Предварительное бронирование не осуществляется!Возврат билетов в Мариинский театр, Концертный зал Мариинского театра и Мариинский театр Новая сцена не осуществляется. Осуществление возврата билетов невозможно по техническим причинам.Каждому зрителю необходимо приобретать билет! Посещение спектаклей и концертов детям до 5 лет нежелательно.Внимание!
Билеты продаются для российских граждан. Для иностранных граждан действуют иные тарифы. Специальный тариф – тариф для всех граждан РФ, а также иностранных граждан, постоянно проживающих, работающих или обучающихся в России.
Билеты для иностранных граждан можно приобрести только в кассах «КАССИР РУ».Внимание! На спектакли, проходящие на сценах Мариинского театра, Концертного зала Мариинского театра и Мариинского театра Новой сцены не распространяется действие акций и спец. предложений.Очарованный странникопера Родиона ЩедринаСпектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языкахАВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИМузыка Родиона ЩедринаЛибретто композитора по повести Николая Лескова «Очарованный странник»Музыкальный руководитель – Валерий ГергиевРежиссер-постановщик – Алексей СтепанюкХудожник-постановщик – Александр ОрловХудожник по костюмам – Ирина ЧередниковаХудожник по свету – Евгений ГанзбургАдаптация света на сцене Мариинского-2 – Камиль КутыевОтветственный концертмейстер – Леонид ЗолотаревГлавный хормейстер – Константин РыловХореограф – Дмитрий КорнеевКРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕДействие первоеИван Северьянович Флягин, послушник Валаамского монастыря, вспоминает о своей жизни.
В отрочестве он однажды «смеха ради» ударом кнута нечаянно убил монаха. Монах явился ему в видении, укоряя за то, что Иван лишил его жизни, не дав покаяться. Он же рассказал Ивану Северьянычу, что тот – «обещанный» Богу сын, и дал «знамение»: будет Флягин много раз погибать и ни разу не погибнет, пока не придет ему настоящая «погибель», и отправится он во исполнение материнского «обещания» в монастырь, на Валаам-остров.
Хоть и не поверил Иван Северьянович, а сбылось пророчество монаха. Странствуя, попал Иван в плен к татарам и прожил с ними в самых Рынь-песках десять лет. Бежал от татар, повстречал пастухов на пути из плена, а возвратившись в родные места, поступил на службу к Князю, который оценил его умение хорошо разбираться в лошадях.
Однако после трех лет усердной службы начали Ивана Северьяновича одолевать запои. В одном из трактиров Флягин познакомился со спившимся барином, который обладал даром гипноза. В ту же ночь в другом трактире Иван Северьяныч растратил все деньги, оставленные ему Князем, на прекрасную певунью – цыганку Грушеньку.Действие второеКогда Князь потребовал от Ивана Северьяновича пять тысяч рублей, что были доверены ему, Флягин, повинившись, рассказал о прекрасной цыганке.
Влюбившись в Грушу, Князь отдал табору огромный выкуп – полсотни тысяч рублей золотом – и забрал ее к себе в дом. Но Князь – человек переменчивый, и Груша ему быстро наскучила. Во время поездки в город Иван Северьянович узнал, что его хозяин собирается жениться на богатой дворянке, а вернувшись домой, он не застал цыганку: Князь тайно отвез ее в лес, на болото.
Однако Груша сбежала из заточения, встретилась с Флягиным и, взяв с него страшную клятву, попросила убить ее, поскольку иначе она сама убьет неверного Князя и его молодую невесту. Иван Северьянович, исполняя Грушину просьбу, скинул ее с крутизны в реку. В видениях Флягин слышит голоса убиенных им монаха и цыганки Груши.Родион Щедрин не раз повторял, что «для оперы температура ощущений должна быть много выше нормальной, не 36,6, а все 39,5 или даже 40,0!».
Такую лихорадочность повествования о страшных событиях, смесь отстраненности с исповедальностью, он нашел в повести Лескова «Очарованный странник». История монастырского послушника, «бывшего конэсёра» (знатока лошадей) Ивана Северьяновича Флягина читается у Лескова и как житие, и как былина, и как авантюрный роман. Глубокая вера и искренность сострадания соединяются у Флягина с жестокостью, добросовестность и исполнительность – с беспечностью и бесшабашностью.
Жанр «Странника» Щедрин определил как «оперу для концертной сцены», придав опере-притче схожесть с ораторией. Три солиста, как в пассионах Баха, и рассказывают о себе, и играют роли. В музыке слышны знаменный распев в прологе и эпилоге, и колокольные перезвоны в кульминациях, и пастушьи наигрыши, которые композитор помнит с детства, и стилизации деревенских плачей, которые Щедрин мог слышать в фольклорных экспедициях, и цыганский романс.
«Щедрин избегает традиционных оперных ходов, – отмечал критик Михаил Фихтенгольц. – Здесь нет как таковых ни развернутых каватин, ни сладостных любовных дуэтов, а есть невероятной красоты звуковой континуум, в который сплетаются вокальные и хоровые голоса, подзвученные тысячью разных оркестровых тембров, от разрывающих душу пастушьих наигрышей гобоя до немногословных гуслей, нежных блокфлейт и, как всегда у Щедрина, блестящих ударных. Еще изумило в “Страннике” бесчисленное множество оттенков тишины – истаивающей, убаюкивающей, гнетущей, ужасающей, задумчивой: Щедрин принадлежит к тем немногим авторам, которые умеют конструировать музыку не только из нот, но и из пауз».Музыкальные материалы предоставлены Schott Music GmbH & Co.
Добавить комментарий