Удивительные истории подмосковного храма. Смоленская церковь (Софрино) Из глубины времен

Координаты : 56°08′57″ с. ш. 37°58′20″ в. д.  /  56.1493556° с. ш. 37.9724667° в. д.  / 56.1493556; 37.9724667 (G) (Я)

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери в Сафарине - православный храм , памятник русской архитектуры конца XVII века в селе Софрино Пушкинского района Московской области . Храм в стиле московского барокко был построен на средства Ф. П. Салтыкова в 1691-1694 гг.

История

Нынешнее село Софрино изначально было известно под названием Супонево . Новое название - Сафарино - село получило от фамилии богатого купца Ивана Сафарина, купившего его в XVI веке. Село было расположено на левом берегу реки Талицы и состояло из деревянной Успенской церкви, окружённой с трёх сторон избами. По восточной окраине села проходила древняя Троицкая дорога в Троице-Сергиеву лавру . На Талице была устроена плотина с мельницей. Эта плотина была восстановлена в старых габаритах местными жителями в 1968-1969 годах.

В конце 1680-х годов село, находившееся в собственности государева двора, было пожаловано боярину Ф. П. Салтыкову , ставшему царским тестем (его дочь Прасковья вышла замуж за Иоанна Алексеевича). В 1691-1694 годах на правом крутом берегу, напротив села, Салтыков выстроил двухэтажные палаты. С восточной стороны к ним примыкал домовый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Вокруг палат был разбит регулярный липовый парк, посажен фруктовый сад и вырыт пруд. Кроме того, были построены ткацкая фабрика, конюшни и дома дворни. В XVIII веке сафаринские палаты неоднократно служили пристанищем для царственных особ по пути на богомолье в Троице-Сергиеву лавру . В знак этого на кресте купола храма помещена небольшая корона.

Последней владелицей Сафарина была внучка строителя палат, графиня Варвара Николаевна Ягужинская (1749-1843), жена Сергея Павловича Ягужинского (1731-1806). Она известна тем, что в 1833 году освободила своих крестьян от крепостной зависимости, передав им в пользование свои земли. Могила В. Н. Ягужинской сохранилась в подклете Смоленской церкви.

После смерти Ягужинской палаты постепенно ветшали, сад пришёл в запустение, часть деревьев была вырублена. Палаты были разобраны, а часть кирпича в 1860-х годах пошла на строительство трапезной и колокольни.

В 1902-1905 годах с южной стороны трапезной был выстроен Никольский придел с церковно-приходской школой. Средства для этого были даны московской купчихой Верой Абрамовной Егоровой.

В 1938 году храм был закрыт, а его последний настоятель игумен Платон (Климов, 1877-1966) сослан. Здание использовалось под разные хозяйственные нужды, было доведено до аварийного состояния и стало бесхозным. Некоторые предметы утвари, иконы, а также царские врата XVI века, перенесённые в иконостас Смоленской церкви в 1878 году из разобранной деревянной церкви, были переданы в музей «Коломенское », где хранятся до сих пор.

В 1970-е годы под руководством И. В. Ильенко (1921-1996) была выполнена реставрация храма. В 1990-х годах были возобновлены церковные службы. Ведутся работы по восстановлению иконостаса в древней части храма.

До наших дней от усадьбы, пережившей в XVIII веке свой расцвет, дошли Смоленская церковь с пристроенными к ней позже трапезной и колокольней, пруд и запущенный липовый парк.

Архитектура

Храм выполнен в стиле московского барокко с характерной для него центрической композицией. Кирпичное здание выстроено кораблём и поставлено на высокий подклет. Ранее храм окружала галерея-гульбище , а с западной стороны был проход в жилые палаты. И гульбище, и палаты были разобраны, а вместо них в 1862-1866 годы пристроена трапезная с шатровой колокольней .

Здание имеет ярусную структуру, в которой на четверик поставлены четыре убывающих по размерам восьмерика . Два из них - световые и выходят в интерьер храма, третий является звонницей, а последний - барабаном под главу . При декорировании церкви использованы полуколонки , треугольные фронтоны , тонко профилированные карнизы и оконные наличники . Парапеты треугольной формы первого и третьего восьмериков завершаются шарами, а второго - пинаклями . Глава и крест храма неоднократно переделывались. В ходе реставрации форма купола и рисунок покрытия в виде чешуи были взяты по образцу церкви Знамения на Шереметьевом дворе , крест повторяет форму креста церкви Николая Чудотворца на Пупышах .

Источники

  • Информационная табличка у входа в бывшую усадьбу Сафарино

Напишите отзыв о статье "Смоленская церковь (Софрино)"

Отрывок, характеризующий Смоленская церковь (Софрино)

На бумаге поперег ее, карандашом, без заглавных букв, без орфографии, без знаков препинания, было написано: «неосновательно составлено понеже как подражание списано с французского военного устава и от воинского артикула без нужды отступающего».
– В какой же комитет передана записка? – спросил князь Андрей.
– В комитет о воинском уставе, и мною представлено о зачислении вашего благородия в члены. Только без жалованья.
Князь Андрей улыбнулся.
– Я и не желаю.
– Без жалованья членом, – повторил Аракчеев. – Имею честь. Эй, зови! Кто еще? – крикнул он, кланяясь князю Андрею.

Ожидая уведомления о зачислении его в члены комитета, князь Андрей возобновил старые знакомства особенно с теми лицами, которые, он знал, были в силе и могли быть нужны ему. Он испытывал теперь в Петербурге чувство, подобное тому, какое он испытывал накануне сражения, когда его томило беспокойное любопытство и непреодолимо тянуло в высшие сферы, туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов. Он чувствовал по озлоблению стариков, по любопытству непосвященных, по сдержанности посвященных, по торопливости, озабоченности всех, по бесчисленному количеству комитетов, комиссий, о существовании которых он вновь узнавал каждый день, что теперь, в 1809 м году, готовилось здесь, в Петербурге, какое то огромное гражданское сражение, которого главнокомандующим было неизвестное ему, таинственное и представлявшееся ему гениальным, лицо – Сперанский. И самое ему смутно известное дело преобразования, и Сперанский – главный деятель, начинали так страстно интересовать его, что дело воинского устава очень скоро стало переходить в сознании его на второстепенное место.
Князь Андрей находился в одном из самых выгодных положений для того, чтобы быть хорошо принятым во все самые разнообразные и высшие круги тогдашнего петербургского общества. Партия преобразователей радушно принимала и заманивала его, во первых потому, что он имел репутацию ума и большой начитанности, во вторых потому, что он своим отпущением крестьян на волю сделал уже себе репутацию либерала. Партия стариков недовольных, прямо как к сыну своего отца, обращалась к нему за сочувствием, осуждая преобразования. Женское общество, свет, радушно принимали его, потому что он был жених, богатый и знатный, и почти новое лицо с ореолом романической истории о его мнимой смерти и трагической кончине жены. Кроме того, общий голос о нем всех, которые знали его прежде, был тот, что он много переменился к лучшему в эти пять лет, смягчился и возмужал, что не было в нем прежнего притворства, гордости и насмешливости, и было то спокойствие, которое приобретается годами. О нем заговорили, им интересовались и все желали его видеть.
На другой день после посещения графа Аракчеева князь Андрей был вечером у графа Кочубея. Он рассказал графу свое свидание с Силой Андреичем (Кочубей так называл Аракчеева с той же неопределенной над чем то насмешкой, которую заметил князь Андрей в приемной военного министра).
– Mon cher, [Дорогой мой,] даже в этом деле вы не минуете Михаил Михайловича. C"est le grand faiseur. [Всё делается им.] Я скажу ему. Он обещался приехать вечером…
– Какое же дело Сперанскому до военных уставов? – спросил князь Андрей.
Кочубей, улыбнувшись, покачал головой, как бы удивляясь наивности Болконского.
– Мы с ним говорили про вас на днях, – продолжал Кочубей, – о ваших вольных хлебопашцах…
– Да, это вы, князь, отпустили своих мужиков? – сказал Екатерининский старик, презрительно обернувшись на Болконского.
– Маленькое именье ничего не приносило дохода, – отвечал Болконский, чтобы напрасно не раздражать старика, стараясь смягчить перед ним свой поступок.
– Vous craignez d"etre en retard, [Боитесь опоздать,] – сказал старик, глядя на Кочубея.
– Я одного не понимаю, – продолжал старик – кто будет землю пахать, коли им волю дать? Легко законы писать, а управлять трудно. Всё равно как теперь, я вас спрашиваю, граф, кто будет начальником палат, когда всем экзамены держать?
– Те, кто выдержат экзамены, я думаю, – отвечал Кочубей, закидывая ногу на ногу и оглядываясь.
– Вот у меня служит Пряничников, славный человек, золото человек, а ему 60 лет, разве он пойдет на экзамены?…
– Да, это затруднительно, понеже образование весьма мало распространено, но… – Граф Кочубей не договорил, он поднялся и, взяв за руку князя Андрея, пошел навстречу входящему высокому, лысому, белокурому человеку, лет сорока, с большим открытым лбом и необычайной, странной белизной продолговатого лица. На вошедшем был синий фрак, крест на шее и звезда на левой стороне груди. Это был Сперанский. Князь Андрей тотчас узнал его и в душе его что то дрогнуло, как это бывает в важные минуты жизни. Было ли это уважение, зависть, ожидание – он не знал. Вся фигура Сперанского имела особенный тип, по которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого он не видал такого твердого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз, не видал такой твердости ничего незначащей улыбки, такого тонкого, ровного, тихого голоса, и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько широких, но необыкновенно пухлых, нежных и белых. Такую белизну и нежность лица князь Андрей видал только у солдат, долго пробывших в госпитале. Это был Сперанский, государственный секретарь, докладчик государя и спутник его в Эрфурте, где он не раз виделся и говорил с Наполеоном.
Сперанский не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.
Князь Андрей особенно внимательно следил за каждым словом и движением Сперанского. Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, которого он знал по репутации, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств.

Церковь Смоленской Богоматери в Софрино

Давно я планировал съездить в Софрино, найти в этих местах и посмотреть Смоленскую церковь - прекрасный образец московского барокко, к счастью, сохранившегося до наших дней.
За плечами у меня уже был большой рюкзак, в который уместился металлоискатель, лопата и конечно фотик. Первый раз я поехал с таким внушительным набором)

Природа ещё не начала приобретать свой осенний колорит (а поехал я в начале сентября), но пасмурная погода напоминала о текущем времени года. Добираться до этой церкви в принципе не сложно. Около часа надо ехать на электричке до станции Ашукинская, от туда ещё минут 20-30 пешком до цели. Идти предстоит сначала по небольшому шоссе, потом свернуть в деревню, которая сохранила в себе не мало старинных деревянных домов и вот пройдя сквозь эту деревню и выйдете к церкви. Вон она уже выглядывает из-за леса)

Рядом находится красивое озеро, которое надо обойти, пейзажи вы будете видеть примерно такие:

Некогда это была усадебная территория, но до наших дней многие постройки не дошли, в том числе и главный усадебный дом.

Немного истории:

Нынешнее село Софрино изначально было известно под названием Супонево. Новое название — Сафарино — село получило от фамилии богатого купца Ивана Сафарина, купившего его в XVI веке. Село было расположено на левом берегу реки Талицы и состояло из деревянной Успенской церкви, окружённой с трёх сторон избами. По восточной окраине села проходила древняя Троицкая дорога в Троице-Сергиеву лавру. На Талице была устроена плотина с мельницей. Эта плотина была восстановлена в старых габаритах местными жителями в 1968—1969 годах.
В конце 1680-ых годов село, находившееся в собственности государева двора, было пожаловано боярину Ф. П. Салтыкову, ставшему царским тестем (его дочь Прасковья вышла замуж за Иоанна Алексеевича). В 1691—1694 годах на правом крутом берегу, напротив села, Салтыков выстроил двухэтажные палаты. С восточной стороны к ним примыкал домовый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Вокруг палат был разбит регулярный липовый парк, посажен фруктовый сад и вырыт пруд. Кроме того, были построены ткацкая фабрика, конюшни и дома дворни. В XVIII веке сафаринские палаты неоднократно служили пристанищем для царственных особ по пути на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. В знак этого на кресте купола храма помещена небольшая корона.
Последней владелицей Сафарина была внучка строителя палат, графиня Варвара Николаевна Ягужинская (1749—1843), жена Сергея Павловича Ягужинского (1731—1806). Она известна тем, что в 1833 году освободила своих крестьян от крепостной зависимости, передав им в пользование свои земли. Могила В. Н. Ягужинской сохранилась в подклети Смоленской церкви.
После смерти Ягужинской палаты постепенно ветшали, сад пришёл в запустение, часть деревьев была вырублена. Палаты были разобраны, а часть кирпича в 1860-ых годах пошла на строительство трапезной и колокольни.
В 1902—1905 годах с южной стороны трапезной был выстроен Никольский придел с церковно-приходской школой. Средства для этого были даны московской купчихой Верой Абрамовной Егоровой.

В 1938 году храм был закрыт, а его последний настоятель игумен Платон (Климов, 1877—1966) сослан. Здание использовалось под разные хозяйственные нужды, было доведено до аварийного состояния и стало бесхозным. Некоторые предметы утвари, иконы, а также царские врата XVI века, перенесённые в иконостас Смоленской церкви в 1878 году из разобранной деревянной церкви, были переданы в музей «Коломенское», где хранятся до сих пор.
В 1970-ые годы под руководством И. В. Ильенко (1921—1996) была выполнена реставрация храма. В 1990-ых годах были возобновлены церковные службы. Ведутся работы по восстановлению иконостаса в древней части храма.

До наших дней от усадьбы, пережившей в XVIII веке свой расцвет, дошли Смоленская церковь с пристроенными к ней позже трапезной и колокольней, пруд и запущенный липовый парк.



На церкви есть и такая памятная табличка.

Это селение известно с XV века. Происхождение названия этого селения уходит к XVI веку. В Москве в те далёкие времена было много греческих, крымских, итальянских торговцев. Их называли гостями. Один из таких гостей - Иван Сафарин происходил из крымских, а точнее из крымского города Сурожа, теперь это город Судак. Иван Сафарин приобрёл земли недалеко от Москвы и основал там усадьбу, получившую название по его прозвищу - Сафарино.
Впоследствии это название стало изменяться и приобретать формы Сафорино, Сефорине и наконец, Софрино. Происходило всё это постепенно и в документах можно встречать одновременно то или другое название.

До 1661 года село оставалось дворцовым, а затем было передано "ближнему боярину" Ф.И. Салтыкову, дочь которого Прасковья была выдана за царя Ивана Алексеевича, старшего брата Петра I.

Отправляясь на богомолье к Троице, монаршая семья останавливалась в каменных палатах салтыковской усадьбы (постройки 1691-1694 годов), центром которой и стала нынешняя каменная трехъярусная Смоленская церковь (фото справа), выстроенная в качестве домового храма. Стройность пропорций и высокие декоративные качества позволяют отнести памятник к числу выдающихся произведений зодчества конца XVII века.
В 1862-1866гг. к этой церкви, в месте примыкания каменных боярских палат, были пристроены трапезная с колокольней.
А в 1902-1905 с южной стороны пристроен Никольский придел.
В 1938 году церковь была закрыта и с годами пришла в запустение. Однако, в 1993 году церковь возвращена верующим, отреставрирована.

http://newsofrino.narod.ru/SHystori.htm

* * *

Ранее Софрино упоминалось в писцовых книгах в 1631-1633гг. как Сафарино. В духовной грамоте удельного верейского князя Михаила Андреевича упоминается некий Иван Сафарин. Возможно, что будущее названия Софрино принадлежало Ивану Сафарину и именно от него позаимствовало своё название.

В названии посёлка, от его рождения до сегодняшних дней происходила некая трансформация.

  • Сафарино-1631-1633гг.
  • Софорино-1790г.
  • Софрино-1886г.

В 70-х годах XVIIв. Сафарино числилось "государевым дворцовым селом", а к 90-м годам становится подмосковной вотчиной приближенного к цареву двору боярина Федора Петровича Салтыкова. Затем село перешло к графу Сергею Павловичу Ягужинскому, отличившемуся на службе у Петра I. Вдова Сергея Павловича, графиня Ягужинская, основываясь на законе Александра I "о вольных хлебопашцах", в 1833г. освободила крестьян Сафарино от крепостной зависимости.

Сафарино, как перепутье по дороге в Троицкий монастырь, неоднократно посещали царь Петр I, царица Прасковья Федоровна, ее дочь-императрица Анна Иоановна и дочь Петра I-императрица Елизавета Петровна.

Исторические сведения о Софринской волости:

Центром политической жизни Софринской волости еще до революции было Софрино.

В 1916г. около станции по инициативе рабочих был построен культурный очаг под названием "Народный дом" (ныне магазин "Мир продуктов" , ранее "Сельпо").

Единственным предприятием был кирпичный завод. Первый кирпичный завод не был механизирован. Вся работа производилась ручным способом.

После победы Великой Октябрьской Социалистической революции был организован Софринский Волостной Совет. Софринская волость подчинялась Сергиевскому уездному совету (ныне Сергиев Посад, ранее Загорск).

С 1921г. по 1923г. председателем Софринского исполнительного комитета работал крестьянин с. Митрополье Садовников В.М.

В 1924г. была организована волостная партийная ячейка. Секретарем партячейки был Серов М.В.

С 1923г. в Софринской волости начался поход по ликвидации неграмотности. В д. Талицы была открыта школа крестьянской молодежи. С помощью Волисполкома открыты школы в Жуковке, Кощейкове, Володькине, Алешине и др. Построены Народные дома в Алешине, Володькине. В ряде населенных пунктов были открыты избы-читальни, библиотеки.

Становление Советской власти в Софрино

До революции Софринской волостью управляла Земская управа.

После февральской революции власть оказалась в руках зажиточной верхушки, которая была на стороне меньшевиков и эсеров.

Шел 1918год. В центральных уездах были организованы Советы рабочих и крестьянских депутатов. А в Софринской волости управляла еще меньшевистская Земская Управа.

В сентябре 1918 года приехали вооруженные красноармейцы и потребовали освободить помещение Земской Управы.

4 сентября (17) по новому стилю 1918 года состоялось собрание уполномоченных Софринской волости по поводу упразднения Волостного земства и организации Совета. Тогда же 4 (17) сентября состоялось первое заседание Софринского Исполнительного Совета крестьянских и рабочих депутатов на котором была провозглашена советская власть в Софринской области.

В 1917г. в Софрино была одна школа, сейчас 2.

С 1924г. впервые начали отводить участки под застройку домов у станции железнодорожным рабочим. Потом - продолжали с 1930г.

Следующий период развития поселка наступил после Великой Отечественной Войны.

Построена промышленная станция Софрино, вырос завод "Строительных деталей". Вместо маленьких мастерских Гипролесхоза построен Экспериментально-механический завод.

В бывшем лесу Клинниковского общества с 1932-1933гг. началось дачное строительство.

С 1946г. вырос военный городок с водопроводом, асфальтированной дорогой. Там разбит парк и открыт "Обелиск памяти погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной Войны".

В 1958г. из Клиниковского сельского совета Софрино выделен в рабочий поселок - Софринский поселковый совет.

На базе амбулатории открыта поликлиника в 1967г.

В 1968г. утвержден Генеральный план поселка по которому он и развивался по настоящее время.

За вокзалом, на месте старого кирпичного завода вырос поселок. Здесь же построено почтовое отделение, здание Поссовета, аптека.

Маленький ручей называется Махра, он пересекает поселок с запада на восток. В 1959г. у деревни Клиники он был запружен. Образовалось большое озеро. Местное общество охотников взяло водоем под охрану.

Весь поселок электрофицирован.

Работает АТС.

Так за годы Советской власти маленькое поселение из нескольких домов у станции Софрино выросло в благоустроенный поселок. Выросли промышленность, транспорт, новые дороги.

http://newsofrino.ru/view-content/do-read/id-32/menuid-76

* * *

Первый исполком

Леонид Патык по материалам статьи А. Кириллова
"Маяк" 9.01.1969г.
(публикуется в интернете впервые)

Софрино и окружающие его населенные пункты - Клинники, Алешино, Ельдигино, Рахманово, Царево, Путилово и другие - до Октябрьской революции входили в состав Богословской волости Дмитровского уезда.
В 1917 году Богословскую волость и частично Морозовскую переименовали в Софринскую волость в составе Дмитровского уезда. С образованием Сергиевского уезда (теперь Загорского) Софринская волость была передана во вновь образованный район. В 1929 году в связи с новым районированием Софринская волость вошла в состав Пушкинского района.
Интересна история становления Советской власти в Софрине.
Председатель земской управы города Дмитрова князь Михаил Александрович Гагарин, кадет самого правого толка, во время Февральской революции превратился "в революционера" и, нацепив на рукав красную ленту, предстал в виде "гражданского комиссара" по Дмитровскому уезду. Это назначение на столь важный пост было скреплено мандатом за подписью "гражданского комиссара по Московской губернии" Элерта. Гагарин создал вокруг себя "демократию" из состава членов уездной земской управы и работников Дмитровского союза кооперативов, кадетов, эсеров и бывших фабрикантов.
Одним из первых деяний "революционной демократии" было административное переустройство территории уезда. Вместо существовавших со времен Екатерины тринадцати волостей, сделали двенадцать. На практике это нововведение вызвало недовольство, и уже после Октябрьской революции пришлось все переделать.
В результате перекройки карты Дмитровского уезда на юго-востоке возникла Софринская волость с центром около станции Софрино.
После Великой Октябрьской социалистической революции власть в Дмитровском уезде перешла в руки уездного Совета крестьянских депутатов и уездного Совета рабочих депутатов. Первое время Совет крестьянских депутатов не хотел признавать Совет рабочих депутатов. 7 января 1918 года прошел первый уездный съезд Советов, на котором власть перешла целиком к уездному Совету рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Четыре волости в уезде не хотели создавать у себя Совет крестьянских депутатов - Сергиевская, Путиловская, Софринская, Деденевская - и признавали волостное земство.
Из Дмитрова были посланы отряды Красной гвардии. В Сергиевской волости разогнали волостное земство силой оружия. Путиловское земство само распалось. В Деденеве путем разъяснительной работы земство было ликвидировано. В Софрино был послан отряд Красной гвардии с двумя членами уездного исполкома И.В. Мининым и М.С. Михайлиным. Отряд разогнал софринское земство. Восемь человек из земства были арестованы и привезены в Дмитров как саботажники и противники Советской власти, а Михайлина оставили в Софрине, чтобы он собрал волостной съезд.
Ночью неарестованные члены волостного земства пришли толпой, обезоружили и арестовали Михайлина, а утром открыли заседание земства.
Был вторично послан отряд Красной гвардии из города Дмитрова с И.В. Мининым. С ним направили инструктора уезда Коровкина и двух агитаторов, чтобы они проводили собрания по деревням, избирали сельские Советы и из них составили волостной съезд для избрания Софринского Совета крестьянских и рабочих депутатов. На это ушло две недели.
Арестованных обе стороны выпустили немедленно, и 18 сентября 1918 года состоялись выборы первого Софринского Совета.
В архиве сохранился именной список членов первого исполкома волостного комитета Софринской волости: М.С. Лаботорин - председатель комитета, В.Н. Котлов, В.Г. Шижков (Шишков? - прим.), В.М. Садовников, Ф.Г. Федоров, П.Г. Логинов, С.В. Мариничев, А.Г. Мутин - члены исполкома.
В 1922 году секретарем Софринской волостной ячейки партии был избран Л.Ф. Куликов. Продолжительное время (с 1923 года) председателем Софринского волисполкома был М. Серов.
За годы Советской власти Софрино превратилось в крупный железнодорожный, промышленный и культурный центр. Мособлисполком своим решением от 7 июня 1968 года изменил его административно-территориальные границы. В черту рабочего поселка Софрино включены населенные пункты Майское, Клинники.

http://newsofrin.ru/hfirstisp.htm

* * *

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
о городском поселении Софрино

Древнейшее село Подмосковья дошло до наших дней через трансформацию: Сафаринское (1482 г.), Софорино (1790 г.), а с 1886 года – Софрино.
Впервые государево дворцовое село упоминается в духовной грамоте Ивана Грозного как Брюхово село Супонево, Сафаринское Ивана Сафарина (купца из г.Судака). Тогда при селе существовала деревянная церковь Успения, уничтоженная, видимо во время Польско-Литовского нашествия.
Затем Сафарино остается государевым, числится присельем села Семеновского, а с 1646 по 1664 год отдается в вотчину дьяку Д.К. Дерябину. В 1668 году здесь строится новая деревянная трехшатровая церковь Успения с колокольницей. В это время село, и церковь находились на левом берегу запруженной здесь реки Талицы.
С 1684 года село становится подмосковной вотчиной боярина Ф.П. Салтыкова, дочь которого вышла замуж за царя Ивана Алексеевича, старшего брата Петра 1. В 1730 году село как приданое перешло дьяку И.Ф.Ромодановскому, женившемуся на А.Ф. Салтыковой, затем вице-канцлеру и кабинет-министру М.Г.Головкину с приданным за Е.И. Ромодановской.
С 1742 года Сафарино было приписано к собственным вотчинам императрицы Елизаветы Петровны. В 1759 году село было возвращено Е.И. Головкиной- жены государственного канцлера, который противился воцарению Елизаветы Петровны. Последней владелицей Софрина была помещица В.Н. Ягужинская. Она увековечила свое имя добрым поступком, освободив за 18 лет до отмены крепостного права своих крестьян от крепостной зависимости, наделив их землею. После этого усадьба быстро пришла в упадок.

Памятники архитектуры

На территории городского поселения Софрино расположены четыре памятника архитектуры: Вокзал железнодорожный (1862 года постройки), Церковь Смоленская (1691 года постройки), Усадебный парк Смоленской церкви (ХVII век) и Усадьба Сафарино (кон. ХVII –сер. ХVIII века).
Вначале железнодорожный вокзал и высокая платформа станции были деревянными. Вокзал имел большой вестибюль. Здесь стояли кожаный диван и кожаные кресла, посередине – круглый стол. На окнах висели парусиновые занавески от солнца. На стенах керосиновые бра. В вестибюле находились также билетная касса, телеграф, телефон, кабинеты начальника станции и его помощника. С левой стороны вестибюля была квартира начальника станции, окна которой выходили в большой прекрасный сад.
Дальше стояли, и стоят по сей день деревянные дома. В них жили жандарм станции с семейством и помощник начальника станции с женой.
В деревянном вокзале буфета не было. Но он имелся на станции – буфет Андрея Бакина, в котором продавали ситро, шоколад, конфеты и печенье.
В 1910 году деревянное здание вокзала сменил каменный проект известного архитектора Щусева.

Смоленская церковь (с. Софрино) радует глаз композицией из поставленных друг на друга восьмериков, как бы возрождающей традицию башнеобразных построек. Великолепная, вычурная каменная церковь, соединяла в себе два стиля зодчества юга и запада. Эта церковь была домовая и соединялась галереей с барскими палатами. Она была построена в царствование Петра 1 и по характеру стиля напоминает церковь в Петровско-Разумовском. Внутри церковь состоит из трех частей: трапезы, храма и алтаря. Из угла трапезы ломаная лестница вела на хоры и колокольню. Там, где теперь стоит пристроенная колокольня, начинались каменные палаты.



Село Сафарино было расположено на двух больших холмах, разделенных глубоким оврагом, по которому пробегала речка Талица. В Сафаринском дворце (усадьба Сафарино) не раз бывали Петр 1, царицы Прасковья Федеровна, Анна Иоановна и Елизавета Петровна на перепутье в своих путешествиях в Троицкую Лавру. В 1803 году село посетил известный русский историк Н.М.Карамзин.
В 1742 году к приезду Елизаветы Петровны в усадьбе Сафарино архитектор Михаил Земцов отремонтировал обветшавшие части построек. Там был построен каменный дворец в два яруса. Внутри здания было несколько обширных палат и помещения меньшего размера. В период расцвета Сафарина, дворец был богато меблирован. В комнатах стояли круглые столы и столики китайской работы, кресла и стулья, крытые бархатом и кожей. На стенах висели портреты в круглых золоченых рамках, по углам сверкали иконы в ризах, усыпанных драгоценными самоцветами, оконные ставни обиты красным сукном. На восток выходила зала в два света, с венецианским художественной работы камином. При Ягужинских камин был украшен лепным гербом этой фамилии.
О размерах сафаринских палат можно судить по тому, что в одной из них было 55 «стулов», другая освещалась десятью окнами. К дворцу примыкал большой сад с плодовыми деревьями, цветником, парниками, прудом. Дворец соединялся переходом с каменной церковью, построенной в 1691 году в распространенном тогда «нарышкинском» стиле.
С 40-х годов 19 века Сафарино пришло в упадок. Старинный дом без ремонта разрушался. Вскоре сафаринский дворец был разобран, на его месте построили новую трапезную с колокольней.

Церковь

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Страна Россия
Посёлок Софрино
Конфессия Православие
Епархия Московская епархия
Архитектурный стиль московское барокко
Строитель Ф. П. Салтыков
Строительство - годы
Статус действует

Координаты : 56°08′57.68″ с. ш. 37°58′20.88″ в. д.  /  56.149356° с. ш. 37.972467° в. д. (G) (O) (Я) 56.149356 , 37.972467

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери в Сафарине - православный храм , памятник русской архитектуры конца XVII века в посёлке Софрино Пушкинского района Московской области . Храм в стиле московского барокко был построен на средства Ф. П. Салтыкова в 1691-1694 гг.

История

Нынешнее село Софрино изначально было известно под названием Супонево . Новое название - Сафарино - село получило от фамилии богатого купца Ивана Сафарина, купившего его в XVI веке. Село было расположено на левом берегу реки Талицы и состояло из деревянной Успенской церкви, окружённой с трёх сторон избами. По восточной окраине села проходила древняя Троицкая дорога в Троице-Сергиеву лавру . На Талице была устроена плотина с мельницей. Эта плотина была восстановлена в старых габаритах местными жителями в 1968-1969 годах.

В конце 1680-ых годов село, находившееся в собственности государева двора, было пожаловано боярину Ф. П. Салтыкову , ставшему царским тестем (его дочь Прасковья вышла замуж за Иоанна Алексеевича). В 1691-1694 годах на правом крутом берегу, напротив села, Салтыков выстроил двухэтажные палаты. С восточной стороны к ним примыкал домовый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Вокруг палат был разбит регулярный липовый парк, посажен фруктовый сад и вырыт пруд. Кроме того, были построены ткацкая фабрика, конюшни и дома дворни. В XVIII веке сафаринские палаты неоднократно служили пристанищем для царственных особ по пути на богомолье в Троице-Сергиеву лавру . В знак этого на кресте купола храма помещена небольшая корона.

Последней владелицей Сафарина была внучка строителя палат, графиня Варвара Николаевна Ягужинская (1749-1843), жена Сергея Павловича Ягужинского (1731-1806). Она известна тем, что в 1833 году освободила своих крестьян от крепостной зависимости, передав им в пользование свои земли. Могила В. Н. Ягужинской сохранилась в подклете Смоленской церкви.

После смерти Ягужинской палаты постепенно ветшали, сад пришёл в запустение, часть деревьев была вырублена. Палаты были разобраны, а часть кирпича в 1860-ых годах пошла на строительство трапезной и колокольни.

В 1902-1905 годах с южной стороны трапезной был выстроен Никольский придел с церковно-приходской школой. Средства для этого были даны московской купчихой Верой Абрамовной Егоровой.

В 1938 году храм был закрыт, а его последний настоятель игумен Платон (Климов, 1877-1966) сослан. Здание использовалось под разные хозяйственные нужды, было доведено до аварийного состояния и стало бесхозным. Некоторые предметы утвари, иконы, а также царские врата XVI века, перенесённые в иконостас Смоленской церкви в 1878 году из разобранной деревянной церкви, были переданы в музей «Коломенское », где хранятся до сих пор.

В 1970-ые годы под руководством И. В. Ильенко (1921-1996) была выполнена реставрация храма. В 1990-ых годах были возобновлены церковные службы. Ведутся работы по восстановлению иконостаса в древней части храма.

До наших дней от усадьбы, пережившей в XVIII веке свой расцвет, дошли Смоленская церковь с пристроенными к ней позже трапезной и колокольней, пруд и запущенный липовый парк.

С. Софрино.

В начале 1630-х гг., после разорения Смутного времени, село Супонево "Сафарино тож", лишившееся своей Успенской церкви, оказалось "присельем" с. Семёновского на Вязи.

К 1677 г. Сафарино - государево дворцовое село "у пруда"; восстановленная Успенская церковь успела сгореть или обветшать, и на её месте выстроена новая, под другим наименованием, посвященная Смоленской иконе Божией Матери . На составленном около этого времени плане XVII в. трёхшатровая церковь с колокольней и папертью показана на левом берегу запруженной Талицы; напротив неё, на правом берегу, - "двор, что был вотчинников", мимо которого по прудовой плотине проходит дорога, ответвляющаяся от Троицкой у д. Григорковой и опять сливающаяся с нею у села Рахманова. Деревня Кленники, также превращенная разорением из сельца в присёлок соседнего с. Митрополичья, уже в начале 1630-х гг. числилась в дворцовом ведомстве. По-видимому, незадолго до Смуты здесь была выстроена церковь Святителя Николая Чудотворца , при ней обосновался небольшой монастырёк или "пустынка", от которой сохранились "5 мест келейных".

Из документа 1680 г. узнаём, что на проходившей через Кленники Троицкой дороге ("старой Переславской"), на месте бывшего попова двора, был выстроен государев путевой дворец.

Позднее Сафарино вместе с "присёлком" Кленниками и деревней Бордаковой было пожаловано в вотчину ближнему боярину Фёдору Петровичу Салтыкову, отцу царицы Прасковьи Фёдоровны. При правительственном перевороте 1689 г. Салтыковы удержались при царском дворе, и в 1691 г. тесть царя Иоанна Алексеевича начал в своей подмосковной вотчине Сафарино строительство второй церкви, каменной, также посвященной Смоленской иконе Божией Матери. Новый храм возводился по другую сторону пруда, на месте старого "вотчинникова двора", и был соединён с каменным загородным дворцом. Стройку закончили только в 1702 г., когда Сафарино уже перешло к сыну Фёдора Петровича, кравчему Владимиру Фёдоровичу.

В палатах Салтыковых, проездом по Троицкой дороге, останавливались Пётр I , царица Прасковья Фёдоровна, императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна .

В 1730 г. с. Софрино принадлежало кавалеру высшего ордена Российской империи - Святого апостола Андрея Первозванного - князю Ивану Фёдоровичу Ромодановскому (в том же году он умер), женатому на сестре В.Ф. Салтыкова Анастасии Фёдоровне. Он был прямодушным, кротким, добродушным человеком. В домашнем обиходе придерживался старинного образа жизни, очень любил охоту, у него были прекрасно обученные ястребы и кречеты. От своего отца, внушавшего ужас главы пыточного Преображенского приказа, князя Ф.Ю. Ромодановского, он унаследовал имевший шутливый оттеноктитул князя-кесаря. Князь Фёдор даже царём именовался Ваше Величество, он имел право входить в кабинет Петра в любое время без доклада.

С властью, далеко превосходившей губернаторскую, он управлял Москвой до 1724 г., когда попросился в отставку, чувствуя, что служба становится ему тяжела. Но в 1727 г. император Пётр II назначил его управлять Москвой, которая снова стала столицей империи. Сафарино в приданое за дочерью Ромодановских Екатериной Ивановной перешло к вице-канцлеру и кабинет-министру графу Михаилу Гавриловичу Головкину (1705-1755).

В 1737-1740 гг. на месте обветшавшей деревянной Смоленской церкви выстроили новую, тоже деревянную. Головкин был хорошо образован, истинный патриот и искусный государственный деятель, отличался прямотой, добрым сердцем и большим гостеприимством, но любил предаваться лени, не был чужд гордости, упрямства, настойчивости и злости. Он оставался верен правительнице Анне Леопольдовне и противился перевороту, совершённому дочерью Петра I Елизаветой.

В 1741 г., был сослан на Колыму, где умер через 15 лет. Жена добровольно поехала с ним в ссылку.

После восшествия на престол Елизаветы в 1742 г. Сафарино было конфисковано у Головкина и приписано к вотчинам государыни, как и все его сёла.

В 1759 г. возвращено вдове опального графа и через четыре года пожаловано ей в вечное владение. В это время в селе стояли две церкви, дворец с регулярным "садом". Была суконная фабрика.

После смерти Е.И. Головкиной имение перешло к её племяннице, графине Вере Николаевне Ягужинской (урождённой Салтыковой), муж которой, генерал-поручик СП. Ягужинский, был сыном сестры М.Г Головкина Анны Гавриловны.

В 1833 г. 84-летняя Ягужинская освободила сафаринских крестьян от крепостной зависимости. После её смерти в 1843 г. дворец запустел и стал разрушаться, парк вырубался крестьянами.

В 1866 г. на месте разобранных боярских палат XVII в. были выстроены трапезная и колокольня Смоленской церкви.

В 1878 г. упразднена деревянная церковь за р. Талицей.

В 1860-х гг. по сафаринским землям была проложена Московско-Ярославская железная дорога, разделившая д. Кленники и Бордакову в направлении на Своробино. На левом берегу Мавры возникла железнодорожная станция Талицы, соединённая шоссейной дорогой через Кленники с д. Талицей. Во 2-й половине XIX в. получила развитие местная промышленность; появились фабрика Бакатиных в Кленниках (к концу XIX в. уже упразднённая) и завод Худякова вблизи железнодорожной станции (нынешний Софринский кирпичный завод). В Кленниках тогда появились первые дачные домики.

К началу XX в. на территории бывшей усадьбы осталась только Смоленская церковь с двором священника и приходским училищем.

В нескольких километрах от ст. Софрино в Талицах сохранилась усадьба лесопромышленников Аигиных, благоукрасителей многих окрестных храмов. Усадебный дом построен в последней четверти XIX в.

У Ярославского шоссе стоит каменная часовня конца XIX в. На её месте в начале XIX в. стояла деревянная, при ней находился монах Махрищенского монастыря Александровского уезда Владимирской губернии Антоний. 9 лет он копал пещеру, вход в которую был напротив часовни, через Троицкую дорогу.

Монах окончил работу - видно, выполнил данный Богу обет, - и умер. Он был похоронен в часовне.

В советское время она разорена, уничтожена главка, уничтожена и пещера с обложенным кирпичом входом в неё.

В часовне жили несколько семей, и, уезжая, они выломали всё мало-мальски пригодное для хозяйственного обзаведения на новом месте.

В наше время часовня восстанавливается.