Джон юз его вклад в развитие донбасса. Биография юз джон

– основатель и директор завода Новороссийского общества (Юзовского завода), крупный деятель в деле водворения железного производства в России.
Англичанин по происхождению, Ю. родился в 1814 г. в гор. Мертире, в Южном Валлисе, и был сыном инженера, стоявшего во главе одного из металлургических заводов.
Получив прекрасное домашнее образование Ю. поступил на завод Кафартера, где в то время служил его отец. Ознакомившись на этом заводе практически с металлургическим делом, он перешел на завод Еббевеля, а затем основал свою механическую фабрику в Ньюпорте.
При своих недюжинных способностях он быстро поставил дело на твердую ногу. К этому времени относится устройство им первой в Англии подъемной машины прямого действия.
Поступив затем в конце 1850-х годов на железопрокатный завод Миллволь, он уже в 1800 г. был назначен его директором.
Здесь, между прочим, им были изобретены известные “юзовские” лафеты для дальнобойных орудий.
Затем по мысли Ю. завод Миллволя занялся приготовлением брони для обшивки судов и фортовых укреплений.
Около того времени русское правительство решило укрепить броней форт “Константин” в Кронштадте и по этому поводу вошло в переговоры с английским заводом Миллволя.
Во время этих переговоров Ю. близко сошелся с генералом Тотлебеном и полковником Герном.
Последний предложил ему принять на себя исполнение договора, заключенного в 1868 г. с кн. Кочубеем, по которому кн. Кочубей взялся построить на юге России завод для выделки железных рельсов.
Ю. поехал в Новороссию, осмотрел залежи каменного угля и железной руды, затем вернулся в Лондон, составил солидную компанию из английских и русских капиталистов и принялся за устройство завода в Бахмутском уезде, Екатеринославской губернии.
В январе 1872 г. начала уже действовать первая доменная печь, а через год начата была уже и выделка железных рельсов.
Между тем министерство Путей Сообщения решило не употреблять более железных рельсов и постановило заменить их стальными.
Новый завод, или, вернее, его директор Ю., принялся за выделку из местных материалов стальных рельсов и в 1879 г. выпустил такие рельсы, которые не только не уступали, но даже превосходили своим качеством рельсы английских заводов.
Переселившись в Россию со всей семьей, Ю. скоро полюбил новое свое отечество и искренно желал ему промышленных успехов.
Особенно старался он оживить юг России, предпринимая самые энергичные меры к расширению разработки каменного угля и железной руды. Постоянной его мечтой было добиться того, чтобы русский каменный уголь мог с успехом конкурировать с английским в Средиземном море, а русский чугун – в Петербурге.
Он уже с этой целью предполагал расширить производство своего завода и довести добычу каменного угля до 45 миллионов пудов в год, а выплавку чугуна до 15 миллионов.
Однако привести в исполнение этот план ему не пришлось.
Приехав в июне 1889 г. в Петербург по делам, касавшимся вышеупомянутого плана, он 16-го числа того же месяца внезапно захворал и на другой день скончался, имея 74 года от рождения.
Памятником 20-летней деятельности его на юге России остался прекрасно устроенный завод Новороссийского общества, около которого в этот период вырос целый город с 15000-ным населением. “Новости и Биржевая Газета”, 1889 г., № 168. – “Сын Отечества”, 1889 г., № 163. – “Новое Время”, 1889 г., № 4779. – “Русский Календарь” на 1890 г., стр. 254. – “Всеобщий Календарь” на 1890 г., стр. 501. Е. Ястребцев. {Половцов}



Биография Юз Джон

Ещё биографии:

  1. – шотландский врач, род. в 1691 г., ум. в 1780 г. В 1714 г. он приехал в Россию, в 1715-1718 гг. в качестве врача, сопровождал посольство Петра I в Персию,......
  2. (Рожерсон) – лейб-медик Екатерины II; шотландец по происхождению, родился в 1741 году, рано поступил в Эдинбургский Университет и окончил в нем курс медицинских наук в 1765 г. В следующем году......
  3. (Jean Francois Xavier) – директор Императорского фарфорового завода, родом швейцарец, до приезда в Россию был профессором технологии в Женевском университете. В Россию переселился при Екатерине II и некоторое время служил......
  4. (Charles Baird) – известный заводчик и первый строитель пароходов на р. Неве. Род. в 1766 г., в Шотландии, технич. образование получил на известн. Корронском пушечном заводе, в Россию прибыл в......
  5. (Gascoigne) – действительный статский советник, начальник Олонецких горных заводов, советник Олонецкой казенной палаты. Родом шотландец, он был прекрасный механик и у себя на родине был директором Карронского литейного завода. Выписан......
  6. Генеральный директор ОАО “Тулунский гидролизный завод” родился 7 января 1940 г. в г. Тулуне Иркутской области, из рабочих; В 1966 г. окончил Иркутский политехнический институт; в 1976 г. – факультет......
  7. – генерал-лейтенант, член адмиралтейств-совета морского министерства, род. в 1833 г. По окончании курса морского корпуса 1850 ходил в кругосветное плавание на фрегате “Паллада”, под командою графа Путятина. Затем он был......
  8. Генеральный директор государственного унитарного предприятия “Красноярский машиностроительный завод”. Родился 20 февраля 1936 г. в с. Алексеевка Маркакольского района Восточно-Казахстанской области Казахской ССР. В 1960 г. окончил Томский политехнический институт, в......
  9. Директор Брянского электромеханического завода с 1991 г.; родился 20 февраля 1934 г. в г. Джатырга Кустанайской области; окончил Сталинградский механический институт по специальности “тракторы” в 1956 г.; 1956-1958 – инженер-конструктор......
  10. Бывший генеральный директор ОАО “Московский завод “Кристалл” (2001); родился в 1951 г. в ст. Облинской Ростовской области; окончил механический факультет Московского технологического института пищевой промышленности; трудовую деятельность начал в 1969......

Или 25 июня (1815-06-25 )

Биография

Сын инженера, стоящего во главе одного из металлургических заводов города Мертир-Тидвила. В юношеские годы работал под началом отца, начав работать помощником горнового . В 28 лет приобрёл судостроительную верфь. В 36 лет приобретает в городе Ньюпорте литейный завод. В конце 1850-х поступил в качестве инженера на Мильвольский железно прокатный завод в Великобритании , а в 1860 году становится его директором. В 1864 году сконструировал лафет для тяжёлых пушек , эта артиллерийская установка поступает на вооружение военно-морских сил ряда европейских стран. Также Юз разработал и запатентовал технологию производства брони для обшивки судов и фортовых укреплений .

В возрасте 55 лет появляется в России. Юз в 1869 году покупает землю у русского князя Кочубея в Екатеринославской губернии на берегу реки Кальмиус и начинает строительство металлургического завода с рабочим поселком в районе села Александровка . Для разработки угля он основывает «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств». Первый чугун начал выплавляться в 1872 году. Завод работает по полному металлургическому циклу, здесь впервые в Российской Империи запускается 8 коксовых печей, осваивается горячее дутьё . Основанный Юзом комбинат становится одним из индустриальных центров Российской Империи, позже СССР, а с 1991 года и Украины.

Умер 16 июня 1889 года в гостинице «Англетер » в Санкт-Петербурге . Похоронен в Лондоне , на кладбище Западный Норвуд .

В 2001 году в Донецке был установлен памятник Джону Хьюзу . Также в Донецке сохранился полуразрушенный двухэтажный дом Хьюза . Первый его одноэтажный дом, находившийся на нынешней территории металлургического завода, не сохранился.

В 2010 году общество терриконоведов присвоило имя Джона Хьюза одному из терриконов Донецка .

Дом Хьюзов

Дом Хьюзов (ул. Клиническая, рядом с роддомом № 6 47°58′19″ с. ш. 37°48′51″ в. д. H G Я O L ) - построен в Юзовке (старое название Донецка) для семьи Джона Хьюза. Это второй по счёту дом Джона Хьюза в Юзовке. Вначале у него было временное жилище в поместье помещицы Смоляниновой и представляло собой саманную хату, крытую соломой.

Первый, одноэтажный дом для себя и сыновей Джон Хьюз начал строить недалеко от своего производства. Сейчас это место находится на территории металлургического завода, возле административного корпуса электросталеплавильного и обжимного цехов, рядом с памятником «В честь выплавки 100-миллионной тонны стали 24 декабря 1967 года».

Фундамент дома заложен осенью 1873 года. Летом 1874 года построен одноэтажный дом из 8 комнат в 1,5 км к юго-западу от юзовского металлургического завода . Фасад был выполнен из красного кирпича. Крыша покрыта железом. За домом находились хозяйственные постройки: кухня, флигель для прислуги, погреб, сарай для угля и дров, конюшня, псарня. Также за домом был заложен большой сад. Усадьба Юзов была ограждена забором из дикого песчаника . В заборе были деревянные ворота, которые были обрамлены прямоугольной аркой из кирпича. Перед фасадом дома были разбиты клумбы с цветами и проложены дорожки из камня. От металлургического завода в дом были проведены водопровод и электричество.

Сначала Юз жил в доме со старшими сыновьями, затем из Англии в Юзовку приехали его жена, дочь и младший сын. Жене и дочери одноэтажный дом не понравился. Джон Юз стал искать архитектора, который бы спроектировал двухэтажный особняк. Проекты российских архитекторов Юза не устроили и он нанял архитектора из Англии . Работа над проектом была прервана в 1880 году сначала из-за смерти младшего сына, а затем жены Хьюза и была возобновлена в 1883 году. В это время архитектор приехал в Юзовку, и предложил проект пристройки к фасаду одноэтажного здания, которое к тому моменту уже было построено, двухэтажного особняка с учётом сохранения зелёных насаждений усадьбы. К постройке приступили в 1887 году. Смерть Джона Хьюза в 1889 году прервала строительство, но затем оно было продолжено старшими сыновьями Хьюза. Одновременно со строительством велась реконструкция внутренних помещений в одноэтажной постройке. Летом 1891 года все работы по строительству дома были окончены. Осенью этого же года братья Хьюза начинают жить в новых апартаментах вместе со своими семьями.

Особняк был построен из кирпича местного производства и выполнен в формах стиля ренессанс . Кирпич был розовато-алого цвета. На первом этаже находилась терраса с ренессансной аркадой . На втором этаже был балкон, ограждённый фигурной решёткой. На балконе также были круглые колонны. Окна были большие, прямоугольные. Верхние своды окон были украшены прямоугольными узкими выступами. Железная крыша была окрашена в зелёный цвет. Верхняя часть крыши была увенчана узорчатой чугунной решёткой. От парадного входа во двор вела пологая лестница небольшой высоты и ширины. Двор был замощён брусчаткой . Во дворе располагались цветочные клумбы, фонтаном и беседки. Беседки были увиты плющом и диким виноградом. Дом был построен на возвышении и гармонировал с усадьбой. С балкона второго этажа был виден весь посёлок Юзовка и металлургический завод.

Памятник в Донецке

Памятник Джону Юзу установлен в Донецке в Ворошиловском районе , на улице Артёма , у третьего учебного корпуса Донецкого национального технического университета и библиотеки. Автор памятника скульптор - Александр Митрофанович Скорых . Памятник отлит в центральных ремонтно-механических мастерских и установлен 8 сентября 2001 года. Памятник стоит на низком постаменте, фактически в человеческий рост, что по замыслу скульптора символизирует человеческие качества этого деятеля. Первоначально памятник стоял ближе к улице Артёма , а в августе 2009 года памятник был подвинут ближе ко входу в библиотеку .

Примечания

  1. Faceted Application of Subject Terminology
  2. https://www.findagrave.com/memorial/104822480/john-james-hughes
  3. Dictionary of Welsh Biography - 1997. - 319 p. - ISBN 978-0-900439-86-5
  4. Юз Джон // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия , 1969.
  5. Е. Ястребцев. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. - М. , 1896-1918.
  6. , с. 177-178.
  7. , с. 181-185.
  8. Найдена могила Джона Юза! (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 24 марта 2012. Архивировано 23 августа 2010 года. >
  9. , с. 191.
  10. Соединяя сердца (неопр.) (недоступная ссылка) Архивировано 28 февраля 2011 года.
  11. В Донецке начали давать имена терриконам. Но таблички не ставят - украдут ведь (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 10 февраля 2011. Архивировано 11 января 2010 года.
  12. Все терриконы Донбасса будут названы в честь известных людей (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 10 февраля 2011. Архивировано 8 июля 2012 года.
  13. В Донецке терриконам дадут имена (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 10 февраля 2011. Архивировано 7 апреля 2014 года.
  14. Старый дом мой давно ссутулился… (неопр.) . , Что скрывают в доме Юза? Что скрывают в доме Юза? (неопр.) (недоступная ссылка) Архивировано 30 сентября 2007 года.
  15. Центральные ремонтно-механические мастерские (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 26 февраля 2010. Архивировано 29 сентября 2007 года.
  16. Юза чуть подвинули (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 26 февраля 2010. Архивировано 17 апреля 2012 года.

Литература

Ссылки

  • Донецк: История. События. Факты - Джон Джеймс Хьюз (Юз), (John James Hughes) (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 11 ноября 2014. Архивировано 1 сентября 2015 года.
  • Джон Хьюз и его железная империя (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 10 января 2007. Архивировано 10 января 2007 года.
  • Джон Юз без ретуши (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 1 декабря 2007. Архивировано 7 апреля 2014 года.
  • Загадка «коллекции Юза» (неопр.) . Дата обращения 13 ноября 2008. Архивировано 2 июля 2010 года.
  • Как Юз умер победителем (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 8 июня 2009. Архивировано 13 июля 2010 года.
  • Как Джон Юз питерских чиновников охмурял (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 18 марта 2010. Архивировано 13 июля 2010 года.
  • Найдена могила Джона Юза (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 6 августа 2010. Архивировано 13 сентября 2010 года.

Джон Джеймс Хьюз
(John James Hughes)
gtj.org.uk

Джон Юз - учредитель Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств, основатель и директор-распорядитель завода - родился в 1814 г. в г.Мертир-Тидвил, одном из самых больших и богатых промышленных городов Южного Уэльса, металлургического края Англии. До нас дошли очень скупые сведения о его жизни и предпринимательской деятельности на Родине. В России Джон Юз появился впервые уже в зрелом возрасте, когда ему было 55 лет, он сформировался как личность, а за плечами был богатый жизненный опыт. Известно, что Джон Юз родился в семье инженера, стоявшего во главе одного из металлургических заводов г. Мертира. Он получил домашнее образование и в юношеские годы работал под началом своего отца, который в то время был инженером на заводе Сайфарта. Ознакомившись на практике с металлургическим делом, Джон Юз впоследствии переходит на завод Эбби Вейл.

Джон Юз и английский рабочие
в механическом цехе завода.
Юзовка, 1889
gtj.org.uk

Спустя некоторое время он основывает собственное механическое производство в Нью-Порте. Джон Юз быстро ставит дело на твердую ногу. Именно в этот период раскрывается его талант изобретателя и организатора производства. Джон Юз впервые в Англии устраивает подъемную машину прямого действия. В конце 50-х годов он поступает на работу в качестве инженера на Мильвольский железопрокатный завод, а в 1860 г. становится его директором. «Юзовские» лафеты для дальнобойных тяжелых орудий, известное детище английского изобретателя, появляются именно в эти годы. Он также посвящает много времени приготовлению рецептуры брони для обшивки судов и фортовых укреплений.

В те же 60-е годы XIX в. русское правительство, озабоченное проблемой бронирования военных кораблей, искало подходящий для этих целей материал и заводы-изготовители в Западной Европе. В связи с этим Адмиралтейство провело ряд испытаний бронированной стали французского и английского производства. Продукция Мильвольского завода, на котором работал Джон Юз, успешно их выдержала и, по мнению царских военных чиновников, оказалась наиболее прочной и надежной.


gtj.org.uk

В этом месте необходимо сделать небольшое отступление. Английский историк Дж.Вествуд ставит под сомнение надежность подобных испытаний. В данном случае, он ссылается на памфлет контр-адмирала Холстеда, в котором описывается, как в 1864 г. на английском флоте проверялась прочность брони. Приведем это описание и мы. Бронированная обшивка подвешивалась на борта старых деревянных военных кораблей, включая даже фрегаты образца 1810 г., и обстреливалась с расстояния в 200 ярдов из 9-ти дюймовых гладкоствольных орудий. Несмотря на то, что 9-дюймовые снаряды были сделаны из стали, а не чугуна, устаревшая конструкция орудий снижала надежность проводимых испытаний: часто снаряд просто застревал в броне на полпути.

Джон Юз со своей семьей.
Юзовка, 1889
gtj.org.uk

Как бы то ни было, Адмиралтейство, ссылаясь на результаты собственных обследований, признало мильвольскую сталь лучшей и наиболее прочной. И в результате русское правительство разместило на этом заводе военный заказ с целью укрепления броней форта «Константин» в г. Кронштадте. Так, впервые судьба английского изобретателя и организатора производства Джона Юза пересеклась с интересами России. Именно в эти годы он близко сошелся с русскими военными инженерами генералом Тотлебеном и полковником Герном. Последний и предложил Джону Юзу принять на себя исполнение договора, который заключило правительство с князем Сергеем Кочубеем в 1868 году. Согласно договору кн. Кочубей обязался построить на юге России завод для выделки железных рельсов. Но не сумев собрать капитал, он без особого сожаления переуступил концессию английскому инженеру. Дж.Юз в свою очередь нашел это предложение весьма заманчивым и перспективным. И, как обычно, он с присущей ему неисчерпаемой энергией и глубоким знанием дела берется за осуществление идеи. Настольной книгой английского инженера становится исследование французского геолога Ле Пле 1837 г., посвященное изучению полезных ископаемых южной «малороссийской» степи. В нем, в частности, утверждалось, что природа одарила этот край первоклассным углем, но не наделила его богатыми залежами железной руды. В течение десятилетий приговор известного специалиста никто не решался оспорить. Правильность выводов французского геолога, казалось бы, подтверждала и неудача с постройкой казенного металлургического завода, работавшего на местном сырье, в Лисичанске.

Сыновья Джона Юза:
John James и Ivor Edward,
1890 г.
gtj.org.uk

Дж.Юз уезжает в «Новороссию», чтобы самостоятельно разобраться в этом непростом и рискованном деле. Он внимательно обследует местность, осматривает залежи каменного угля и железной руды, подробно расспрашивает жителей окрестных деревень. Все это и привело Дж. Юза к твердому решению принять концессию. Он заключил договор с русским правительством, который был высочайшее утвержден 18 апреля 1869 года. Договор подписали министр путей сообщения генерал-лейтенант П.П.Мельников, министр финансов, статс-секретарь М.Х.Рейтерн и доверенный Дж.Юза Эммануил Ките Гвейер. По договору великобританский подданный Джон Юз принимал на себя обязательство образовать акционерное общество со складочным капиталом в 300.000 ф.ст. (или 3 млн. руб.) для разработки каменного угля и основания рельсового производства на юге России в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии. В течение трех месяцев со дня утверждения договора Дж.Юз обязан был перечислить в один из заграничных банков на счет Общества 500.000 ф. ст., из которых 20.000 должны были оставаться в банке до полного устройства доменных печей. Джон Юз обязывался вести разработку каменного угля, добыча которого должна была достигать 2.000 английских тонн (одна английская тонна равнялась 62 пудам, т.е. чуть более 1000 кг) в день, в течение девяти месяцев пустить в полный ход доменные печи для выплавки чугуна, производительность которых должна была быть не менее 100 т еженедельно, в течение двух лет завершить постройку рельсового завода, работающего на местном сырье, а также устроить механические мастерские для нужд завода.


gtj.org.uk

Со своей стороны правительство безвозмездно уступало Обществу земли и ее недра в окрестностях Азовско-Харьковской ж.д., гарантировало в течение десяти лет попудную премию в 50 коп. сверх стоимости рельсов в виде субсидии на количество не более 3000000 пуд. (49000 т) в год. Причем эта премия должна была выплачиваться Обществу за каждые 100000 пуд. (1638 т) действительно выделанных и принятых на железные дороги рельсов. Правительство также давало Обществу право беспошлинного ввоза из-за границы всех видов продукции, необходимой для устройства и первоначального действия заводов и копей. Юзу разрешалось образовать общество для сооружения железной дороги протяженностью до 85 верст от одного из пунктов Азовско-Харьковской ж.д. в направлении к устраиваемым заводу и копям. Для этих целей правительство выделяло Обществу ссуду в 3/4 условленной поверстной стоимости, которая не должна была превышать 63.000 руб. за версту. Причем ссуда выплачивалась правительством, как подчеркивалось в договоре, одновременно с уплатой Обществом остальной четверти. Капитал, необходимый для постройки железной дороги образовывался путем выпуска негарантированных акций.

Семейство Юзов сдрузьями.
Юзовка, 1890
gtj.org.uk

И, наконец, двустороннее соглашение оговаривало юридическую сторону деятельности Новороссийского акционерного общества. Оно было основано согласно английским законам об обществах 1862 г. и 1867 г., а его отношения с учреждениями и организациями на территории России регулировались законами Российской Империи.

Устроив в России все дела, связанные с заключением договора, Дж.Юз возвращается в Лондон и делает все возможное для скорейшего образования солидной компании, поскольку русское правительство ставило его в очень жесткие временные рамки. Устав Новороссийского акционерного общества был принят 29 мая 1869 г. (н.ст.). При его образовании в число основных подписчиков-акционеров входили следующие лица: Даниил Гуч, баронет (100 акций); Томас Брасси, эсквайр, гражданский инженер (200 акций); Александр Оугилви, гражданский инженер (100 акций); Томас Брасси мл., эксвайр, член парламента (50 акций); Чарльз Ф.Гуч, эсквайр (100 акций); В.С.Уэйзман, баронет (40 акций); Джозеф Уитворт, эсквайр, гражданский инженер (100 акций).


gtj.org.uk

Капитал Общества был поделен на 6.000 акций достоинством 50 ф.ст. каждая. В первом выпуске было 3.400 акций, разделенных на два разряда: А (привилегированные) и В (обычные). Первоначально согласно устава дивиденд акционеров устанавливался в размере 10% годовых. По постановлению правления Общества от 5 декабря 1871 г. (н.ст.) определялись особые привилегии и преимущественные права акций разряда А. Их держателям гарантировался доход в 15 % годовых.

Сделав все необходимое на организационном этапе, Дж. Юз с головой уходит в практическую работу. Два чрезвычайно тяжелых, насыщенных до предела года ушло на строительство первой домны. 24 апреля 1871 г. (ст.ст.) была задута печь. Увы, на долю английского инженера выпала горькая неудача с первой плавкой, через три дня работа печи была остановлена после того, как выяснилось, что невозможно дальше поддерживать нужную температуру. В конечном итоге требовалась серьезная перестройка домны. Но у Дж. Юза не опустились руки, и он опять энергично берется за дело. Английский инженер с упорством и по многу работает над усовершенствованием технологического процесса: он добивается оптимального режима работы печи, значительно улучшает состав шихты, регулирует дутье. Но главный его успех заключался в том, что впервые в России в железном производстве использовал минеральное топливо - кокс. Вторично домна была задута 24 января 1872 г. и с этого времени завод безостановочно во все возрастающих размерах плавил чугун. Попутно заметим, что на Сулинском заводе Пастухова, основанного одновременно с Юзовским, правильная выплавка была достигнута только в 1887 году.


gtj.org.uk

Хронология становления и расширения предприятия говорит о том, что Россия в лице Джона Юза приобрела не только талантливого инженера, но и энергичного предпринимателя, успешно и в сжатые сроки организовавшего производственный процесс многопрофильного металлургического комбината. Он приобрел известность в нашей стране и вошел в ее историю тем, что первым установил выплавку в обширных размерах чугуна из местных руд, на местном минеральном топливе и переработку его в железо и сталь.


gtj.org.uk

Россия стала для Джона Юза второй родиной, его семья (а у него 6ыло четверо сыновей) покинула родные места Южного Уэльса и переселилась в новый городок на юге России, возникший буквально на пустом месте. Окружающие знали английского инженера как энергичного, предприимчивого, целеустремленного человека с трезвым расчетом и умением угадывать перспективу, а в глубине души он был мечтателем. Джон Юз желал, чтобы русский каменный уголь успешно бы конкурировал в Средиземноморье с английским, а русский чугун пользовался таким же успехом в Петербурге, как и английский. Он строил далеко идущие, но вполне реальные планы. Дж. Юз мечтал довести добычу каменного угля до 45 млн. пуд. (737000 т) в год, а выплавку чугуна -до 15 млн. Для осуществления своих планов он в июне 1889 г. прибыл в Петербург, но внезапно заболел и скончался 17 июня 1889 г. (ст.ст) в гостинице «Англетер». Именно в этой гостинице, которая называлась уже «Интернационал» 28 декабря 1925 года скончался классик русской поэзии Сергей Есенин. Итогом и своеобразным памятником двадцатилетней деятельности Юза стал хорошо устроенный завод, вокруг которого вырос многотысячный город.

Литература:

  • Шепелев Л. Акционерные компании в России. М.1973.
  • Поткина И.В. История предпринимательства России. М.1997.
  • Боханов А.Н. Крупная буржуазия России: конец XIX в. М.1992.

Почитателям ДГО от краеведов В. Степкина и А. Жарова

В Великобритании этот человек специалистам известен. Может быть не так широко, как бы хотелось, но в Украине и России его, все-таки, вспоминают чаще. И, как говорил классик «не злым тихим словом». Речь о валлийце Джоне Юзе – первом директоре-распорядителе «Новороссийского Общества каменноугольного, железного и рельсового производства», крупного предприятия – раскинувшего свои действия в конце позапрошлого века в неблагоустроенном уголке Екатеринославской губернии, а через несколько десятилетий превратившем его в процветающий город. Хотя в этом была заслуга и других людей.
В существующей литературе и электронных изданиях достаточно неточностей и в имени отца-основателя и в датах его жизни. Начнем с того, что основатель Донецка был просто Джоном Юзом. Джоном Джеймсом Юзом был его сын. На выпущенных Украиной почтовом конверте и 2-х гривневой монете помещен портрет Джона Юза, а стоит имя его сына Джона Джеймса. Теперь по датам жизни. Не поддается сомнению только дата смерти – 1889 год. Дата рождения в разных источниках разнится на два года. Посмотрите на фотографию могилы Юза. Там, исходя из разности прожитых лет и даты смерти получается год рождения 1816. Когда городскими властями задумывались прошлогодние юбилейные торжества по случаю предполагаемого 200-летия Юза – авторы статьи передали в горисполком сведения о существующих разночтениях в юзовских датах рождения. Но информация не была принята к сведению.Родился Джон Хьюз в южноваллийском местечке Мертир Тидвил в семье сталелитейщика, как мы уже отмечали, по разным сведениям в 1814, в 1815 и в 1816 году. Говорят, что церковный архив сгорел.
В начале XIX века Британию называли «мастерской мира». Стремительно развивались горная и металлургическая промышленность, и небольшой городок Мертир Тидвил превратился в город с 20-тысячным населением. Джон, научившись дома читать и писать, поступает учеником литейщика к отцу на завод. Его «университеты» проходят на железоплавильном предприятии Cyfarthfa Fawr Ironworks, которое к этому времени уже превратилось в солидное заведение с годовым производством 23 000 тонн железа и с 13 000 рабочих.
Через некоторое время Юз переходит на Ebbw Iron Work, где совершенствует свое мастерство литейщика. Завод Ebbw Iron Work первым в мире начал в промышленных масштабах производить отливку не только чугуна, но и стали, и Джон был в первой пятерке мастеров, освоивших эти технологии. Когда же прокатное отделение Ebbw Iron Work получило заказ на производство рельсов для строящейся железнодорожной ветви Ливерпуль – Манчестер, Джон Юз из литейной переходит туда и участвует в выполнении железнодорожного заказа. Теперь в его производственном арсенале несколько специальностей, которыми Джон владеет в совершенстве: литейщика, сталевара, прокатчика. На этом же предприятии он смог впервые применить свои организаторские навыки.
1842 год стал значимым в жизни валлийца. В этом году честолюбивый Джон Юз (ему нет и 30 лет) на собственные сбережения покупает предприятие Uskside Engineering Co в Ньюпорте, производившее металлические изделия и комплектующие паровых двигателей. И в Ньюпорте он женится на Элизабет Льюис, дочери владельца местной гостиницы.
Руководство заводом в Ньюпорте Юз начал с изменений в производстве – перепрофилировал предприятие на выпуск литых изделий для портов, изготовление корабельных цепей, якорей, пушек и брони для флота. У него было предпринимательское чутье, он почувствовал выгоду от работы с Королевским флотом – в это время как раз происходит перевооружение военно-морских сил Британии, так что недостатка в заказах не было.
Достаточно быстро Юз стал известен в профессиональных кругах металлургов и судостроителей, к его мнению стали прислушиваться. В 1860 году происходит слияние его бизнеса с предприятием Millwall Engineering and Shipbuilding Company on Thames side. В этой компании существовал выборный Совет директоров, Джон вошел в него, а через небольшой временной промежуток его избрали Генеральным директором. Находясь в должности Генерального директора этого предприятия, он знакомится с представителями русского правительства: героем обороны Севастополя генерал-инженером Эдуардом Ивановичем Тотлебеном (слева) и инженером-полковником Оттомаром Борисовичем Герном (справа), изобретателем русской подводной лодки с паровым двигателем. Россиянам британец понравился своими деловыми качествами и, после обсуждения ряда технологических вопросов, Юза приглашают посетить Россию.

Генерал Тотлебен

Оттомар Герн — один из инициаторов приезда Юза в Россию. Стал одним из акционеров НРО.

Генеральный директор лондонского Мильвольского завода приехал в Петербург для ведения переговоров по нескольким вопросам. Прежде всего, его интересовал большой заказ русского правительства на изготовление брони для реконструируемого кронштадского форта «Константин». Но Джон был известен в деловых кругах не только как технический администратор, но и как изобретатель лафета для тяжелой пушки – стрингер Юза. Поэтому полковник Герн, как руководитель русской военной миссии в Британии, предложил Юзу подготовить проект модернизации оружейной литейной в Колпино (сегодня это известное АО «Ижорский завод»). В то время колпинская литейная принадлежала морскому ведомству, поэтому в Санкт-Петербурге Юза представили военно-морскому Министру Великому князю Константину Николаевичу Романову.

Великий Князь Константин Николаевич

На князя валлиец произвел благоприятное впечатление. В его лице Юз на долгие годы приобрел надежного покровителя. Реконструкция литейной была признана нецелесообразной, но внимание Джона привлекло другое…

Великобритания экспортировала через порты Черного моря миллионы пудов металлических изделий. Юз увидел прямую выгоду от организации завода в границах Донецкого каменноугольного бассейна, тем более, после поражения в Крымской войне, русское правительство было озабочено созданием тяжелой промышленности на юге. Был один очень важный момент: в Донбассе наметились изменения в инфраструктуре – началось строительство железных дорог. Железные дороги не только упростили и удешевили транспортировку грузов, они и увеличили прирост народонаселения. В конце 1865 года генерал-адьютант князь В.И. Васильчиков, Каншин и Рукавишников через министра финансов стали зондировать мнение императора на предмет строительства на юге страны металлургического завода. Результатом этого шага явилось подписание 19 февраля 1866 года Александром ІІ программы развития отечественного производства рельсов. Тогда же было начато строительство казенного чугунолитейного и рельсопрокатного завода в Лисичанске. Из этой затеи ничего не получилось. Но разрешения на строительство заводов были выданы и частным лицам: князю Васильчикову, князю Кочубею (о нем мы еще расскажем дальше), предпринимателю Полякову (имевшему титул «железнодорожного короля»), учредителям Брянского завода (г. Бежицы, Орловской губернии) Губонину и Голубеву. Князь Васильчиков пытался получить разрешение на строительство завода на казенных землях, но в Министерстве государственных имуществ ему ответили отказом. Васильчиков был убежден, что получил отказ, потому что, как писал горный инженер А. Мевиус, «тут… замешено самолюбие некоторых лиц, не желавших допустить, чтобы частная предприимчивость опередила на этом пути правительственные попытки, продолжавшиеся тогда еще в Лисичанске».



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Семья
  • 3 Коллекция Юза
  • 4 Дом Юзов
  • 5 Памятник в Донецке
  • Примечания

Введение

Джон Джеймс Юз (англ. John James Hughes , современная транскрипция - Хьюз ) (1814, Мертир-Тидвил - 1889, Санкт-Петербург) - валлийский промышленник, основатель Донецка, называвшегося до 1924 в честь основателя - Юзовка.


1. Биография

Сын инженера, стоящего во главе одного из металлургических заводов города Мертир-Тидвила. В юношеские годы работал под началом отца. В 28 лет покупает судостроительную верфь. В 36 лет приобретает в городе Ньюпорте литейный завод. В конце 50-х поступает в качестве инженера на Мильвольский железнопрокатный завод в Великобритании, а в 1860 году становится его директором. В 1864 году сконструировал лафет для тяжёлых пушек, эта артиллерийская установка поступает на вооружение военно-морских сил ряда европейских стран. Разрабатывает рецептуру брони для обшивки судов и фортовых укреплений.

В возрасте 55 лет появляется в России. Юз в 1869 году покупает землю у русского князя Кочубея в Екатеринославской губернии на берегу реки Кальмиус и начинает строительство металлургического завода с рабочим поселком в районе села Александровка. Для разработки угля он основывает «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств». Первый чугун начал выплавляться в 1872 году. Завод работает по полному металлургическому циклу, здесь впервые в России запускается 8 коксовых печей, осваивается горячее дутьё. Основанный Юзом комбинат становится одним из индустриальных центров России, а затем и Украины.

В 2001 году в Донецке был установлен памятник Джону Юзу. Также в Донецке сохранился полуразрушенный дом Юза.

В 2010 году общество терриконоведов присвоило имя Джона Юза одному из терриконов Донецка .


2. Семья

3. Коллекция Юза

4. Дом Юзов

Дом Юзов (ул. Клиническая, 1) - построен в Юзовке (старое название Донецка) для семьи Джона Юза . Это второй по счёту дом Джона Юза в Юзовке. Первый был в поместье помещицы Смоляниновой и представлял собой саманную хату, крытую соломой.

Фундамент дома заложен осенью 1873 года. Летом 1874 года построен одноэтажный дом из 8 комнат в 1,5 км к юго-западу от юзовского металлургического завода. Фасад был выполнен из красного кирпича. Крыша покрыта железом. За домом находились хозяйственные постройки: кухня, флигель для прислуги, погреб, сарай для угля и дров, конюшня, псарня. Также за домом был заложен большой сад. Усадьба Юзов была ограждена забором из дикого песчаника. В заборе были деревянные ворота, которые были обрамлены прямоугольной аркой из кирпича. Перед фасадом дома были разбиты клумбы с цветами и проложены дорожки из камня. От металлургического завода в дом были проведены водопровод и электричество.

Сначала Юз жил в доме со старшими сыновьями, затем из Англии в Юзовку приехали его жена, дочь и младший сын. Жене и дочери одноэтажный дом не понравился. Джон Юз стал искать архитектора, который бы спроектировал двухэтажный особняк. Проекты российских архитекторов Юза не устроили и он нанял архитектора из Англии. Работа над проектом была прервана в 1880 году сначала из-за смерти младшего сына, а затем жены Юза и была возобновлена в 1883 году. В это время архитектор приехал в Юзовку, и предложил проект пристройки к фасаду одноэтажного здания, которое к тому моменту уже было построено, двухэтажного особняка с учётом сохранения зелёных насаждений усадьбы. К постройке приступили в 1887 году. Смерть Джона Юза в 1889 году прервала строительство, но затем оно было продолжено старшими сыновьями Юза. Одновременно со строительством велась реконструкция внутренних помещений в одноэтажной постройке. Летом 1891 года все работы по строительству дома были окончены. Осенью этого же года братья Юзы начинают жить в новых апартаментах вместе со своими семьями.

Особняк был построен из кирпича местного производства и выполнен в формах стиля ренессанс. Кирпич был розовато-алого цвета. На первом этаже находилась терраса с ренессансной аркадой. На втором этаже был балкон, ограждённый фигурной решёткой. На балконе также были круглые колонны. Окна были большие, прямоугольные. Верхние своды окон были украшены прямоугольными узкими выступами. Железная крыша была окрашена в зелёный цвет. Верхняя часть крыши была увенчана узорчатой чугунной решёткой. От парадного входа во двор вела пологая лестница небольшой высоты и ширины. Двор был замощён брусчаткой. Во дворе располагались цветочные клумбы, фонтаном и беседки. Беседки были увиты плющом и диким виноградом. Дом был построен на возвышении и гармонировал с усадьбой. С балкона второго этажа был виден весь посёлок Юзовка и металлургический завод.

Юзы жили в доме до 1903 года, затем уехали из Юзовки навсегда. После их отъезда до 1907 года в доме жил управляющий заводом Андерсон, но после травмы, полученной на заводе, уехал в Англию. Новый управляющий Адам Александрович Свицын прожил в доме до 1918 года, пока завод не был национализирован большевиками. Долгое время дом был известен под названием «Дом Свицына». В годы гражданской войны дом Юзов частично был разграблен. В 1920-1930-е годы в доме жили директора металлургического завода. В годы Великой Отечественной войны рядом с одноэтажной постройкой разорвалась авиабомба, которая снесла крышу и западную стену этой постройки. Эта же бомба повредила крышу двухэтажного особняка. В послевоенное время крышу и стену одноэтажного особняка отремонтировали, а двухэтажный дом долго не восстанавливали. Одно время дом распродавали на кирпичи. В начале 1980-х годов частично отремонтировали его крышу.

После войны в доме располагались роддом, артель по производству безалкогольных напитков, артель общества глухонемых. С конца 1990-х годов здание было арендовано предприятием закрытого типа. Новые владельцы построили вокруг дома гаражи и обнесли забором. На территорию прилегающую к дому не пускают посторонних, в том числе журналистов и сотрудников донецкого областного краеведческого музея .

Географические координаты дома: 47.972061 , 37.814211 47°58′19.42″ с. ш. 37°48′51.16″ в. д.  /  47.972061° с. ш. 37.814211° в. д. (G) (O) .


5. Памятник в Донецке

Памятник Джону Юзу

Памятник Джону Юзу - установлен в Донецке в честь Джона Джеймса Юза - валлийского промышленника, основателя Юзовки (современного Донецка). Памятник расположен в Ворошиловском районе Донецка, на улице Артёма, у третьего учебного корпуса Донецкого национального технического университета и библиотеки, что может символизировать профессию Джона Юза - инженера английского завода.

Автор памятника скульптор - Александр Митрофанович Скорых. Памятник отлит в центральных ремонтно-механических мастерских и установлен 8 сентября 2001 года. Памятник стоит на низком постаменте, фактически в человеческий рост, что по замыслу скульптора символизирует человеческие качества этого деятеля.

Первоначально памятник стоял ближе к улице Артёма, а в августе 2009 года памятник был подвинут ближе ко входу в библиотеку .

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 13:11:25
Похожие рефераты: