Какой транспорт занимает первое место по грузообороту. Транспорт в мировом хозяйстве

1.По какому показателю Россия занимает I место в мире?А) численность населения; Б) площади территории;В) уровню жизни; Г)

естественному приросту населения.2. Какие народы не имеют своих национально-территориальных образований в России (республики или округа)?А) корейцы; Б) адыгейцы; В) коми; Г) чуваши.3. Самая высокая доля горожан в:А) Центральном; Б) Северо-Западном; В) Центрально-Черноземном районе.4. Какой из перечисленных городов имеет наибольшее население?А) Волгоград; Б) Мурманск; В) Владивосток; Г) Воронеж.5. На Северном Кавказе проживают:А) карачаевцы; Б) коми; В) буряты; Г) татары.6.Буддизм широко распространен среди:А) марийцев; Б) татар; В) калмыков; Г) чеченцев.7.Башкортостан входит в Федеральный округ:А) Приволжский; Б) Уральский; В) Центральный; Г) Сибирский.8. Выберите верное утверждение о топливно-энергетическом комплексе России:А) по добыче газа Россия занимает первое, а по добыче нефти – второе место в мире;Б) крупнейшими запасами газа обладает Центральный экономический район;В) нефть используется в сыром виде;Г) бурый уголь превосходит каменный уголь, т.к. имеет в 2 раза больше теплоту сгорания.9. Ведущей отраслью растениеводства России является:А) картофелеводство; Б) кормопроизводство; В) зерновое хозяйство; Г) садоводство.10. Ко второму звену АПК относится:А) производство сельскохозяйственной техники; Б) растениеводство и животноводство;В) пищевая и легкая промышленность.11. Металлургический комбинат полного цикла расположен в:А) Челябинске; Б) Ставрополе; В) Петрозаводске; Г) Магадане.12. Более половины тканей в России выпускается в:А) Костромской обл. Б) Ярославльской; В) Владимирской; Г) Ивановской.13. Крупнейший центр медно-никелевого производства в Заполярье:А) Мурманск; Б) Анадырь; В) Архангельск; Г) Норильск.14. К техническим культурам относятся:А) сахарная свекла; Б) озимая пшеница; В) подсолнечник; Г) овес; Д) лен-долгунец; Е) рис.15. Буроугольными бассейнами являются:А) Печорский; Б) Подмосковный; В) Кузнецкий; Г) Канско-Ачинский; Д) Ленский.16.Центром атомного машиностроения в России является:А) Хабаровск; Б) Омск; В) Волгокамск; Г) Волгодонск.17. Российская « лесопилка» - город Архангельск расположен в:А) Северо-Западном; Б) Центральном; В) Северном; Г) Уральском районе.18. Самый большой экономический район в России по количеству субъектов:А) Дальний Восток; Б) Северо-Кавказский; В) Уральский; Г) Центральный.19. В Северный экономический район не входит:А) Республика Карелия; Б) Архангельская обл.; В) Мурманская; Г) Калининградская.20. Старейший завод «Красное Сормово», производящее речные суда находится в городе:А) Тольятти; Б) Самаре; В) Нижнем Новгороде; Г) Уфе.

1. Звеном АПК не является

А) пищевая промышленность Б) производство минеральных удобрений

В) сельское хозяйство. Г) лесное хозяйство
2.По производству какой культуры Россия занимает первое место в мире

А) пшеница Б) рожь В) сахарная свекла Г) овес
3.Ведущей отраслью российского животноводства является:

А) свиноводство Б) овцеводство В) птицеводство Г) скотоводство
4.В пределах, какой из природный зон России наименее благоприятные условия для ведения сельского хозяйства:

А) тайга Б) степи и лесостепи

В) тундра Г) смешанные леса и широколиственные леса
5.Найдите соответствия:
1.Зерновые культуры А) лен-долгунец
2.Технические культуры Б) рожь

В) гречиха

Г) кукуруза

Е) сахарная свекла

Ж) подсолнечник
6.какое из утверждений является верным

А) основная доля сельскохозяйственных угодий России это пастбища

Б) в степной зоне доля сельскохозяйственных угодий наибольшая

Г) Оба верны
7.На размещение предприятий, каких из перечисленных отраслей пищевой промышленности основное влияние оказывает сырьевой фактор:

А) крупяная Б) кондитерская В) сахарная Г) мясная Д) макаронная
8.Составьте пары

Сельскохозяйственная культура - субъект Российской Федерации

Магаданская область, рожь, республика Карелия, Краснодарский край, северные олени, Челябинская область, Псковская область, пшеница, сахарная свекла.
9.Приведите два примера отрицательного влияния животноводства на состояние окружающей среды.

  • весь транспорт, который осуществляет пассажиро- и грузоперевозки;
  • протяженность всех путей сообщения — автомобильных и железнодорожных дорог, морских и речных маршрутов, воздушные коридоры, а также трубопроводы;
  • компании и люди, задействованные в перевозках, а также все технические средства, необходимые для обслуживания существующей системы и ее развития.
Мировая транспортная система — это огромная структура. Чтобы ощутить ее масштаб, достаточно назвать лишь несколько цифр. Так, протяженность всех путей сообщения (без учета морских перевозок) составляет почти 50 миллионов километров. Количество человек, работающих в этой сфере — около 100 миллионов, что больше, чем население Германии, Великобритании, Франции и Италии. Ежегодно перевозится 100 миллиардов тонн грузов и более триллиона (!) пассажиров.

Распределение ролей в мировой транспортной системе

Распределение путей сообщения крайне неравномерно. Если взять суммарную длину в 50 миллионов километров, то она будет состоять из следующих пунктов:
  • автомобильные дороги — 32 млн км;
  • воздушные пути — 10 млн км;
  • трубопроводы — 1,9 млн км;
  • железные дороги — 1,3 млн км;
  • внутренние водные пути — 0,6 млн км.
Как видно, лучше всего развиты автомобильные дороги, и это неудивительно, если учесть, что машины сейчас являются самым популярным транспортом для перевозки грузов и пассажиров. Следует отметить то, что 80 процентов пассажиропотока связано именно с автомобилями. Причем, востребованность в них растет с каждым годом, а потому и первую строчку рейтинга машины вряд ли уступят в обозримом будущем. Большинство автомобильных дорог построено в развитых странах мира. Среди лидеров здесь Россия, США, Китай, Индия и Бразилия.

Поезда, а вместе с ними и железные дороги еще несколько десятилетий назад считались, чуть ли, не вершиной прогресса и самым лучшим транспортом. Но сейчас их популярность стремительно падает, и они вытесняются на задворки мировой транспортной системы. Хотя и по-прежнему востребованы, все-таки 1,5 миллиона километров нельзя просто взять и выкинуть за ненадобностью. Проблема в том, что железные дороги очень неравномерно распределены по планете. Большая часть инфраструктуры сосредоточена в развитых странах, таких как Россия, США, Китай, Канада и Германия. Но есть немало государств, где местные жители поезда в глаза не видели.

Интересно, что по востребованности, а следовательно и по протяженности железные дороги уже уступают даже трубопроводам. Этот элемент мировой транспортной системы активизировался с развитием нефтяной и газовой отраслей. Это транспортировка углеводородного сырья посредством трубопроводов сейчас составляет более 10 процентов всех грузоперевозок.

И еще один не самый очевидный факт. Если лидерами в перевозке пассажиров являются автомобили, то больше всего грузов путешествует по морям, океанам, реками и озерам. Морскому транспорту принадлежит почти 2/3 отрасли. Самый главный бассейн для грузоперевозок — Атлантический океан. Именно по нему чаще всего идут товары с одного континента на другой. Альтернативой кораблям могли бы стать самолеты, но они берут на борт гораздо меньше грузов, да и их рейсы обходятся дороже. Среди внутренних маршрутов для водного транспорта стоит выделить Амазонку, Миссисипи, Енисей и Обь, а также рукотворные каналы, такие как Беломорско-Балтийский или Суэцкий. Соответственно и лидерами в этом сегменте транспортной системы являются США, Китай, Россия, Нидерланды и Франция.

Развитие транспорта в отдельно взятой стране связано с ее географическим положением. Например, у островной Японии много морских путей. У США, Китая и России огромные территории, а потому ставка делается на железные дороги, а в странах Западной Европы, из-за высокой плотности населения, больше используется автомобильный транспорт.

Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу , воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъёмность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможности различных грузов.

Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных мира различно. Так, транспортная система промышленно имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной отличаются , Франция, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25% грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% - на автомобильный, а оставшиеся 35% - на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.

Сухопутный транспорт

Автомобильный - лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. По длине автомобильных дорог выделяются - США, Россия, Индия; по густоте - Европа и Япония.

В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.

Трубопроводный - получил быстрое развитие из-за роста добычи и газа. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км., сеть (магистральных газопроводов еще больше - 900 тыс. км.). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.

В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км., а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км.

Водный транспорт

Морской - из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75% перевозок между странами (общий объем грузов - около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, России. Наличие большого флота у и объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется .

К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (), Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.

Речной - использует судоходные , каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира - Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн - Майн - в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по , Дунай в Европе и др.).

Самый большой речной и озерный флот - в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтинентальных перевозках. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, ФРГ. В международных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400).

Крупнейшие аэропорты мира: в США - Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; - Лондон (Хитроу); Японии - Токио, а также в ФРГ - , Франции - Париж и др.

Транспорт в настоящее время, стал меньше зависим от природы. Но одновременно растет отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое, химическое и другие виды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.

Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта в России, хотя по общему грузообороту он и уступает трубопроводному, но зато универсален: с его помощью можно перевозить любые грузы и пассажиров.

Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью, способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок. Однако учитывая большие капитальные вложения, затрачиваемые на постройку железных дорог, его использование наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.

Сеть магистральных железных дорог находится в лучшем относительно других отечественных транспортных коммуникаций техническом состоянии и имеет высокую пропускную способность. Наиболее эффективны в эксплуатации электрифицированные железные дороги. Россия обладает самой протяженной в мире системой электрифицированных железных дорог -- 44 тыс. км.

По протяженности железных дорог общего пользования (85 тыс. км в 2007 г.) Россия уступает лишь США. Размещение железнодорожной сети России отличается крайней неравномерностью, что связано с огромной территорией, различиями в ее заселенности и уровне хозяйственного освоения. В европейской части страны образовалась радиально-кольцевая конфигурация железнодорожной сети, которая сложилась под влиянием столичного положения Москвы, портовых городов на Балтике и Черном море, расположения угольной и металлургической баз Украины и Урала. От Москвы железные дороги расходятся по 12 направлениям, а на некотором расстоянии от нее соединяются кольцевыми линиями. В Сибири и на Дальнем Востоке железнодорожная сеть менее развита, ее конфигурация имеет широтное направление. При этом следует учитывать, что современная железнодорожная сеть России тесно связана с железными дорогами новых независимых государств.

Первая железная дорога была построена в России в 1837 г. Петербург -- Царское Село. В 1851 г. была открыта железнодорожная магистраль Санкт-Петербург -- Москва. В начале ХХ в. (в 1916 г.) было завершено строительство Транссибирской магистрали от Челябинска до Владивостока и таким образом создана единая железнодорожная сеть страны. Сейчас железнодорожная магистраль Москва -- Владивосток -- самая длинная (более 9000 км) и самая грузонапряженная в мире, большая часть которой переведена на электротягу.

В дальнейшем магистральные железные дороги стали основой железнодорожной сети, по ним перевозится 90% грузов и осуществляются основные межрайонные и внутрирайонные связи. Наиболее значительными являются Печорская (Салехард -- Воркута -- Коноша), Волжская (Свияжск -- Сызрань -- Саратов -- Иловля), Северо-Сибирская (Тюмень -- Сургут -- Нижневартовск -- Уренгой -- Ямбург), Туркестано-Сибирская (Луговая -- Семипалатинск (Казахстан) -- Барнаул -- Новосибирск).

В 1970-1980-е гг. была проложена Байкало-Амурская магистраль (БАМ) от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре (3145 км), призванная способствовать освоению Сибири и Дальнего Востока. Ответвления от основной трассы свяжут БАМ с районами богатейших природных ресурсов -- уже построена дорога БАМ -- Тында -- Беркакит для перевозки углей Южно-Якутского бассейна с последующим продолжением до Якутска.

В структуре грузов, перевозимых по железным дорогам, почти 3/5 составляют каменный уголь, нефть, руды, черные металлы, лес, минеральные удобрения, цемент. Для этого вида транспорта характерна концентрация грузовых перевозок на главных направлениях транспортно-экономических связей. Наиболее грузонапряженные линии находятся на важных направлениях транспортно-экономических связей Центра с Уралом, Поволжьем, Северо-Западом, Северным Кавказом; Кавказа с Поволжьем и Уралом; Северо-Запада с Уралом; Урала с Сибирью и Дальним Востоком.

Железнодорожный транспорт играет значительную роль и в перевозке пассажиров, причем до 90% приходится на пригородное сообщение. Основная масса таких перевозок осуществляется в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре и их пригородах. В дальних пассажирских перевозках лидируют меридиональное направление Москва-Курск, широтное на восток -- от Москвы через Поволжье на Урал и Сибирь, между Москвой и Санкт-Петербургом, а также между Москвой и столицами новых независимых государств. Крупнейшими железнодорожными узлами отправления пассажиров являются Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск.

Автомобильный транспорт имеет большое значение в перевозках срочных грузов и пассажиров на короткие и средние расстояния, что обусловлено его скоростью, маневренностью и способностью осуществлять перевозки “от двери до двери” без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций. Вместе с тем автотранспорт отличается значительной фондовой, капиталоемкостью, большим потреблением энергоресурсов и довольно высокой себестоимостью перевозок.

Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителям. Для перевозок на дальние расстояния автотранпорт используется в регионах, где отсутствуют другие виды транспорта (например, в северных и восточных районах) и при доставке особо ценных и скоропортящихся грузов.

Общая протяженность автодорог в России составляет 963 тыс. км, из них 80% -- дороги с твердым покрытием. Плотность дорог с твердым покрытием в России составляет 45 км на 1 тыс. км2, в США -- 270 км. Такая низкая обеспеченность России автомобильными дорогами объясняется обширностью малоосвоенных территорий Крайнего Севера, районов Сибири и Дальнего Востока (на Дальнем Востоке этот показатель равен 5 км), в европейской части страны плотность автодорог значительно выше (в Центрально-Черноземном районе -- 172 км, в Калининградской области -- 303 км). Экономический район считается обеспеченным автодорогами в том случае, если общая длина дорог с твердым покрытием в нем достигает не менее 80% всей сети. Общую потребность в дорогах с твердым покрытием оценивают в 2,5 млн. км. Более трети автомобильных дорог нуждается в реконструкции.

Форма автодорожной сети страны во многом соответствует радиально-кольцевой форме железнодорожной сети. Главные межрайонные трассы идут параллельно железным дорогам. Наибольшее значение имеют автомагистрали, расходящиеся от Москвы по 12 направлениям, автодороги Санкт-Петербург -- Петрозаводск -- Мурманск; Ростов-на-Дону -- Краснодар -- Новороссийск; Екатеринбург -- Челябинск и др. В Сибири и на Дальнем Востоке автомобильные дороги в некоторых направлениях служат главными путями сообщения: Амуро-Якутская магистраль (Большой Невер -- Томмот -- Якутск), Колымское шоссе (Магадан -- Якутск), Чуйский (Бийск -- Ташанта), Усинский (Абакан -- Кызыл) тракты.

В отраслях экономики больше всего перевозок автотранспортом приходится на промышленность, сельское хозяйство и строительство. В структуре перевозок выделяются строительные и хлебные грузы, черные металлы, каменный уголь, лес, товары народного потребления, сельскохозяйственные грузы.

Проблемой автотранспорта России остается создание современной качественной сети автодорог и отсутствие сквозной широтной автомагистрали, соединяющей западные и восточные регионы страны.

Внутренний речной транспорт. Россия обладает разветвленной речной сетью, но значение речного транспорта в последние годы стало уменьшаться. Это связано с большой конкуренцией со стороны, в первую очередь железнодорожного транспорта. Но речной транспорт сохраняет свои позиции там, где направления судоходных путей совпадают с направлением основных транспортно-экономических связей (европейская часть России) и в тех районах, где другие виды транспорта отсутствуют (Север европейской и азиатской частей России). Общая протяженность речных судоходных путей составляет 102 тыс. км.

Главные недостатки речного транспорта -- сезонный характер ввиду замерзания рек в зимний период, ограниченность его использования, обусловленная конфигурацией речной сети, низкая скорость движения, а также меридианальное направление течения рек, в то время как основные грузопотоки имеют широтное направление. Но речной транспорт обладает самой низкой себестоимостью перевозки грузов, кроме того, на обустройство естественных транспортных путей требуется значительно меньше капитальных вложений, чем для создания путей сообщения других видов транспорта.

В структуре перевозимых грузов преобладают минерально-строительное сырье (песок, гравий, щебень), нефть и нефтепродукты, лес, каменный уголь.

Внутренние судоходные водные пути относятся к разным речным бассейнам. Преобладающую часть грузовых перевозок и грузооборота выполняют пароходства Волжско-Камского, Западно-Сибирского и Северо-Западного бассейнов.

Волжско-Камский бассейн обслуживает наиболее экономически развитые и плотно заселенные регионы европейской части России. На него приходится более половины грузооборота всего речного транспорта. Крупнейшие порты здесь -- московские (Южный, Западный и Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский. Этот бассейн послужил основой создания Единой глубоководной системы европейской части России (ЕГС) общей протяженностью 6,3 тыс. км. В нее входят глубоководные участки Волги, Камы, Москвы-реки и Дона, которые соединены межбассейновыми соединениями -- Московско-Волжским, Волго-Балтийским, Беломорско-Балтийским, Волго-Донским. Гарантированная глубина здесь 4 м.

Западно-Сибирский бассейн занимает второе место по объему выполняемой работы и включает Обь с притоками. Главными портами здесь являются Новосибирск, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Сургут, Уренгой, Лабытнаги.

Третье место занимает бассейн Северной Двины с притоками Сухона и Вычегда. Ведущий порт -- Архангельск.

Важное значение для снабжения Якутска и промышленных очагов Якутии имеет река Лена. На пересечении Лены и БАМа находится крупный порт Осетрово (Усть-Кут).

Морской транспорт стоит на пятом месте по грузообороту после трубопроводного, железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта. Преобладают заграничные перевозки грузов. Морской транспорт занимается и внутренними, или каботажными перевозками. Но они большого значения не имеют. Каботажные перевозки делят на большой и малый каботаж. Большой каботаж -- перевозка грузов и пассажиров между портами разных морей. Малый каботаж -- перевозки между портами одного и того же моря. В России преобладает малый каботаж.

Современная Россия занимает девятое место в мире по тоннажу торгового флота (11,6 млн. дедвейта). Но большая часть судов сильно изношена и имеет средний возраст более 20 лет, что значительно выше, чем в мире. В России имеется 37 портов общей мощностью переработки грузов 154 млн. т в год, из которых 11 -- крупные, что недостаточно для страны такого масштаба, и до последнего времени Россия использовала порты сопредельных государств -- Украины, Литвы, Латвии, Эстонии. Портовое хозяйство нуждается в развитии и модернизации, поэтому создание Балтийской Транспортной системы (БТС) на территории Ленинградской области, где завершается строительство 5 новых морских терминалов, отчасти решит эту проблему. Флоту не хватает судов современного типа, таких, как лихтеровозы, контейнеровозы, суда комбинированного типа, морские паромы и др.

В структуре перевозок морским транспортом преобладают нефтяные грузы, руда, строительные материалы, лесные и хлебные грузы.

Основные морские бассейны страны отличаются друг от друга хозяйственной спецификой тяготеющих к ним экономических районов и природными условиями судоходства.

Дальневосточный бассейн вышел на первое место в грузообороте морского транспорта РФ. Это самый большой по площади морской бассейн России, через порты которого осуществляются внешнеэкономические связи с государствами Тихоокеанского региона. Крупнейшие порты здесь Владивосток, Находка, Ванино (с железнодорожной морской паромной переправой Ванино -- Холмск). Основные грузы -- лес, промышленная продукция.

Балтийский бассейн занимает второе место по переработке грузов. Крупнейшим портом на Балтике у России является универсальный порт Санкт-Петербург. Калининградский порт значительно меньше по грузообороту, но играет важную роль в обеспечении транспортных связей анклавной области с основной территорией России. Выборгский порт расположен не очень удобно и специализируется на лесных грузах. В Балтийском бассейне завершается строительство новых крупных морских портов.

Северный бассейн занимает третье место. Здесь выделяются два порта: Мурманск и Архангельск, на долю которых приходится 3/4 грузооборота всего бассейна. Архангельск -- крупнейший лесоэкспортный порт России, а Мурманск -- единственный незамерзающий порт страны на севере. Крупнейшие порты действуют в устье Енисея (Дудинка, Игарка), которые имеют важное значение в снабжении районов Крайнего Севера.

Азово-Черноморский бассейн занимает четвертое место по объему грузооборота морского транспорта. Здесь находится самый крупный порт по грузообороту -- Новороссийск, специализирующийся на нефтяных грузах, меньшим по значению нефтяным портом является Туапсе. В этом бассейне предполагается расширение мощностей действующих и строительство новых портов, в том числе на Азовском море (Таганрог).

Каспийский бассейн используется для каботажных перевозок и в связях России с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменией и Ираном. Здесь действуют два крупных порта -- Махачкалинский и Астраханский.

Трубопроводный транспорт -- узкоспециализированный вид транспорта, предназначенный для транспортировки жидких и газообразных продуктов. По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефте-, продукто- и газопроводы.

Развитие трубопроводного транспорта тесно связано с развитием нефтяной и газовой промышленности. В 1970-1980 гг. в России была создана уникальная сеть магистральных трубопроводов большого диаметра (1020, 1220, 1420 мм) и высокой пропускной способности, идущих из районов Поволжья, Урала и Западной Сибири на запад страны и далее в Восточную и Западную Европу. Преобладание в производстве первичной энергии России нефти и газа, огромный территориальный разрыв между районами их добычи и потребления привели к высокой доле трубопроводного транспорта в структуре грузооброта всех видов транспорта -- 50% (2007 г.).

Современная сеть магистральных нефтепроводов сформировалась под воздействием роста добычи нефти и ее переработки, размещения эксплуатируемых месторождений, нефтеперерабатывающих заводов и потребителей нефтепродуктов и имеет несколько систем. В 2004 г. ее протяженность составила 47 тыс. км.

транспортный дорожный система комплекс

ТЕСТ «ТРАНСПОРТ РОССИИ»

13. Установите соответствие:

Порты: Грузы:

2) Дудинка; б) руды, металл;

3) Игарка; в) лес;

4) Мурманск. г) нефть.

ТЕСТ «ТРАНСПОРТ РОССИИ»

1. Первое место в России по грузообороту занимает... транспорт.

а) железнодорожный; б) трубопроводный; в) автомобильный.

2. Самый дорогой вид транспорта.

а) автомобильный; б) авиационный; в) морской.

3. Наиболее густая транспортная сеть сформирована в России...

а) на западе; б) на севере; в) на востоке.

4. Главное преимущество автомобильного транспорта?

а) это сезонный вид транспорта; б) он берет много груза;

в) он мобильный; г) он перевозит основную массу пассажиров.

5. Главная железнодорожная магистраль России...

а) Транссибирская; б) Байкало-Амурская; в) Печорская.

6. Самые дешевые перевозки...

а) железнодорожные; б) автомобильные; в) морские.

7. Погодные условия особенно сильно влияют на работу...

а) авиационного транспорта; б) автомобильного; в) трубопроводного.

8. Большую долю флота России составляет... флот.

а) ледокольный; б) рыболовный; в) пассажирский; г) наливной.

9. Самый крупный порт на Балтике...

а) Калининград; б) Выборг; в) Санкт-Петербург; г) Мурманск.

10. Первое место в грузообороте принадлежит портам...

а) Тихоокеанского бассейна; б) Балтийского бассейна;

в) Северного бассейна; г) Черноморского бассейна.

11. Северный морской путь начинается от порта...

а) Архангельск; б) Мурманск; в) Санкт-Петербург.

12. Судоходство между портами своей страны называется... .

13. Установите соответствие:

Порты: Грузы:

1) Новороссийск; а) химическое сырье;

2) Дудинка; б) руды, металл;

3) Игарка; в) лес;

4) Мурманск. г) нефть.

14. Самый большой объем перевозок грузов имеет порт...

а) Мурманск; б) Санкт-Петербург; в) Находка; г) Новороссийск

15. Основной судоходный речной бассейн России...

а) Волго-Камский; б) Ангаро-Енисейский; в) Амурский.

16. Перевозка пассажиров на дальние расстояния – главная специализация...

а) автомобильного транспорта; б) авиационного транспорта,

в) железнодорожного транспорта.