Развитие речи по теме птицы. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "дикие птицы"

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли – журавлята.
Грачи – грачата.
Гуси – гусята.
Скворцы – скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.



Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его - ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей - соловушка.
Журавль - журавушка.
Лебедь - лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах - ... .
На дворе дерево, а в лесу - ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!

Калинина Кристина
Конспект НОД на тему «Птицы», по развитию речи, в старшей группе

Конспект НОД на тему «Птицы » по развитию связной речи в старшей группе .

Цель : учить детей составлять связные рассказы о птицах .

Задачи :

1. Образовательные

Учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;

Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом;

Учить образовывать сложные прилагательные;

Закреплять навыки употребления сложноподчинённых предложений, союза чтобы.

2. Развивающие

Развивать логическое мышление , память и внимание;

Развивать тактильные ощущения , слуховое восприятие;

3. Воспитательные

Воспитывать умение слушать рассказы других детей;

Воспитывать заботливое отношение к птицам .

Интеграция образовательных областей : Здоровье, Физическая культура, Социализация, Познание, Коммуникация, Музыка, Художественное творчество.

Оборудование : кормушка, бумажные фигурки зимующих птиц , мешочек с семенами, ягодами рябины и пшена, магнитофон, записи с голосами птиц .

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Воспитатель :

Ребята, мы с вами попали в чудесный лес. Чьи голоса вы слышите? (ответы детей)

Молодцы, ребята.

2. Обьявление темы.

Сегодня мы будем говорить о зимующих птицах и учиться составлять о них небольшие рассказы.

Каких птиц вы знаете ? (ответы детей) Молодцы. А какое сейчас время года (осень)

Какие изменения произошли в природе? (листья с деревьев опадают, холодает)

Куда птицы улетают осенью ? (на юг, в тёплые края) Как называются птицы , которые улетают на юг? (перелётные) Назовите перелётных птиц . (галка, стриж, журавль, кукушка, лебедь, утка) . Как называются птицы , которые остаются у нас зимовать? (зимующие) . А где живут зимующие птицы ? (в лесу, в городе) .

Холодно и голодно птицам зимой . А кто заботится о них в холодное время года? (в холодное время года о птицах заботятся люди ) Как заботятся люди о птицах ? (люди для птиц делают кормушки .) Чем можно подкармливать птиц ? (Птиц можно подкармливать семенами, семечками, сухими плодами, крошками хлеба, зёрнами, салом и др.)

3. Игра «Чудесный мешочек» Развитие тактильных ощущений .

Нам пришла посылка с письмом от перелётных птиц . Вам интересно что в мешочке? Я предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек» и на ощупь определить, какой корм в них спрятан.

Дети на ощупь определяют корм птиц . (В мешочке насыпаны : семечки, ягоды рябины, хлеб, семена растений)

А вот каких птиц мы можем покормить этим кормом, узнаем прочитав письмо и отгадав загадки.

Чирик-чирик!

К зёрнышкам прыг,

Клюй не робей!

Кто это? (Воробей)

За синие крылья она так зовётся,

И в холод, и в зной ей так звонко поётся!

В рубашечке жёлтой, и впрямь невеличка.

Так как же её назовёшь ты? (Синичка)

Грудка ярче, чем заря,

У кого? (У снегиря.) Кто летает, кто стрекочет?

Рассказать всем новость хочет? (сорока)

По мере отгадывания загадок дети составляют предложения о птице и расставляют бумажные фигурки в кормушку. (Воробей прилетает к кормушке для того, чтобы клевать семечки и т. д.)

Физминутка «Перелётные птицы »

Птицы в небе тают , тают (машем руками)

Птицы к югу улетают (козырёк)

Всё растаяли вдали (руки над головой)

Аист, цапли, журавли. (пальчики соединяем)

4. Игра «Кто какой» . Образование сложных прилагательных

У каждой птицы есть свои особенности. Сейчас мы поиграем в игру «Кто какой?» . Просмотрите внимательно на сороку. У сороки белые бока. Какая сорока? (Белобокая)

У снегиря красная грудь. Какой снегирь (Красногрудый снегирь)

У воробья короткие лапы. Какой воробей? (Коротколапый воробей)

У дятла красная голова. Какой дятел? (Красноголовый дятел)

У синицы жёлтая грудь. Какая синица? (Желтогрудая синица)

Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть? (да) Ещё хотите?

5. Игра «Столовая»

Поиграет. Представьте, что вы птицы . Я вам подарю изображения разных птиц , прочитаю стихотворение. Та птица , которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» .

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду, а в четверг со всех краёв

Стая жёлтых воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей

А в субботу, воскресенье было общее веселье

6. Итог НОД

О каких птицах мы сегодня составляли рассказ? Как нужно относиться к птицам зимой ? Награждение детей медалями.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Цели: развивать диалогическую речь детей, развивать глобальное чтение, побуждать к участию в беседе, учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по объекту; активизировать в речи детей прилагательные; учить подбирать точные сравнения, учить произносить слова и фразы с разной силой голоса; воспитывать заботливое отношение к птицам.Предварительная работа.Наблюдение за городскими птицами во время прогулок; рассматривание иллюстраций с изображением птиц; чтение рассказов о поведении городских птиц, заучивание стихов, загадок, чистоговорок о птицах.Оборудование: картинки с изображением перелетных и зимующих птиц по количеству детей, таблички с названиями, картина с изображением солнца, мнемоквадраты-интонации (3 шт.), аудиозапись голосов птиц.Ход занятияДети садятся на ковер, делают вид, что спят. Входит педагог.Педагог (П.).Доброе утро! Птицы запели.Добрые люди, вставайте с постели!Прячется вся темнота по углам,Солнце встает и идет по делам.Дети стоят в кругу. Педагог предлагает детям сказать друг другу «Доброе утро!»П. Как нужно говорить эту фразу? (Радостно, улыбаясь, весело.) Почему?Желательно, чтобы все дети сказали эту фразу.П. Посмотрите на дерево прилетели птицы. Педагог и дети называют перелетных и зимующих птиц.Физкультминутка.

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают, (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.

Педагог раздает детям картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, предлагает детям рассмотреть их и выполнить задание. Картинки с изображением зимующих птиц поместить на ковролин, а картинки с перелетными птицами положить на стол.Воспитатель предлагает загадку:Особа всем известная,Она крикуха местная,Увидит тучку темную -Взлетит на ель зеленую.И смотрит словно с трона.Кто она? (Ворона.)Дети показывают таблички.Дети находят ее на ковролине, отмечают, что ворона - самая большая среди городских птиц. Педагог читает вторую загадку:Птичка-невеличка,Ножки имеет,А ходить не умеет.Хочет сделать шажок -Получается прыжок.Кто это? (Воробей.) Дети показывают таблички.П. Посмотрите и расскажите, воробей какой? (Маленький, шустрый, коричневый…)(описание по схеме) Как мы его ласково назовем? (Воробышек, воробьишко…) А теперь сравните ворону и воробья. Лапки у воробья какие? (Маленькие лапки, малюсенькие.) А у вороны лапы какие? (Большие, большущие лапищи.) У воробья голова какая? (Маленькая головка, малюсенькая.) А у вороны? (Большая голова - головища.) У воробья клюв какой? (Маленький клювик.) А у вороны? (Клюв большой, черный - клювище.) У воробья глаза какие? (Глазки маленькие - бусинки.) А у вороны? (Глаза большие - глазищи-чернищи). У воробья хвост какой? (Малюсенький хвостик.) А у вороны? (Большой черный - хвостище.)Педагог предлагает пальчиковые игры.1. «Птичка».Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы - голова, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими. Дети вместе с педагогом выполняют движения и читают стихотворение.Птичка крылышками машетИ летит к себе в гнездо.Птенчикам своим расскажет,Где она взяла зерно.2. «Птенчики в гнезде».Дети обхватывают пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелят.

Птички в гнездышке сидят,

Маму ждут и есть хотят.П. Как называются детеныши птиц вороны, воробья? (Птенцы вороны - воронята, птенцы воробья - воробьишки.)Педагог предлагает детям послушать слова поговорку и повторить их с разной силой голоса - сначала тихо, затем громче и наконец громко:

«Где птица не летает, а свое гнездо знает.»

Затем предлагает детям маски-интонации. На этот раз эту поговорку произнести:- вопросительно;- удивленно;- испуганно (использование мнемоквадратов «эмоции»).Релаксация «голоса птиц»Педагог предлагает детям лечь на ковер, закрыть глаза, расслабиться и послушать пение птиц в аудиозаписи.

Музыка меняется на бодрую. Дети встают.(пока дети лежали педагог выставляет перелетных птиц.

П. Посмотрите, пока мы отдыхали к нам прилетели и другие птицы. Как они называются (ласточка, грач, кукушка). Подберите к ним таблички. А что делают птицы весной (ответы детей). Как можно назвать этих птиц одним словом? (перелетные птицы) А птиц, которые были с нами всю зиму? (зимующие птицы).

П. Ребята, что мы делали на занятии?(Ответы детей).

П. Молодцы ребята. Много знаете про птиц. А тут мне птички тоже просили вам что-то передать. (дети получают шоколадные яйца).

Занятие закончено.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли – журавлята.
Грачи – грачата.
Гуси – гусята.
Скворцы – скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.



Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его - ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей - соловушка.
Журавль - журавушка.
Лебедь - лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах - ... .
На дворе дерево, а в лесу - ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!

Наталья Моженко
Занятие по развитию речи «Птицы-наши друзья»

Конспект по развитию речи

с учетом формирования коммуникативной компетентности у детей

в средней группе на тему : «Птицы - наши друзья »

Цели :

1. Расширить и закрепить представления детей о птицах ; о частях тела птиц ,

2. Развивать умения детей составлять описательный рассказ по мнемотаблице; понятия «лететь «клином» , «цепочкой» , «стайкой» .

3. Упражнять детей :

В образовании сложных прилагательных;

В составлении сложноподчиненных предложений;

В умении классифицировать;

4. Развивать разговорную речь .

5. Развивать наблюдательность , умение делать вывод, мелкую моторику пальцев рук.

6. Развивать коммуникативные способности детей.

7. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование :

Фланелеграф и изображением дерева, иллюстрации с изображением перелетных и зимующих птиц , способов перелета птиц , шапочки птиц , шкатулка с кормом для птиц , мнемотаблица «Птицы » , перья птиц , иллюстрации «Птицы » для раскрашивания, блюдце с маслом, мяч, обруч, аудиозапись голосов и пения птиц , презентация «Птицы наши друзья .

Предварительная работа :

Наблюдение за птицами во время прогулки ; чтение стихов, рассказов о птицах .

Ход занятия:

Дети садятся за обруч.

Ребята, давайте поздороваемся, т. е. отдадим частицу тепла и радости друг другу (дети берутся за руки и с закрытыми глазами друг другу руки) .

Дети открывают глаза и видят шкатулку.

Что это за шкатулка? Что там внутри? (заглядываю)

Это же клюв. А чей он, мы узнаем, если отгадаем загадку :

Днем спит, ночью летает

И прохожих пугает. (Сова)

Надеваю шапочку совы ребенку.

Скажите, где живет сова? (ответ детей)

Знаете ли вы соседей. Которые живут вместе с совой в лесу? (ответы детей)

Правильно, это обитатели леса. (раздаю детям картинки зверей птиц , насекомых – дети группируются по классификации животные, птицы , насекомые).

Молодцы! Мы помогли сове распределить обитателей леса.

К каким обитателям относится сова? Как догадались? (ответы детей : есть крылья, перья, клюв, умеет летать, питаются насекомыми)

Назовите, пожалуйста, части тела птиц . (Туловище, голова, хвост, клюв) .

У всех птиц одинаковое строение , но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине)

Просмотр презентации (Приложение 1)

Предлагаю детям выбрать шапочки птиц и надеть их .

Ребята, вокруг себя повернитесь и в птиц превратитесь !

Представьтесь и расскажите о себе?

(Рассказы детей по мнемотаблице : название, размеры частей тела, окраска, питание, жилище, польза для природы и человека. После рассказывания дети снимают шапочки).

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий) .

У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый) .

У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая) .

Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая) .

У ласточки острые крылья, она … (острокрылая) .

У воробья быстрые крылья, он….(быстрокрылый) .

У грача толстый клюв, он (толстоклювый) .

По каким признакам еще отличаются птицы друг от друга ? (перелетные и зимующие)

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц , если вы услышите название зимующей птицы , то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

(Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.)

Почему птиц называют перелетными? (Потому, что они совершают перелеты – осенью улетают в теплые края, а весной снова возвращаются домой).

Ребята, вы обращали внимание, что некоторые птицы летают «стайками» , все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой» , в одну линию. Это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки , которые показывают дорогу.

Физминутка

Десять птичек стайка.

Пой-ка, подпевай-ка :

Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)

Серенькое перышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развеселый чиж .

Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)

Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых) .

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы , которые питаются насекомыми, потому что … (насекомые прячутся и им нечем питаться) .

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что … (он достает жучков и насекомых из-под коры) .

Все люди любят слушать соловья, потому что … (он красиво поет, заливается) и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад , потому что … (им нужно выводить птенцов) .

А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем) .

Беседа : Оказывается, некоторые птицы улетают ночью , другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Еще помешать птицам в совершении длительного перелета может состояние экологии : заводы и фабрики выбрасывают свои отходы в окружающую среду. Птицы заболевают .

Как отличить здоровую птицу от больной ? (плохо летает, медленно передвигается, оперение тусклое, перья слипшиеся)

Эксперимент :

Посмотрите, у меня в руках два одинаковых по форме и размеру пера с одной и той же птицы (поднимаю перья на одинаковую высоту и отпускаю) .

Что вы заметили? (Приземлились почти одновременно)

А сейчас одно перо опустим в масло (повторяем опускание перьев с высоты)

Что измелилось? (Перо в масле приземлилось быстрее)

Какой же вывод можем сделать? (больная птица со слипшимися перьями не может согреваться, летать, передвигаться)

Чем мы можем помочь птицам ? (подкармливать, заботиться о чистоте природы)

В шкатулке фигурки птиц для раскрашивания , предлагаю детям раскрасить и посадить на дерево (фланелеграф) .

В шкатулке остался корм, когда мы пойдем на улицу, прогулке подкормим птиц (дети выбирают с объяснением : зерна для воробьев, семечки для голубей, сорок).

Итог занятия : В Крыму обитает много разных птиц , потому что в Крыму благоприятный климат и природа!