Дидактические игры с использованием пуговиц. Развивающие игры с пуговицами Цель: развитие мелкой моторики, тактильного восприятия

Клуб Увлеченных Мам

Иногда надо чем-то занять ребенка, не потратив деньги на новые игрушки, но чтобы это занятие было развивающим. Специально для увлеченных мам творческий педагог студии «Вни-Па-Мыш-ка» Моисеева Надежда рассказывает как, имея всего пять пуговиц, создать целую галерею полезных и интересных игр для ребенка. Если у вас будет больше пуговиц – это не будет лишним.

Владелец пуговицы

Члены семьи берут в руки пуговицы (пуговицы подбирайте такие, чтобы они были все разные и по цвету, и по форме, и по фактуре). Ребенок смотрит и запоминает у кого, сколько и каких пуговиц. Затем все дружно выкладывают пуговки в какую-либо ёмкость (коробочку, вазочку, бутылочку), а ребенок потом вспоминает и раздает пуговицы их владельцам. Развивается память, внимание. Если со временем будете увеличивать количество предметов (это могут быть и конфеты, и фигурки, и бусинки, и детали от , и прочее), то плюс к этому будет укрепляться произвольное внимание и его объем.

Восстановление заданного порядка

Разложите пуговицы на ровной поверхности и дайте ребенку запомнить порядок и их взаиморасположение. В начале раскладывайте пуговицы по ранжиру, затем усложняйте: пуговицы располагайте в случайном порядке (только сами не забудьте свой порядок!). Хорошо, если есть песочные часы: ребенок может сам по истечении 2 – 3 минут сломать заданный порядок предметов и восстановить все это по памяти. Хвалите и одобряйте ребенка, но не злоупотребляйте этим!

Развиваются не только внимание и память, но и самостоятельность, самоконтроль.

Предсказатель

Вместе с ребенком сделайте 6 – 7 бумажных колпачков или используйте одинаковые по форме и расцветке непрозрачные бокальчики или блюдечки, перевернутые вверх дном. На глазах у ребенка положите под бокальчики пуговички: по 2, или 3, или по одной штуке (желательно делать это на полу). Ребенок должен за 3 – 4 минуты запомнить, под каким предметом сколько пуговиц лежит, а под каким пуговиц вообще нет.

Затем пусть ребенок покружится несколько раз с закрытыми глазами, после чего он должен будет, проговаривая вслух, «предсказать», какая пуговица лежит под конкретным колпачком и сколько их там. Это довольно сложно для ребенка, но поначалу не нужно слишком усложнять. Ценность упражнения не только в том, что развивается память и внимание, но и формируется пространственное мышление, воображение.

Состав числа

На столике разложить пуговицы кучками: 1+4; 1+2+2; 2+1+1+1; 3+2. Или предложить ребенку самому раскладывать пуговицы так, чтоб расстановки показывали состав числа до пяти. Очень важно научить ребенка этому до школы, чтобы он хорошо представлял состав чисел. Без этого ему трудно будет быстро совершать вычислительные операции по математике. Ищите любую возможность, где ребенок будет тренировать , упражнять свой глаз в быстром определении состава числа.

Геометрик из пуговиц

На кусок плотной ткани нашейте 5 – 10 пуговиц в определенном порядке: на равном расстоянии друг от друга по траектории квадратов.

Ткань хорошо натяните на плотный картон, равномерно закрепите с обратной стороны и приведите в эстетический вид. Эта работа потребует некоторых затрат времени, зато даст возможность упражняться ребенку в создании разных геометрических фигур, используя при этом проволочку, веревочку, шнурки. Если использовать одновременно 2 – 3 цвета, то ребенок может создавать, обвивая пуговицы веревочками или шнурками, разные лабиринты. Ребенок создает лабиринт, или , а вы разгадываете его замысел. Затем поменяйтесь ролями. Такая деятельность надолго может увлечь ребенка. В магазинах есть подобные забавы, но то, что вы сделаете своими руками, тем более совместно с ребенком, принесет большую пользу и интерес для вашего малыша.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Определяем количество на слух

Ребенок прячется в другой комнате, а вы в это время раскладываете пуговицы в непрозрачные закрытые ёмкости (баночки, коробочки), — где 2 штуки, где 5. Задача ребенка погреметь пуговичками и на слух определить, сколько примерно пуговиц в той или иной ёмкости. Если он правильно назовет, где одна пуговица, а где много, то и это хороший результат на первый раз. Развивается слух, ребенок учится внимательно прислушиваться.

Пуговичные команды

Дети не сразу научаются производить действия по словесному описанию (указанию) взрослого, поэтому следующая игра — упражнение научит ребенка вслушиваться в речь человека и выполнять соответствующие действия. Вы говорите ребенку: «Давай поиграем в солдатиков» (для девочек пусть это будут модели или флешмоб). В итоге ребенок по вашему словесному описанию выстраивает пуговицы: то по ранжиру, то через одну, то в виде квадрата или треугольника. Главное, чтобы ребенок сначала выслушал задание, а потом выполнил.

Можно, чтобы ребенок выполнял действия пошагово под ваши комментарии. Чем меньше возраст, тем меньше объем запоминания сказанного и меньше работает внимание. Поэтому не помешает, если вы терпеливо повторите ребенку задание. В этой игре формируется и воображение, и соотнесение словесного описания с координацией действий ребенка, и логическое мышление.

Игрушка — жужжалка из пуговицы

Многим известна игрушка из детства: «жужжалка» из большой пуговицы. Берем толстую, сложенную в несколько слоев, нить, проводим ее через два противоположных отверстия в пуговице, затем соединяем концы нити, а пуговицу оставляем посередине. Раскручиваем пуговицу, слегка натягивая нить равномерно в противоположные стороны, пока нить хорошо не закрутится по обе стороны от пуговицы. Потом слегка натягиваем концы игрушки, и слышим, как нить гудит, жужжит, и дети радуются. Можно привязать один конец нити к ручке двери и закручивать противоположный конец. Такой способ будет для ребенка более удобный.

Игрушка эта – не просто забава, а первое изобретение, «живой» конструктор, сделанный своими руками. Это чудесное превращение обычных вещей в необычные. Конечно, управлять таким, казалось бы, простым устройством довольно не просто, так как вначале детям трудно правильно синхронизировать движения рук с натяжением скрученной нити с вращающейся на ней пуговицей.

Выкладываем рисунок

Следующее занятие с пуговицами: на любой плоскости (песок, земля, бумага, грифельная доска…) нарисовать (нацарапать) точки или кружочки в свободном расположении. Пусть ваш ребенок повторит подобный геометрический рисунок с помощью пуговиц, но на плоскости меньшего размера (на книге, например, или на картонке). Развивается внимательность и пространственное воображение, а также первое представление о масштабе.

Траектория движения

Повесьте на ниточки пуговицы: например, на одной ниточке 2 штуки, а на второй – три. Первый образец пусть опишет в пространстве круги в одну сторону, а второй образец – иную траекторию. Попросите ребенка не только повторить эти движения, но и описать словами. Например: «Гирлянда пуговиц в левой руке вращалась в левую сторону, а в правой руке гирлянда колебалась в виде маятника». Это наиболее сложное занятие для ребенка, но все же можно развивать его в этом направлении. И речь, и мышление, и внимательность работают в этом случае очень напряженно, а ребенка привлекает все сложное, но новое и интересное.

Создавая подобные игры – забавы, надо помнить, что:

  • именно игровая деятельность для детей является движущей силой для их развития;
  • игрушки, созданные своими руками, экономят деньги, время и не требуют дополнительного места для хранения: поиграли и выбросили, а затем создали новую игрушку;
  • самодельные игрушки приучают ребенка к работе, развивают творчество, учат экономии, а главное – объединяют детей и взрослых, создавая атмосферу доверия и взаимопонимания;
  • кроме пуговиц, вы можете использовать любые другие предметы и материалы, если у вас хорошо работает фантазия. В противном случае загляните в интернет, там много всяких советов, примеров и идей;
  • главное — не лениться, находить время и возможность заниматься с детьми. Ведь дети растут очень быстро! Вы не успеете оглянуться, а детки ваши выросли, начнете их учить, воспитывать, но «поезд» ушел, и вам придется горестно вздыхать и сожалеть о времени, которое нельзя вернуть назад!

Светлана Черноногова

«Пуговка » .

Пуговка раз , пуговка два , Вот получилась наша игра. Весело пуговки рядом лежат , Сказку свою нам говорят : Зеленый удав ползет по траве, А сверху мартышка сидит на спине. Там снеговик и елка стоят, На дереве рядышком птички сидят. Много о чем бы они рассказали, Только играть немножко устали.

С. Н. Черноногова.

Многим детям очень нравится играть с пуговками . Не лишайте их этого удовольствия, а превратите их интерес с пуговицами в увлекательные игры , в ходе которых можно ставить различные дидактические задачи . Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных математических представлений (закрепляют знание цветов и размеров, обучают счету и др.) . Действия с мелкими предметами способствуют активному развитию речи. В дошкольном возрасте важно создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Дидактическая игра с пуговицами способна решать важные задачи при обучении и воспитании : - формирование активности психических процессов, развитие их интенсивности; обучение навыкам реализации операций классификации и обобщения; развитие умения подбирать подходящие варианты решения поставленных задач; воспитание любознательности, активизация познавательных интересов, расширение кругозора.

В данном пособии разработан яркий наглядный материал, что обеспечивает успех для дидактических игр с пуговицами . Цель этих игр развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук, речевые навыки.

1. «Заполни картинку» .

Задачи : закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, воображение.

Средства : коллекция пуговиц .

пуговиц картинку - схему Пуговицы накладываются на круги соответствующего размера и цвета. Затем интересуется, какого цвета пуговицы дети использовали .

2.«Выложи по образцу» . Задачи : закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, воображение, ориентировка на листе бумаги.

Средства : коллекция пуговиц .

Воспитатель предлагает детям выложить из пуговиц картинку - схему , ориентируясь на цвет, размер, форму. Пуговицы выкладываются на листе бумаги, на котором нет схем.

3.«Продолжи ряд» (вариант 1)

Задачи

Средства : пуговицы

пуговиц разного размера


4.«Продолжи ряд» (вариант 2)

Задачи : развивать зрительное внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Средства : пуговицы двух цветов разной формы.

Воспитатель начинает строить цепочку из пуговиц двух цветов разной формы и предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.


5.«Продолжи ряд» (вариант 3)

Задачи : развивать зрительное внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Средства : мелкие пуговицы двух цветов .

Воспитатель начинает строить цепочку из мелких пуговиц двух цветов и предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.


6.«Продолжи ряд» (вариант 4)

Задачи : развивать зрительное внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Средства : крупные пуговицы двух цветов .

Воспитатель начинает строить цепочку из крупных пуговиц двух цветов и предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.


7.«Продолжи ряд» (вариант 5)

Задачи : развивать зрительное внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Средства : крупные и мелкие пуговицы одного цвета .

Воспитатель начинает строить цепочку из пуговиц одного цвета , но разного размера и предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.


8.«Продолжи ряд» (вариант 6)

Задачи : развивать зрительное внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Средства : пуговицы двух цветов крупные и мелкие.

Воспитатель начинает строить цепочку из пуговиц двух цветов , накладывая мелкую пуговицу на крупную , и предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.


9.«Домик для пуговки »

Задачи : закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве.

Средства : пуговицы разного цвета и размера, обруч, кольца по цвету пуговиц .

Воспитатель предлагает детям разложить пуговицы по цветам в кольца .


10.«Красивые бусы» Задачи : закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, развивать тактильные ощущения.

Средства : пуговицы разного цвета и размера, тонкая резинка.

Воспитатель предлагает детям сделать бусы, нанизывая пуговицы на тонкую резинку .


Публикации по теме:

Дидактические игры для детей 4–7 лет СТРОИТЕЛЬ Цель. Выявить уровень знаний детей о профессиях строителей, машинах, помогающих строить дома, стройматериалах для постройки дома,.

Дидактические игры для детей 2–4 лет "Чудесный кармашек" Цель: формирование представлений о свойствах предметов окружающего мира форме, размерах, цвете. Ход игры: детям предлагается.

Дидактические игры для детей 4–5 лет Дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как.

Я работаю с детьми 2 младшей группы. Мне нравится создавать для них различные игры, вот одна из таких игр про времена года, которую я.

Дидактические игры и дидактические упражнения по развитию речи дошколят «Поезд» В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций,.

Есть у нас дома такой любимый материал для игр и занятий как пуговицы. Но это не простые пуговицы, а деревянные, в форме разных персонажей и предметов. Они безумно нравятся детям, поэтому привлечь малышей к игре очень легко.

Итак, вот наши варианты игр с пуговицами:

1. Знакомство и развитие речи. Просто рассматриваем, называем что видим, свойства изображенного персонажа или предмета и т.д. Можно использовать для развития речи в занятиях.

2. Большой-маленький, толстый-тонкий, больше-меньше. Сравниваем размеры, считаем, выстраиваем от большего к меньшему и подобные занятия.

3. Сортировка по группам: животные, птицы, транспорт, жители рек, озёр и морей, праздники.

4. Тут можно устраивать поиски всех спрятавшихся пуговиц или какой-то конкретной, придумывать ролевые игры, перекладывать ложкой, щипцами или просто копошиться в крупе с милыми штуками.

5. Игра с копилкой. Пуговки – это прекрасный материал для проталкивания в копилку!

6. Придумываем сказку. Именно этот вариант у нас самый актуальный. Мы садимся в кружок и по очереди вытаскиваем по одной пуговке из мешочка. Вытянувший пуговку кладёт её на стол/на пол и начинает сказочную историю. Следующий участник вытаскивает пуговку и продолжает эту сказку, стараясь увязать своего персонажа или предмет с предыдущим. В результате получается забавная сказка, от которой дети просто в восторге.

Конечно, можно придумать ещё массу игр и вариантов использования этих пуговиц, но мы пока придумываем сказки, а когда надоест, тогда придумаем вместо сказки какую-нибудь новую пуговичную супер-игру:)

Если кому интересно,

Людмила Легкова

Эти игры сделаны из вполне доступного материала - пуговиц . Наглядное пособие носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер, направленно на развитие зрительной памяти и внимания.

1. Дидактическая игра "Волшебные дорожки".

Цель : Развитие мелкой моторики, памяти, внимания. Закрепление основных цветов. Учить чередовать цвета в соответствии с образцом, учить соревноваться. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить дело до конца.

Для игры сделаны карточки с разноцветными кружками. На некоторых последовательность выбрана произвольно, а на некоторых цвета чередуются, повторяются. Также для игры подобраны пуговицы того цвета , который встречается в игре.

Игра предназначена детям 4 - 7 лет, количество игроков - до 6 человек.

1. Детям раздаются карточки с образцами и пуговицы .

Задание : выложить цветные дорожки по образцу.

2. Предлагается играющим (3-4 ребенка) по одной карточке.

Задание : кто быстрее выложит свою дорожку по памяти с опорой на образец.


2. Дидактическая игра "Чудесная коробочка".


Цель : Закрепить количественный счёт до 5. Учить на ощупь определять количество, форму, величину, материал. Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения. Развивает внимание, память, сообразительность, умение соблюдать правила игры .

Для игры сделаны два вида карточек с пришитыми пуговицами . На одних - количество : от 1 до 5 штук (количество можно увеличить) . На других - форма, величина, материал (также все можно дополнить) .



Игра предназначена детям 4-5 лет.

1. Ребенок обследует внутри коробки карточку, считает пуговицы , говорит ответ. Вытаскивает карточку, дети проверяют правильность ответа.

2. Ребенок на ощупь находит в коробке пуговицы , которые укажет воспитатель : маленькую, большую, круглую, квадратную, треугольную, овальную и т. п.

3. Ребенок на ощупь определяет из какого материала сделана пуговица : металлическая, пластмассовая, деревянная, обшитая тканью, кожей.

3. Дидактическая игра "Выложи узор".

Цель :Развивать воображение, память, мелкую моторику, эстетический вкус. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать усидчивость, сообразительность, бережное отношение к игровому материалу.


1. Детям предлагается коробочка с разноцветными пуговицами . Они самостоятельно придумывают узор и выкладывают его.

2. Детям предлагаются карточки с рисунком. Они заполняют пробелы пуговицами соответствующего цвета.


Играйте с удовольствием.

Публикации по теме:

Дидактические игры «Дидактические игры»1. Автор: Гулянич Ольга Карповна Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Радуга».

Дидактические игры Наши поступки Задачи:воспитывать у детей доброжелательность,способность замечать хорошие поступки окружающих. Демонстрационный материал:.

Дидактические игры Сложи картинкуЦели: развивать логику путем составления целого из частей, воспитывать усидчивость, закреплять знания о животном мире. Оснащение.

Для лучшего усвоения детьми программного материала на занятиях по изодеятельности мною были разработаны дидактические игры. Игры помогают.

Дидактические игры для детей 2,5 - 3 лет. Дидактическая игра «Профессии» Цель: 1. Развивать внимание, память. 2. Обогащать словарный запас.

У детей старшего возраста, кроме представления о частях суток, необходимо формировать представление о том, что сутки сменяют друг друга.

Развивающие игры с пуговицами

Какая замечательная вещь - старая бабушкина коробка с пуговицами! Предложите вниманию ребенка пуговицы разной фактуры, размера и цвета. Во время такой забавы у малыша будет развиваться не только мелкая моторика, но и закрепятся знания формы, цвета и размера. Высыпьте перед ребенком горку самых разных пуговиц. Пусть они будут маленькие и большие, плоские и выпуклые, с ножкой и с отверстиями, золотистые и перламутровые, разных форм и узоров. Чем разнообразнее будут пуговицы, тем интересней будет играть малышу. Рассматривайте вместе с малышом пуговицы, но не забывайте рассказывать, какого цвета пуговица, какого она размера (большая-маленькая), посчитайте, сколько дырочек в пуговице (две или четыре) и т.д.

Единственное «НО» - ребенок не должен тянуть пуговицы в рот или засовывать в нос.

1. Возьмите одну пуговицу, покажите малышу, а потом зажмите ее в своей руке и спросите «В какой руке у меня пуговица?». Пусть ребенок угадает, где спрятана пуговка.

2. Подготовьте (или лучше сшейте) красивый мешочек и насыпьте туда много разных пуговиц, пусть ребенок достает из «волшебного» мешочка по одной пуговице. Можно усложнить задачу для деток постарше: пусть ребенок расскажет, какого цвета и размера он достал пуговицу.

3. Попросите разложить пуговицы по цветам: синие в одну сторону, зеленые в другую, красные в третью. Или же дайте ребенку две маленькие коробочки: в одну коробочку он будет собирать большие пуговицы в одну коробочку, маленькие - в другую.

4. С определенной закономерностью выложите пуговицы в ряд, например: синяя-белая-синяя-белая. Предложите ребенку продолжить закономерность (для детей 5-6 лет).

5. Складывайте пуговицы в стопочки, соревнуйтесь с малышом, чья стопочка будет выше (для детей 3-4 лет).

6. А когда ребенок немного подрастет,можно научить его пришивать пуговицы к детской одежде.

Игра «Забавная змейка»

Для этой игры понадобятся пуговицы с крупными дырочками и шнурок. Предложите крохе нанизать пуговички на шнурок. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, — таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы. А меленькие модницы смогут оценить по достоинству такой браслет из пуговиц.

Игра «Больше - меньше»

Для этой игры подойдет прозрачный пластмассовый контейнер с крышкой и пуговицы разного размера. Сделайте в банке три отверстия: маленькую, среднюю и большую. Покажите малышу, как бросать маленькую пуговицу в маленькое отверстие, среднюю в среднее, большую в большое. Для деток до 2 лет достаточно двух отверстий. Эта игра научит ребенка различать предметы по размеру.

Пуговичная мозаика

Выкладывая из пуговиц узоры или фигуры, ребенок невольно овладевает счетом. Такое развлечение превращается в полезное занятие! Но самое интересное то, что пуговицы можно сгрести в кучу, пересыпать из руки в руку, насыпать в стакан и погреметь как погремушкой.

ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ ОТЛИЧНО РАЗВИВАЮТ:

Мелкую моторику и тактильное восприятие;

Зрительно-моторную координацию;

Точность движений и внимание;

Математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать);

Эмоциональное и творческое развитие.

Не затягивайте игру. Когда вы замечаете, что интерес и внимание малыша начинает угасать, скажите ему, что сегодня он просто молодец и уберите пуговицы. Таким образом, ребенку игра не надоест и с ней не будут связаны только позитивные эмоции.