Н. А. Римский-Корсаков «Золотой петушок»Небылица в лицах, опера в 3-х действиях с 1 антрактомЛибретто В.
И. Бельского по сказке А. С.
ПушкинаПостановка 2025 года Премьера 6 марта 2025 годаРежиссёр-постановщик — Ангелина НиконоваДирижёр-постановщик — Дмитрий СиньковскийГлавный хормейстер — Арина МирсаетоваХудожник-постановщик (сценография, костюмы) — Варвара ТимофееваХудожник по свету — Стас СвистуновичАссистенты режиссёра — Мария Шестерикова, Александр МаловПомощники режиссёра — Полина Майорова, Руслан Малеков, Анастасия ИкатоваАссистенты дирижёра — Владислав Лаврик, Захар ЗайцевОтветственный концертмейстер — Софья ЖуркинаКонцертмейстеры — Людмила Горохова, Наталья Кубасова, Ольга ГорбачВыпускающий продюсер — Надежда МамонтоваДействующие лица и исполнители:Царь Додон — Сергей Теленков, Георгий ЕкимовЦаревич Гвидон — Сергей Писарев, Александр Гостев, Дмитрий БелянскийЦаревич Афрон — Евгений Фан, Алексей КошелевВоевода Полкан — Максим Пасхальский, Виктор РяузовКлючница Амелфа — Карина Хэрунц, София Схиртладзе, Елизавета Вайслейб Звездочёт — Владимир Куклев, Сергей ГодинШемаханская царица — Венера Гимадиева, Галина КручЗолотой петушок — Анастасия Джилас, Татьяна ИващенкоПопугай — Софья Чижова, Анна МартиросянХор и балет Нижегородского театра оперы и балета имени А.
С. ПушкинаОркестр La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета имени А. С.
Пушкина6, 7, 8, 9 марта 2025 года Нижегородский театр оперы и балета имени А. С. Пушкина представляет премьеру последней оперы Н.
А. Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке».В 1834 году Пушкин приехал в родовое имение Болдино в надежде, что здесь его вновь посетит творческое вдохновение, как это случилось в предыдущие визиты в 1830 и 1833 годах. Итогом этой Болдинской осени стала сатирическая «Сказка о золотом петушке».
Пушкиноведы утверждают, что сюжет сочинения основан на «Легенде об арабском астрологе» из сборника «Легенды Альгамбры» писателя-романтика Вашингтона Ирвинга. Но, как известно, на свете часто встречаются интерпретации одного и того же сюжета у разных народов. Так история о жадном и ленивом правителе, загадочном кудеснике и коварной красавице благодаря пушкинскому гению превратилась в «Сказку о золотом петушке».
Впервые сочинение было опубликовано в 1835 году в ежемесячном русском журнале «Библиотека для чтения». «Сказка о золотом петушке» — последняя сказка, написанная Александром Пушкиным.В 1906 году русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков был уже неизлечимо болен. Он не строил новых планов, а скорее подводил итог своей жизни.
Ждал постановки «главной», по его мнению, оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», завершил рукопись воспоминаний «Летопись моей музыкальной жизни». Но в октябре в его нотной тетради появляется первая фраза новой оперы — тема Золотого петушка «Кири-куку, царствуй, лежа на боку». А поэт и либреттист Владимир Иванович Бельский получает от композитора записку:«Нет ни службы, ни работыВ день торжественный субботу,Двадцать первый октября,Ни на что не посмотря,К Вам сбираюсь на минутку,В третьем часе меня ждите(коль нельзя, то напишите)Сочинять хочу не в шутку«Золотого петуха».Хи, хи, хи да ха, ха, ха.»Так началась работа над последней оперой Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок».
Владимир Бельский, автор либретто к «Садко», «Сказке о царе Салтане», «Сказанию о невидимом граде Китеже», полностью сохранил пушкинский текст и дополнил его своими строфами в стиле поэта. Уже в апреле 1907 года было полностью готово первое действие, а 29 августа 1907 года работа над оперой завершилась.Николай Андреевич был счастлив вновь ощутить «муки» и радость творчества. Осталось дождаться постановки «Золотого петушка» на театральной сцене.
В ход событий, как и в случае с пушкинской сказкой, вмешались политика и цензура. Получив от цензора оперу с некоторыми сокращениями, композитор в 1908 году пишет издателю Борису Петровичу Юргенсону: «Если цензура и на новое, совершенно безобидное заключение не согласится, тогда и я не соглашусь и возьму своё либретто назад, а цензуру осрамлю в газете; всему есть предел… Ни в клавире, ни в либретто никаких изменений делать не должно, клавир и партитура должны оставаться в оригинальном виде на вечные времена, а либретто тоже сохранить следует».
Последнее в жизни Римского-Корсакова письмо от 6 июня 1908 года было адресовано также Борису Юргенсону: «Что же касается «Золотого петушка», то дело обстоит неблагополучно. Московский генерал-губернатор против постановки этой оперы и сообщил об этом в цензуру, а потому думаю, что и в Петербурге будут против».Впервые последняя опера Н. А.
Римского-Корсакова была поставлена после смерти композитора с цензурными сокращениями 24 сентября 1909 года в Московской частной опере С. И. Зимина.
Сейчас «Золотой петушок» — одна из самых репертуарных опер в мире.На Нижегородской сцене «Золотой петушок» первый и единственный раз был поставлен в 1955 году.В 2025 году опера возвращается в репертуар театра в версии режиссёра Ангелины Никоновой. «Добрым молодцам урок» не ограничивается временем и пространством. Даже во втором тысячелетии живы образы, созданные Пушкиным и Римским-Корсаковым.
О чём же будут говорить со зрителем участники постановки? О правде и кривде. О любви и корысти.
Об искренности и лжи… «В этой звукосказке всё мудро: и принципы мастерства, и приёмы выражения, и конструктивная логика, и магия убедительности, исходящая от творческой изобретательности, и лукавое сплетение драматических элементов, создающих зловеще прекрасное театральное действо…». Б.
Добавить комментарий