательно Иван Яковлевич среди блаженных выделялся ореолом романтичности: подписывался, например, «студент холодных вод». Прославляли его самые знаменитые люди 19 века: святитель , писатели Лесков, Достоевский, Толстой, Островский. И все же результатом всего стало помещение Ивана Яковлевича в сумасшедший дом в Москве на Преображенке.
Оставшиеся 47 лет жизни стен больниц для душевнобольных он уже не покидал. Занимал он в большой комнате маленький уголок у печки, остальное пространство было полностью занято посетителями. Можно сказать, на Ивана Яковлевича ходила вся Москва и многие из любопытства. А посмотреть было на что! Лечил он экстремально: то девицу на колени посадит, то почтенную матрону нечистотами обмажет, то подерется с жаждущим исцеления. Говорят, терпеть не мог настоящих дураков и нелепых вопросов. Зато с такими важными и умными господами как, например, филолог Буслаев, историк Погодин, по одной из легенд – Гоголь, говорил помногу и при закрытых дверях.

Иван Босый.
Киевский юродивый Иван Босый (1807–1855). Начало его жизни было вполне благополучным: мальчик рос, опекаемый родителями, успешно учился в гимназии. Но когда ему было 14 лет, он остался круглым сиротою. Гимназию пришлось бросить. К тому же, Ивану предстояло позаботиться о своей маленькой сестре. Поиски заработка привели его на рутинную чиновничью службу. Претерпев многие обиды и унижения, Иван Григорьевич в 1834 году был вынужден выйти в отставку, и оказался совершенно без средств существования. Пристроив сестру, несколько лет он странствовал по святым местам, питаясь одним подаянием, а в 40-х годах, наконец, смог поселиться в Киево-Печерской лавре, возложив на себя подвиг юродства.
Существует мнение, что личность Ивана Григорьевича Ковалевского послужила художественным материалом для Николая Гоголя, создавшего известный литературный образ Акакия Акакиевича в повести «Шинель».
Одевался Иван Ковалевский довольно странно: летом ходил в сапогах, а зимой, наоборот, босым, за что и был прозван Иваном Босым. Бывало, собирая цветные стеклышки, камешки, щепки, он дарил их людям с разными притчами и поговорками, в которых те находили для себя особый смысл.
Скончался Иван Григорьевич 7 июня 1855 года и был погребен в Киево-Печерской лавре, но могила его не сохранилась до наших дней. (Из ст.: Трикстер. Алесь Красавин)


В сентябре 1980 года мы с женой приехали в Псково-Печерский монастырь и после литургии оказались в храме, где отец Адриан отчитывал бесноватых. Когда отчитка закончилась, мне захотелось поскорее выбраться из монастыря, добраться до какой-нибудь столовой, поесть и отправиться в обратный путь. Но случилось иначе. К нам подошел Николка. Я заприметил его еще на службе. Был он одет в тяжеленное драповое пальто до пят, хотя было не менее 15 градусов тепла.
– Пойдем, помолимся, – тихо проговорил он, глядя куда-то вбок.
– Так уж помолились, – пробормотал я, не совсем уверенный в том, что он обращался ко мне.
– Надо еще тебе помолиться. И жене твоей. Тут часовенка рядом. Пойдем.
Он говорил так жалобно, будто от моего согласия или несогласия зависела его жизнь. Я посмотрел на жену. Она тоже устала и еле держалась на ногах. Николка посмотрел ей в глаза и снова тихо промолвил:
– Пойдем, помолимся.
Шли довольно долго. Обогнули справа монастырские стены, спустились в овраг, миновали целую улицу небольших домиков с палисадниками и огородами, зашли в сосновую рощу, где и оказалась часовенка. Николка достал из кармана несколько свечей, молитвослов и акафистник. Затеплив свечи, он стал втыкать их в небольшой выступ в стене. Тихим жалобным голосом запел «Царю Небесный». Мы стояли молча, поскольку, кроме «Отче наш», «Богородицы» и «Верую», никаких молитв не знали. Николка же постоянно оглядывался и кивками головы приглашал нас подпевать. Поняв, что от нас песенного толку не добьешься, он продолжил свое жалобное пение, тихонько покачиваясь всем телом из стороны в сторону. Голова его, казалось, при этом качалась автономно от тела. Он склонял ее к правому плечу, замысловато поводя подбородком влево и вверх. Замерев на несколько секунд, он отправлял голову в обратном направлении. Волосы на этой голове были не просто нечесаными. Вместо них был огромный колтун, свалявшийся до состояния рыжего валенка. (Впоследствии я узнал о том, что у милиционеров, постоянно задерживавших Николку за бродяжничество, всегда были большие проблемы с его прической. Его колтун даже кровельные ножницы не брали. Приходилось его отрубать с помощью топора, а потом кое-как соскребать оставшееся и брить наголо.) Разглядывая Николкину фигуру, я никак не мог сосредоточиться на словах молитвы. Хотелось спать, есть. Ноги затекли. Я злился на себя за то, что согласился пойти с ним. Но уж очень не хотелось обижать блаженного. И потом, мне казалось, что встреча эта не случайна. Я вспоминал житийные истории о том, как Сам Господь являлся под видом убогого страдальца, чтобы испытать веру человека и его готовность послужить ближнему. Жена моя переминалась с ноги на ногу, но, насколько я мог понять, старалась молиться вместе с нашим новым знакомцем. Начал он с Покаянного канона. Когда стал молиться о своих близких, назвал наши имена и спросил, как зовут нашего сына, родителей и всех, кто нам дорог и о ком мы обычно молимся. Потом он попросил мою жену написать все эти имена для его синодика. Она написала их на вырванном из моего блокнота листе. Я облегченно вздохнул, полагая, что моление закончилось. Но не тут-то было. Николка взял листок с именами наших близких и тихо, протяжно затянул: «Господу помолимся!» Потом последовал акафист Иисусу Сладчайшему, затем Богородице, потом Николаю Угоднику. После этого он достал из нагрудного кармана пальто толстенную книгу с именами тех, о ком постоянно молился. Листок с нашими именами он вложил в этот фолиант, прочитав его в первую очередь. Закончив моление, он сделал три земных поклона, медленно и торжественно осеняя себя крестным знамением. Несколько минут стоял неподвижно, перестав раскачиваться, что-то тихонько шепча, потом повернулся к нам и, глядя поверх наших голов на собиравшиеся мрачные тучи, стал говорить. Говорил он медленно и как бы стесняясь своего недостоинства, дерзнувшего говорить о Боге. Но речь его была правильной и вполне разумной. Суть его проповеди сводилась к тому, чтобы мы поскорее расстались с привычными радостями и заблуждениями, полюбили бы и поняли, что Церковь – это место, где происходит настоящая жизнь, где присутствует живой Бог, с Которым любой советский недотепа может общаться непосредственно и постоянно. А еще, чтобы мы перестали думать о деньгах и проблемах. Господь дает все необходимое для жизни бесплатно. Нужно только просить с верой и быть за все благодарными. А чтобы получить исцеление для болящих близких, нужно изрядно потрудиться и никогда не оставлять молитвы.
Закончив, он посмотрел нам прямо в глаза: сначала моей жене, а потом мне. Это был удивительный взгляд, пронизывающий насквозь. Я понял, что он все видит. В своей короткой проповеди он помянул все наши проблемы и в рассуждении на так называемые «общие темы» дал нам совершенно конкретные советы – именно те, которые были нам нужны. Взгляд его говорил: «Ну что, вразумил я вас? Все поняли? Похоже, не все».
Больше я никогда не встречал его прямого взгляда. А встречал я Николку потом часто: и в Троице-Сергиевой лавре, и в Тбилиси, и в Киеве, и в Москве, и на Новом Афоне, и в питерских храмах на престольных праздниках. Я всегда подходил к нему, здоровался и давал денежку. Он брал, кивал без слов и никогда не смотрел в глаза. Я не был уверен, что он помнит меня. Но это не так. Михаил, с которым он постоянно странствовал, узнавал меня и, завидев издалека, кричал, махал головой и руками, приглашая подойти. Он знал, что я работаю в документальном кино, но общался со мной как со своим братом-странником. Он всегда радостно спрашивал, куда я направляюсь, рассказывал о своих перемещениях по православному пространству, сообщал о престольных праздниках в окрестных храмах, на которых побывал и на которые еще только собирался. Если мы встречались в Сочи или на Новом Афоне, то рассказывал о маршруте обратного пути на север. Пока мы обменивались впечатлениями и рассказывали о том, что произошло со дня нашей последней встречи, Николка стоял, склонив голову набок, глядя куда-то вдаль или, запрокинув голову, устремляя взор в небо. Он, в отличие от Михаила, никогда меня ни о чем не спрашивал и в наших беседах не принимал участия. На мои вопросы отвечал односложно и, как правило, непонятно. Мне казалось, что он обижен на меня за то, что я плохо исполняю его заветы, данные им в день нашего знакомства. Он столько времени уделил нам, выбрал нас из толпы, сделал соучастниками его молитвенного подвига, понял, что нам необходимо вразумление, надеялся, что мы вразумимся и начнем жить праведной жизнью, оставив светскую суету. А тут такая теплохладность. И о чем говорить с тем, кто не оправдал его надежд?! Когда я однажды спросил его, молится ли он о нас и вписал ли нас в свой синодик, он промяукал что-то в ответ и, запрокинув голову, уставился в небо.
Он никогда не выказывал нетерпения. К Михаилу всегда после службы подбегала целая толпа богомолок и подолгу атаковала просьбами помолиться о них и дать духовный совет. Его называли отцом Михаилом, просили благословения, и он благословлял, осеняя просивших крестным знамением, яко подобает священнику. Поговаривали, что он тайный архимандрит, но поверить в это было сложно. Ходил он, опираясь на толстую суковатую палку, которая расщеплялась пополам и превращалась в складной стульчик. На этом стульчике он сидел во время службы и принимая народ Божий в ограде храмов. Я заметил, что священники, глядя на толпу, окружавшую его и Николку, досадовали. Иногда их выпроваживали за ограду, но иногда приглашали на трапезу.
Во время бесед отца Михаила с народом Николке подавали милостыню. Принимая бумажную денежку, он медленно кивал головой и равнодушно раскачивался; получая же копеечку, истово крестился, запрокинув голову вверх, а потом падал лицом на землю и что-то долго шептал, выпрашивая у Господа сугубой милости для одарившей его «вдовицы за ее две лепты».
В Петербурге их забирала к себе на ночлег одна экзальтированная женщина. Она ходила в черном одеянии, но монахиней не была. Говорят, что она сейчас постриглась и живет за границей. Мне очень хотелось как-нибудь попасть к ней в гости и пообщаться с отцом Михаилом и Николкой поосновательнее. Все наши беседы были недолгими, и ни о чем, кроме паломнических маршрутов и каких-то малозначимых событий, мы не говорили. Но напроситься к даме, приватизировавшей Михаила и Николку, я так и не решился. Она очень бурно отбивала их от почитательниц, громко объявляла, что «ждет машина, и отец Михаил устал». Услыхав про машину, отец Михаил бодро устремлялся, переваливаясь с боку на бок, за своей спасительницей, энергично помогая себе своим складным стульчиком. Вдогонку ему неслось со всех сторон: «Отец Михаил, помолитесь обо мне!» «Ладно, помолюсь. О всех молюсь. Будьте здоровы и мое почтение», – отвечал он, нахлобучивая на голову высокий цилиндр. Не знаю, где он раздобыл это картонное изделие: либо у какого-нибудь театрального бутафора или же сделал сам.
Картина прохода Михаила с Николкой под предводительством энергичной дамы сквозь строй богомолок была довольно комичной. Представьте: Николка со своим колтуном в пальто до пят и карлик в жилетке с цилиндром на голове, окруженные морем «белых платочков». Бабульки семенят, обгоняя друг друга. Вся эта огромная масса, колыхаясь и разбиваясь на несколько потоков, движется на фоне Троицкого собора, церквей и высоких лаврских стен по мосту через Монастырку, оттесняя и расталкивая опешивших иностранных туристов.
Любовь русских людей к юродивым понятна. Ко многим сторонам нашей жизни нельзя относиться без юродства. Вот только юродство Христа ради теперь большая редкость. Таких, как Николка и отец Михаил, нынче не встретишь. (Александр Богатырев, Православие.ру. Публикуется с сокращениями.)

Аннушка.
При Николае I в Петербурге большой популярностью пользовалась юродивая старушка «Аннушка». Маленькая женщина, лет шестидесяти, с тонкими красивыми чертами лица, бедно одетая и с неизменным ридикюлем в руках. Происходила старушка из знатной фамилии, бегло болтала по-французски и по-немецки. Говаривали, что в молодости она была влюблена в офицера, который женился на другой. Несчастная покинула Петербург и явилась обратно в город через несколько лет юродивой. Аннушка ходила по городу, собирала милостыню и тут же раздавала ее другим.
Большей частью проживала она то у того то у иного добросердного человека на Сенной площади. Бродила по городу, предсказывала события, которые не преминули сбываться. Добрые люди определили ее в богадельню, но там милая старушка с ридикюлем проявила себя на редкость вздорной и отвратительной особой. Устраивала с богаделками частые ссоры, вместо платы за провоз могла отходить извозчика палкой. Зато на родной Сенной площади пользовалась невероятной популярностью и уважением. На ее похороны, которые она сама себе и устроила, на Смоленское кладбище пришли все обитатели этой известной площади: торговцы, мастеровые, чернорабочие, духовные лица.

Слово «юродство» означает «ненормальность», но те, кто избрал себе путь «юродивых Христа ради», отказались от мирских благ и удобств не просто так, а во славу Господу. За их внешним безумием часто кроется прозорливость и даже предвидение. Наиболее известным считается Андрей Юродивый. Молитвы Андрея, Христа ради юродивого в середине 5 века помогли защитить Константинополь от врагов. В честь этого события установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

История блаженного Андрея, Христа ради юродивого

Отрок Андрей был рабом в Константинополе. После того, как однажды его посетило видение, он сделался юродивым и был изгнан хозяином. Притворяясь умалишенным, он стал бродить по городу. Если он брал милостыню, то отдавал ее бедным. Блаженный Андрей Юродивый принял от Бога способности к прозорливости, что позволило ему видеть бесов и ангелов.

Одно из таких видений однажды спасло Константинополь. Во время службы, где он был вместе со своим учеником, ему явилась Богоматерь, раскинувшая покров. Это был знак спасения от неприятельских войск, и они вскоре отступили.

В чем помогают молитвы блаженному Андрею Юродивому?

Блаженный Андрей Юродивый отошел к Господу в 936 году. Его житие было переведено и пользовалось на Руси популярностью.

День памяти святого отмечается 15 октября, а за день до этого празднуется Покров Пресвятой Богородицы.

Обращаются с молитвами Андрею Христа ради юродивому в следующих случаях:

  • для защиты от болезней (как телесных, так и душевных);
  • с просьбой защиты от врагов.

Молитва первая

О, великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, Преблаженне Андрее! Услыши ны, многогрешный, ныне вопиющия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающия днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов и безгрешно прейти, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святый угодниче Божий, блаженне Андрее! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уго­товал есть Господь всем любя­щим Его. Темже взирающе на святый твой образ, раду­емся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помо­щи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойнии есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь и кондак

Тропарь и кондак – короткие молитвы, содержащие не только саму молитву, но и прославление святого. Тропарь и кондак Христа ради юродивому можно читать вместе с молитвой Андрею Юродивому в день его поминовения.

Тропарь Христа ради юродивому, глас 1

Глас Апостола Твоего Павла услышав глаголющ, мы юроди Христа ра­ди, раб Твой, Христе Боже Андрее,юрод бысть на земле Тебе ради: темже память его почитающе, Тебе молим, Господи, спаси души наша.

Кондак Христа ради юродивому, глас 8

Вышния красоты желая и нижния сласти телесныя точно оставил еси, нестяжанием суетнаго мира, Ангель­ское житие преходя, скончался Андрее, блаженне: с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.