Д дидро годы жизни. Философия д

Взгляды великого французского просветителя, философа-материалиста, крупнейшего идеолога идеолог революционной буржуазии, основателя и редактора «Энциклопедии», изложены в этой статье.

Дени Дидро идеи кратко

  • Признавал объективное существование материй. Материя – это вечное явление, которому присуще постоянное движение. Такой категории как абсолютный покой в природе нет. Время и пространство он считал объективными формами бытия материи. Сама она складывается из молекул, внутреннего источника движения.
  • Любые изменения в природе подчиняются закону причинности. Поскольку природные явления имеют между собой неразрывную связь, то грани живая-неживая материя нет: они взаимно превращаются друг в друга.
  • Философ Дени Дидро отстаивал диалектическое понимание мира. Оно состояло в том, что эволюция живых существ обусловлена условиями существования и изменением видов. Он считал, что некоторые формы находятся в состоянии постоянного изменения.
  • Различал скрытую и инертные формы чувствительности неорганической природы и деятельную чувствительность органической природы.
  • Дидро считал, что источником познания человека являются ощущения, возникающие в результате влияния явлений природы, предметов на органы чувств.
  • Он был атеистом. Поэтому отрицал существование Бога , критикуя философский идеализм, догматы о свободе воли и бессмертии души. В основе человеческого нравственного поведения видел стремление к счастью. Проповедовал сочетание общественных и личных интересов.
  • Рассматривая политическую организацию общества , Дидро указывал, что она возникает из законодательства и общественных идей. Только просвещенный государь может разумно обустроить общество.
  • Дени Дидро является крупным теоретиком литературы и эстетики, а также автором художественных произведений. В них автор отстаивал реалистическое направление.

Основные труды — «Мысли к объяснению природы», «Племянник Рамо», «Разговор Даламбера и Дидро», «Элементы физиологии», «Сон Даламбера» и «Философские основания материи и движения».

Дидро известный французский писатель, философ-просветитель и драматург. Ниже читайте краткую биографию Дени Дидро.

Дени Дидро (Denis Diderot) родился во Франции, в городе Лангр, 5 октября 1713 года. Стал основателем одного из крупнейших справочных изданий 18 века, которое, как кажется многим, подготовило почву для Великой французской революции. Это издание называется «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (фр. Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers).

Дени Дидро отказался от церковной карьеры, несмотря на то, что это было большим желанием его семьи. В результате этого отец отказался от его содержания. Дидро стал зарабатывать на жизнь, давая частные уроки и занимаясь написанием статей в журналы. Большую часть заработка он получал, писав сочинения для проповедей.

Творчество в биографии Дени Дидро

В 1743 году Дени Дидро вступил в брак, женившись на Антуанетти Шампьон, которая жила в большой бедности. За какое-то время до свадьбы Дидро поехал в Лангр, чтобы потребовать причитающуюся ему долю семейного состояния. Но поездка закончилась неудачно. Отцу удалось посадить его в тюрьму. Дидро бежал из тюрьмы и вернулся в Париж, после чего обвенчался со своей возлюбленной. В то же время надо отметить, что биографию Дени Дидро не красит тот факт, что он был неверным мужем и часто увлекался другими женщинами.

После свадьбы Дидро зарабатывал на жизнь переводами. Он перевел с английского языка «Историю Греции», «Опыт о достоинстве и добродетели», «Медицинский словарь». В то время он написал свои первые работы, которые ясно говорили о смелости начинающего автора. Некоторые из них: «Философские мысли» (1746 год), «Аллеи, или прогулка скептика» (1747 год) и другие. Этими работами Дидро заявил о себе, как об атеисте, материалисте и детермисте. Его труд «Философские мысли» был напечатан без имени автора и имел очень большой успех. Выразилось это также в том, что труд был публично сожжен.

Говоря о творческой биографии Дени Дидро, необходимо отдельно отметить, что вместе с другом Даламбером он получил приглашение стать в начале огромного нового труда, названного, «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Изначально планировалось просто перевести с английского энциклопедию Э. Чемберса. Но благодаря больших усилиям Дидро и его друга, труд превратился в огромное обозрение современного состояния знаний во Франции.

В течение 25 лет Дидро оставался во главе выросший до 28 томов «Энциклопедии». В этот период он столкнулся со множеством трудностей, и тюремное заключение, и приостановка публикаций, и кризис, который привел к уходу Даламбера. В 1772 году первое издание «Энциклопедии» было завершено. Помимо Дидро и Даламбера, в ее создании участвовали такие гении, как Руссо, Вольтер, Монтескье. Одним из основных поставщиков статей был Гольбах. Его дом стал своего рода фабрикой, где переводились и откуда распространялись труды радикального и атеистического характера.

Через какое-то время после завершения первого издания «Энциклопедии» Дидро опубликовал Письмо о глухих и немых. Оно было продолжением более раннего Письма о слепых. Оба Письма исходили из теории Локка, которую Дидро и его друзья-просветители считали абсолютной истиной. Смысл теории, что не существует "врожденных идей", все знание приобретается из опыта.

Екатерина II в биографии Дени Дидро

В середине 1760-х годов, когда работа над «Энциклопедией» была почти завершена, Дени Дидро принял решение продать свою библиотеку. Его друг хорошо знакомый с Екатериной II, предложил ей приобрести библиотеку. Екатерина II приобрела его библиотеку за 50 тысяч ливров и дала ему право пожизненного хранения книг в своем доме в качестве личного библиотекаря императрицы.

Дени Дидро написал даже несколько трактатов для Екатерины II. В них он пытался объяснить императрице зло абсолютистской власти и склонить к освобождению крестьян от крепостной зависимости. Результата это не принесло. Дидро прожил в Петербурге с октября 1773 года до марта 1774 года. Он был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук.

Если вы уже ознакомились с биографией Дени Дидро, вы можете поставить оценку данному писателю вверху страницы. Кроме того помимо биографии Дени Дидро предлагаем вам почитать о других писателях в разделе

Дени Дидро (Denis Diderot, 1713 - 1784), великий философ и писатель, был выдающимся пропагандистом, идеологом, организатором. В своем многообразном творчестве он исследовал философские, социально-политические, эстетические проблемы. Главным практическим делом Дидро было издание им «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусства и ремесел», выходившей с 1751 по 1780 г.

и состоявшей из 35 томов (11 справочных томов, содержащих карты, схемы, таблицы, рисунки, и 8 томов указателей). Желая сделать это издание научно-значимым и авторитетным, Дидро привлек к написанию статей видных философов, ученых, крупнейших специалистов во всех областях знаний, писателей, художников, музыкантов своего времени. Таким образом, «Энциклопедия» обобщила все сведения, накопленные человечеством к середине XVIII в. Вторым человеком в редакции «Энциклопедии» был Жан Лерон д’Аламбер, выдающийся философ, математик, теоретик в области механики. В «Энциклопедии» писали статьи Вольтер, Руссо, Монтескьё. «Энциклопедия», которая выходила в зрелый период французского Просвещения, время непосредственной идейной подготовки революции, стала крупнейшим общественно-политическим событием этой эпохи. Ее главной задачей было направить достижения науки, философии, искусства и литературы на борьбу против «старого порядка».

В сущности, «Энциклопедия» должна была стать и действительно стала концентрированным выражением идей Просвещения по всем вопросам политической жизни, государственного строя, науки, религии и культуры. Статьи «Энциклопедии» отрицали абсолютизм как отжившую государственную систему, устарелую систему судопроизводства, идеологию католической церкви. Одновременно энциклопедисты утверждали принципы нового буржуазного государства, требовали ограничения власти монарха и правительства законами природы, политических прав для третьего сословия, формулировали принципы новой буржуазной собственности. Исходя из убеждения, что «суеверие и деспотизм делают землю несчастной», энциклопедисты путь к прогрессу видели в развитии науки и стремились раскрыть сущность всех человеческих знаний, детально описывая все науки. Авторы статей были убеждены, что «Энциклопедия» «сумеет извлечь людей из того унизительного состояния, в котором их так долго держал предрассудок», научит их, как изменить свою жизнь в соответствии с «естественными законами». Большую роль в творческом наследии Дидро играют труды, где разрабатываются проблемы искусства.

Характерно, что основополагающие работы по важнейшим эстетическим проблемам в его творчестве перемежаются с множеством критических статей, в которых отразились процессы, происходившие в искусстве того времени. Дидро стал создателем новой эстетической системы, нового учения о прекрасном; он утверждал новые принципы и правила искусства, разработав теорию просветительского реализма (статья для «Энциклопедии» - «Прекрасное», 1751). Дидро выступил против отжившей эстетики классицизма, поклонения авторитетам античности, против антиисторического представления о красоте как о понятии неизменном и вечном, против классицистского принципа правдоподобия за правдивое отражение жизни.

Основой искусства он считал воспроизведение жизненной правды, конкретной действительности. Красота в искусстве - это соответствие наших суждений явлениям действительности, а художественного образа - предмету. Поскольку цивилизация прогрессирует и жизнь меняется, понятие красоты в искусстве также изменчиво. Будучи противником эмпирического воспроизведения жизни, Дидро утверждал, что подражание жизни заключается в ее творческом воспроизведении, типизации явлений реальности и характеров, т. е. отражении в произведениях существенных черт действительности. Вместе с тем типические характеры для него прежде всего выражение определенного «общественного состояния»; выделяя «родовые» черты персонажа, Дидро недооценивал индивидуально-своеобразные формы выражения этого «родового» начала.

Дидро требовал от писателя страстности в утверждении своих идеалов и в отрицании дурного. Искусство, по Дидро, должно воодушевлять и облагораживать людей, внушать им высокие добродетели гражданского мужества.

Гораздо более значительным было творчество Дидро в жанре художественной прозы. Ему принадлежат три романа и диалог «Племянник Рамо» (1762 - 1779). Из этих четырех произведений три - самых значительных - были опубликованы после его смерти. В романе «Монахиня» (закончен в 1760 г.

) все внимание автора сосредоточено на главной героине Сюзанне Симонен, и сюжет повествования несложен. В этом романе Дидро постоянно пересекаются три плана, что помогает писателю выявить сущность человеческой природы. Это план общественный, который определяет место главной героини Сюзанны в семье и обществе: незаконная дочь и нелюбимая сестра, она подвергается преследованиям семьи и оказывается существом отверженным в глазах общества.

Содержание романа заключается в сопротивлении Сюзанны объединившимся семье и обществу, которые хотят ее изолировать. Второй план - это план религиозный: монастырь становится основным местом, где происходят события романа. Третий план - план природы с ее законами. Из сопоставления с природой выявляются неестественность и неразумность законов социальных и религиозных. Дидро показывает, что монастырь - отнюдь не мирная обитель для тех, кто посвятил себя служению Богу. Это вынужденное общежитие для тех, кто не нужен обществу.

Жизнь в монастыре нарушает естественные права человека, его обитателей лишают свободы и тем самым растлевают их. Дав обет жить в бедности, послушании и целомудрии, монахини на самом деле живут по иным, прямо противоположным законам - они жестоки, вероломны, мстительны, коварны, корыстны. В монастыре живут два типа людей. Одни - лицемеры, примирившиеся со своим положением и извлекающие из него выгоду.

Другие - искренне верующие. Способность испытывать искренние религиозные чувства Дидро сближал с аномалией, патологией в психике.

Добрая и справедливая настоятельница первого монастыря сестра де Мони впадает в состояние молитвенного экстаза, доходит до невменяемости, что приводит ее к болезни и смерти. Другая настоятельница - Арпажонского монастыря - из-за своей противоестественной страсти опускается физически и нравственно. Судьба главной героини Сюзанны дает возможность Дидро экспериментально исследовать человеческую природу. Для этого неопытную, полную жизненных сил девушку он ставит в исключительную обстановку, которая препятствует проявлению этих сил. Враждебная человеческой природе монастырская среда вызывает у нее не просто страх, а физическое неприятие ее. Свою непримиримую вражду к монастырю Сюзанна выражает в словах: «Я с этим родилась».

Это звучит голос самой природы, законы которой не могут сосуществовать с насилием, ибо каждый имеет право на свободу и счастье. Дидро наделяет Сюзанну умом, способностью к пониманию мотивов поведения других и к самоанализу. «Монахиня» отличается глубоким психологизмом. Душевные метания героини переживают эволюцию: от сомнений, от чувства протеста и гнева она переходит к открытому бунту. Кроме того, это и публицистическое произведение, утверждающее личные и общественные права человека.

ДИДРО (Diderot) ДЕНИ - французский писатель, философ.

Ро-дил-ся в се-мье ре-мес-лен-ни-ка. Бле-стя-ще окон-чив ие-зу-ит-ский кол-леж в Лан-гре, Дидро сбе-жал в Па-риж; учил-ся в кол-ле-же д’Аркур, за-ни-мал-ся литературой, фи-ло-со-фи-ей, тео-ло-ги-ей, ма-те-ма-ти-кой и пра-вом. По-лу-чил зва-ние ма-ги-ст-ра ис-кусств в Сор-бон-не (1732). Ра-бо-тал пись-мо-во-ди-те-лем у про-ку-ро-ра, учи-те-лем; за-ни-мал-ся пе-ре-во-да-ми с английского языка. В 1742 году по-зна-ко-мил-ся с Ж.Ж. Рус-со, с 1749 года уча-ст-во-вал в ра-бо-те круж-ка П.А. Голь-ба-ха.

В ран-них со-чи-не-ни-ях («Фи-ло-соф-ские мыс-ли» («Pensées philosophiques», опубликовано ано-ним-но в Гаа-ге в 1746 году, по-ле-ми-ка с деи-стической по-зи-ций с хри-сти-ан-ской фи-ло-со-фи-ей Б. Пас-ка-ля), ро-ман «Не-скром-ные со-кро-ви-ща» («Les bijoux in-dis-crets», 1748), «Пись-мо о сле-пых в на-зи-да-ние зря-чим» («Lettre sur les aveugles à l’usa-ge de ceux qui voient», 1749), за пуб-ли-ка-цию ко-то-ро-го был за-клю-чён в тюрь-му) за-пе-чат-ле-но ста-нов-ле-ние ма-те-риа-ли-стических и атеи-стических идей Дидро. С 1747 года Дидро совместно с Ж.Д’Аламбером на-чал ра-бо-ту над мно-го-том-ным про-ек-том «Эн-цик-ло-пе-дия, или Тол-ко-вый сло-варь на-ук, ис-кусств и ре-мё-сел» («Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers», 1751-1780), став-шим гран-ди-оз-ным сво-дом на-учных зна-ний эпо-хи Про-све-ще-ния. Дидро на-пи-сал для из-да-ния около 6000 ста-тей, при-влёк к со-труд-ни-чест-ву многих из-вест-ных учё-ных и пи-са-телей-эн-цик-ло-пе-ди-стов (Воль-те-ра, Ш.Л. Мон-тес-кьё , Ж.Ж. Рус-со, П.А. Голь-ба-ха и других). По-сле за-пре-та «Эн-цик-ло-пе-дии» и вне-се-ния её в «Ин-декс за-пре-щён-ных книг» (1759) Дидро до-вёл про-ект до кон-ца, под-поль-но вы-пус-кая и рас-сы-лая то-ма под-пис-чи-кам.

В со-чи-не-ни-ях «Мыс-ли об объ-яс-не-нии при-ро-ды» («Pensées sur l’in-ter-pré-tation de la nature», 1754), «Раз-го-вор д’Аламбера с Дид-ро» («Entretien entre d’Alembert et Diderot») и «Сон д’Алам-бера» («Rêve d’Alembert»; оба 1769, издание 1830), «Фи-ло-соф-ские прин-ци-пы ма-те-рии и дви-же-ния» («Sur la matière et le mouvement», 1770, издание 1798) Дидро, в от-ли-чие от ме-ха-ни-циз-ма П.А. Голь-ба-ха и К.А. Гель-ве-ция, раз-ви-вал ор-га-ни-че-ски--ди-на-мическое по-ни-ма-ние уни-вер-су-ма (внутренняя си-ла, про-яв-ляю-щая-ся в дви-же-нии, и чув-ст-ви-тель-ность как все-об-щие свой-ст-ва ма-те-рии, на-чи-ная с её мель-чай-ших еди-ниц - ка-че-ст-вен-но раз-лич-ных мо-ле-кул).

Бо́ль-шая часть ху-дожественной про-зы Дидро не пуб-ли-ко-ва-лась при его жиз-ни, од-на-ко бы-ла из-вест-на со-вре-мен-ни-кам в ру-ко-пи-сях. Ро-ман «Мо-на-хи-ня» («La réli-gi-eu-se», 1760, опубл. в 1796, эк-ра-ни-за-ция Ж. Ри-ве-та, 1965), на-пи-сан-ный в ис-по-ве-даль-ной фор-ме от ли-ца де-вуш-ки, на-силь-но за-то-чён-ной в мо-на-стырь, от-ме-чен влия-ни-ем по-эти-ки сен-ти-мен-та-лиз-ма (пре-ж-де все-го твор-че-ст-ва С. Ри-чард-со-на). Об-ли-чая про-ти-во-ес-те-ст-вен-ность мо-на-стыр-ской жиз-ни, ро-ман трак-ту-ет стрем-ле-ние к сво-бо-де как из-на-чаль-но при-су-щее че-ло-ве-ку свой-ст-во. Ро-ман--диа-лог «Пле-мян-ник Ра-мо» («Le neveu de Rameau», 1762-1793, опубликован на немецком языке в пе-ре-во-де И.В. Гё-те в 1805 году, на французском языке - 1823 года) де-мон-ст-ри-ру-ет кри-тический под-ход Дидро к про-све-ти-тель-ским по-сту-ла-там, «со-кра-ти-че-ский» ха-рак-тер его мыш-ле-ния, спо-соб-ность вес-ти спор с са-мим со-бой. Фи-лософский ро-ман-диа-лог «Жак-фа-та-лист» («Jacques le fa-ta-liste», 1773, опубликован на немецком языке в пе-ре-во-де Гё-те в 1792 году; на французском языке - в 1796 году) ори-ги-наль-но раз-ви-ва-ет тра-ди-ции Л. Стер-на, от-ли-ча-ясь но-ва-тор-ст-вом по-ве-ст-во-вательные фор-мы, при-чуд-ли-вым раз-ви-ти-ем сю-же-та, со-че-та-ни-ем иг-ры и серь-ёз-но-сти, иро-нии и ме-лан-хо-лии. Русские пе-ре-во-ды Дидро на-ча-ли по-яв-лять-ся в середине XVIII века («Не-скром-ные са-мо-цве-ты», 1748, «Мо-на-хи-ня», 1760, и другие).

Сочинения :

Собрание сочинений: В 10 т. М.; Л., 1935-1947; Œuvres complètes. P., 1975-2004-. Vol. 1-25-;

Эс-те-ти-ка и ли-те-ра-тур-ная кри-ти-ка. М., 1980;

Са-ло-ны. М., 1989. Т. 1-2; Мо-на-хи-ня. Пле-мян-ник Ра-мо. М., 2006.

Иллюстрация:

Д. Дид-ро. Порт-рет ра-бо-ты Л. М. Ван-лоо. 1767. Лувр (Па-риж).

Дидро отрицал дуалистическоеучение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления - лишь результат движения её частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов; каждое действие человека есть акт, необходимый в сцеплении актов, и каждый из этих последних так же неизбежен, как восходсолнца. По своимполитическимвоззрениям Дидро был сторонником теориипросвещённого абсолютизма. Подобно Вольтеру, он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах», и считал идеальным государственным строеммонархию, во главе которой стоит государь, вооружённый всеминаучнымии философскими знаниями. Дидро верил в благотворность союза монархов и философов, и подобно тому как его материалистическое учение было направлено против духовенства и имело целью передать власть над «душами» философам, так его просвещённый абсолютизм стремился передать этим же философам власть государственную. Известно, чем закончился союз философов и монархов. Последние ухаживали за первыми, но первые не оказали реального влияния на практическую политику просвещённых деспотов. ИдеологомбуржуазииДидро является и в своихлитературныхпроизведениях. Он проложил во Франции путь буржуазно-сентиментальной драме, уже раньше зародившейся вАнглии(Лилло,Мур, Камберленд и др.).

  1. Теория познания и этика и. Канта

Эммануил Кант – немецкий философ 18 - 19 веков, основатель немецкой классической философии. Без учения Канта было бы немыслимо развитие всей мировой философии начиная с 18 века и далее - вплоть до наших дней. Принципиальные положения мировоззрения Канта изложены в двух его фундаментальных теориях: гносеологии (теории познания) и этике (теории морали).

Теория познания – основные положения

Главный труд, в котором сосредоточены основания философии Канта - «Критика чистого разума».

Цель работы - анализ теоретической концепции, которую впоследствии назовут субъективной диалектикой. В ней философ исследует феномен разума. Теория познания Канта гласит, что человеческая деятельность в её основном виде представлена познанием. Этот фундаментальный феномен связан с возможностью отдельного человека отождествлять себя со всем человечеством. В познании человек обретает потенцию своего существования, наделённого безграничными возможностями. Формирующаяся личность осваивает человеческий опыт, а следовательно, также связана с познанием. Кант вводит понятия объекта и субъекта познания. Они вступают в отношения диалектической противоположности, что является противоречием познания. Источник и ведущее начало в данной диалектической паре – именно субъект познания. Он вводит объект в отношение подчинения и способен переводить энергетическую сущность объекта непосредственно в свою.

Какой структурой обладает субъект познания?

В ответе на этот вопрос теория познания Канта выделяет два уровня: психологический и доопытный.

    Под психологическим уровнем подразумевается следующее. Органы чувств существуют в постоянно меняющемся качестве, в соответствии с которым имеют место их задачи в виде любознательности, чувствительности и т. д.

    Под доопытным уровнем (трансцедентальным, врождённым) понимается существование первичных задатков, позволяющих чувствовать, например, время и пространство, родной дом и т.д.

Важнейшие вопросы познания:

Каковы его ступени или этапы;

Каковы его критерии.

Кант выделяет три этапа познания:

    чувственное;

    рассудочное;

    разумное.

Практическая деятельность по преобразованию разума является критерием познания. Человек разумный создаёт новые идеальные объекты, понятия и идеи. Особенной критериальностью отличаются идеи, которые развивают и ведут за собой всё человечество, например, идея Бога. За пределами идей познание невозможно, там его просто не существует. Таким образом, теория познания Канта впервые в мировой философии ставит вопрос о том, каковы границы познания.

Несмотря на граничность гносеологии, действительность, по Канту, можно познавать во всей полноте разума. Это справедливо для объектов, созданных самим человеком, т.е. для мира идей. Наиболее фундаментальные, великие идеи олицетворяют разум человечества, они - суть, источник и основа веры (например, идея Бога). Теория познания Канта для таких объектов вводит понятие «вещи для нас», противопоставляя его «вещам в себе». Последние принадлежат миру, лежащему по ту сторону идей. Он противоложен человеку, это – само воплощение непознанного. Кант утверждает, что между «вещью в себе» и «вещью для нас» нет и не может быть никакого перехода. Они исходно и навсегда изолированы друг от друга.

Теория морали – основные положения

Древнейшая философская дисциплина - этика – изучает нравственность и мораль. Можно утверждать, что этическое учение Канта в философии Нового времени представляет собой вершину критической этики. Теоретическая философия, как известно, занята решением вопросов о существовании истины и научного знания. В свою очередь, философия практическая, к которой следует относить учение Канта об этике, рассматривает проблему отношений между моральным законом и действительной свободой. Теория Канта говорит о единстве критико-философской доктрины и этической философии. Это единство выявляется благодаря фундаментальному положению человека в мироздании. Именно это положение, а также поведение человека, способное раздвигать границы знания, суть, едины. Мораль не должна рассматриваться как инструмент получения каких-либо результатов. В ней субъект сам осознаёт долженствующую нужду в определённых действиях и сам себя к этим действиям принуждает. Мораль автономна, - утверждает Кант. Люди, утверждающие свободу - это творцы своей собственной нравственности. Законы морального действия они создают для себя сами. Гуманное поведение измеряется отношением к императиву: моральный закон необходимо уважать. Это - главное утверждение этики Канта. Выразителем уважения может быть лишь феномен личности, поскольку такое уважение - априорное чувство. Осознавая его, личность идентичным образом осознаёт законосообразный долг и действует в характере необходимо-всеобщего. Моральное начало существенным образом отличается от религиозного. Признавая, что благодаря Богу счастье и долг совпадают (не в этом мире), Кант акцентирует, однако, что чувство нравственного никак не связано с верой, его основной признак – автономность, и рождается оно само из себя. Моральные феномены указывают на факт абсолютной внутренней человеческой самоценности. Познавательное отношение не удерживает их в своих границах. Теоретический разум в них некомпетентен. Теория познания и этика Канта - величайшие достижения мировой философии. Вся история культуры последующих веков так или иначе опирается на кантовские основания.