Марк ЗахаровСцены из комедии А. Н. Островского «Последняя жертва»Режиссёр-сценограф — Народный художник России Олег ШейнцисРежиссёры — Алексей Гирба, Алексей Молостов, Заслуженный артист России Игорь ФокинКомпозитор — Народный артист России Сергей РудницкийХудожник по костюмам — Мария ДаниловаХудожник-технолог по костюмам — Ирина Дронова«Он начал необыкновенно» — воскликнул Тургенев, прослушав в чтении Островского его первую пьесу — «Свои люди – сочтемся».
Но при всей необыкновенности театра Островского – одна из самых необыкновенных его пьес — комедия «Последняя жертва». Написанная в последний период жизни Островского, пьеса эта как бы вбирает в себя все важнейшие творческие открытия Российского Шекспира, прозвучавшие во многих и многих его шедеврах. Пьеса «Последняя жертва» несет в себе совершенно новый житейский, художественный образ купца современной укладки, дельца крупного размаха, фабриканта, не замкнутого российскими границами, честного предпринимателя, умного русского капиталиста — Флора Федулыча Прибыткова.
И до этого образа появлялись в пьесах Островского эти новые для России «герои времени». Но в комедии «Последняя жертва» образ купца будет исследован писателем уже более психологически тонко, многогранно, многослойно. Речь пойдет об умном меценатстве и о крепкой предпринимательской хватке, выводящей патриархальную Россию на мировые просторы равного, а подчас и приоритетного делового партнерства.
И именно в пьесе «Последняя жертва» — купец, фабрикант, капиталист по-настоящему трогательно полюбил хорошую честную женщину, отбросив все пороки, все привычки, приобретенные на «ярмарке» купли-продажи бедных красавиц, как это было еще с бесприданницей Ларисой и богатеем Кнуровым. Пьеса «Последняя жертва» — уникальна еще и потому, что построена на совершенно новой для Островского сюжетной ситуации, до сих пор почти не опробованной в его пьесах. Как правило речь в них идет о бедных девушках, которых берут замуж, а по существу в рабство, — за красоту.
И только в «Последней жертве» героиня ее Юлия Тугина по-началу богата, на ее богатство и слетаются хищники, ее капиталом прельщается «красавец-мужчина» — особый сатирический тип в пьесах Островского — русский «альфонс» Вадим Григорьевич Дульчин. Как правило, в пьесах Островского мужчины стремятся овладеть единственным богатством бедных девушек — их красотой, в комедии же «Последняя жертва» Дульчин пытается овладеть реальным богатством влюбленной в него женщины – ее капиталом.
И здесь стоит внимательно всмотреться в образ Тугиной, редчайший в пьесах этого драматурга. Она одновременно – умна и неумна, доверчива и недоверчива, практична и непрактична, права и виновна.У комедии «Последняя жертва» было и другое название – «Жертва века», но в театре Ленком не оставили ни одного из них, назвав спектакль – «Ва-банк!». Что ж, это современно, нынче и жертвы, и насильники, все, все перешли к действию, бурлит новая ярмарка, где все рискнули – «Ва-банк!».
Надеемся, что спектакль подарит нам раздумья над собственной жизнью.
Добавить комментарий