Правило чтения молебных канонов и акафистов.

(М., "Даниловский Благовестник”)

Общее начало всех канонов:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясными поклонами.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды.) Слава, и ныне.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, аминь.

Господи, помилуй. (12 раз.) Слава, и ныне.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

Псалом 142

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя правдою Твоею, изведеши от печали душу мою и милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.

Слава, и ныне. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (Трижды.) Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне.

Стих 1: Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.

Припев : Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне.

Стих 2: Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им.

Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне.

Стих 3: Не умру, но жив буду и повем дела Господня.

Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне.

Стих 4: Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших.

Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне.

Затем дважды читаем тропарь святой.

Слава, и ныне, Богородичен по гласу тропаря (см. Приложение 1 ) .

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Общее окончание всех канонов

После 9-й песни:

Владычице, приими молитву раб Своих и избави нас от всякия нужды и печали, Ты еси, Богородице, оружие наше и стена, Ты еси заступница, и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши нас от врагов наших. Возвеличим Тя вси, всенепорочную Матерь Христа Бога, Юже осени Дух Пресвятый. (Поклон.)

Трисвятое. Пресвятая Троице... Господи, помилуй. (Трижды .) Слава, и ныне. Отче наш...

Затем читаем тропарь, Слава, кондак, и ныне, Богородичен.

Господи, помилуй (40 раз ).

И, по желанию, одну или несколько молитв. Если нет отдельной молитвы, то можно читать молитву общую святой (см. Приложение 2 ).

Если молитвы опускаем, то: Слава и ныне.

Затем:

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. (Поклон.)

Слава(поклон) , и ныне (поклон) . Господи, помилуй (трижды ). Господи, благослови. (Поклон.)

Господи Иисусе Христе Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, святыя мученицы (или святых мучениц, или преподобныя, или праведныя), имярек и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Господи, помилуй (трижды ).

По желанию трижды читаем тропарь о здравии:

Милостиве Господи, спаси и помилуй раб Твоих, имена их (поклон ). Избави их от всякия скорби, гнева и нужды (поклон ), от всякия болезни душевныя и телесныя (поклон ). Прости им всякое согрешение, вольное и невольное (поклон ), и душам нашим полезная сотвори (поклон ).

Величание общее святой

Величаем тя, святая, имярек,

Величание преподобной

Ублажаем тя, преподобная мати, имярек, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Величание общее мученице

Величаем тя, святая мученице, имярек, и чтим святыя страдания твоя, яже за Христа претерпела еси.

Приложение 1. Богородичны

Глас 1: Гавриилу вещавшу Тебе, Дево, со гласом воплощашеся всех Владыка, в Тебе, святем кивоте, якоже рече праведный Давид: явилася еси ширшая небес, поносивши Зиждителя Твоего. Слава Всельшемуся в Тя, слава Прошедшему из Тебе, слава Свободившему нас рождеством Твоим.

Глас 2: Вся паче смысла, вся преславная Твоя, Богородице, таинства, чистоте запечатанной, и девству храниму, Мати позналася еси неложна, Бога рождши истиннаго, Того моли спастися душам нашим.

Глас 3: Тя ходатайствовавшую спасение рода нашего, воспеваем Богородице Дево, плотию бо от Тебе восприятою Сын Твой и Бог наш, Крестом восприим страсть, избави нас от тли, яко человеколюбец.

Глас 4: Еже от века утаенное и Ангелом несведомое таинство, Тобою, Богородице, сущим на земли явися Бог, в неслитном соединении воплощаемь, и Крест волею нас ради восприим, имже воскресив первозданнаго, спасе от смерти души наша.

Глас 5: , двере Господня непроходимая; стено, и покрове притекающих к Тебе; , необуреваемое пристанище, и неискусобрачная, рождшая плотию Творца Твоего и Бога. Молящи не оскудевай о воспевающих, и кланяющихся рождеству Твоему.

Глас 6: Благословенную нарекий Твою Матерь, пришел еси на страсть вольным хотением, возсияв на Кресте, взыскати хотя Адама, глаголя Ангелом: срадуйтеся Мне, яко обретеся погибшая драхма. Вся мудре устроивый Боже наш, слава Тебе.

Глас 7: Яко нашего воскресения сокровище, на Тя надеющияся, Всепетая, от рова и глубины прегрешений возведи, Ты бо повинныя греху спасла еси, рождшая спасение наше, яже прежде рождества Дева, и в рождестве Дева, и по рождестве паки пребываеши Дева.

Глас 8: Иже нас ради рождейся от Девы, и распятие претерпев Благий, испровергий смертию смерть, и воскресение явлей яко Бог, не презри яже создал еси рукою Твоею, яви человеколюбие Твое, Милостиве, приими рождшую Тя Богородицу молящуюся за ны, и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя.

Приложение 2. Молитва общая святой

О святая, имярек . Подвигом добрым подвизавшися на земли, восприяла еси на небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтим святую память твою. Ты же, предстоящи Престолу Божию, приими моления наша и ко всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.


Если хотимпрочесть акафист святой,то его следуетчитать по 6-йпесне канона, вместокондака и икоса.В этом случаекондак и икосвычитываются по 3-йпесне, перед седальнамиили перед инымкондаком, если таковойимеется. После акафистапродолжаем читать канон – 7-юпеснь и далее.

Соборование в Великий пост

До Пасхи остается чуть больше недели, и Великий пост подходит к концу. В Валаамском монастыре вечером в четверг 6-й седмицы Великого поста было совершено Таинство Соборования, на котором присутствовала многочисленная братия монастыря и множество паломников. Нижний храм монастыря был полон, и все с великим благоговением семь раз, принимали помазывание от священников освященным елеем под пение братского хора монастыря: «Услыши ны, Боже, услыши ны, Владыко, услыши ны, Святый».

Великая схима – высшая ступень монашества, которой сподобляются люди, прошедшие долгий монашеский путь и возжелавшие посвятить свою жизнь исключительно молитве за весь мир, отложив всякие житейские попечения. Великий ангельский образ, как еще называют схиму, обязывает подвижника к особому жительству, к особой борьбе с самим собой и силами тьмы, к особым подвигам, чтобы стяжать чистоту души и через это приблизиться к Богу.

12 апреля 2019 г., накануне субботы 5-й седмицы Великого поста - праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), преосвященный епископ Троицкий Панкратий, игумен Валаамского монастыря, с братией обители совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице перед чтимым образом Валаамской иконы Божией Матери. В субботу утром же по случаю праздника, в нижнем храме Спасо-Преображенского собора была совершена Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста.

В христианском понимании пост, особенно Великий, имеет свое богословское и философское измерение. Он не есть нечто чисто механическое внешнее, связанное с ограничением в употреблении определенных видов пищи и т. д. В условиях, когда подобное поверхностное его рассмотрение является наиболее расхожим, как вне Церкви, так и в среде верующих, более чем актуально вспомнить о подлинно христианской трактовке феномена постничества.

Для начала необходимо затронуть проблему, связанную с определением этого понятия. Что мы подразумеваем под постом? Ответ кажется довольно простым и предсказуемым: он есть воздержание в самом широком смысле этого слова. Но при кажущейся простоте такая дефиниция таит в себе множество богословских и философских следствий.


В этот день Архангел Гавриил пришел к Деве Марии и благовествовал ей о том, что через Нее родится Спаситель мира, Богочеловек Иисус Христос. Благая весть о рождении Того, Кого ждало человечество со времен Адама, есть величайшая весть когда бы то ни было полученная людьми от Бога, ведь именно через воплощение Сына Божия для всех людей открылась возможность вернуться в потерянный рай.


Перед началом всякаго правила и по окончании его кладутся следующие поклоны
(земные или поясные)* ,
кои называются седмипоклонный начал.

  1. Боже, милостив буди мне грешному (поклон).
  2. Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя (поклон).
  3. Создавый мя, Господи, помилуй мя (поклон).
  4. Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон).
  5. Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (поклон).
  6. Ангеле, хранителю мой святый, от всякаго зла сохрани мя (поклон).
  7. Святый апостоле (или мучениче, или преподобне отче, имя) моли Бога о мне (поклон).

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас, аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный: Трисвятое по Отче наш: Господи помилуй 12раз, Слава, и ныне: Придите поклонимся: (3-жды), псалом 50-й, Помилуй мя, Боже: Верую: и чти каноны с акафисты.

Посем, Достойно есть: (поклон), Трисвятое по Отче наш: тропари: Помилуй нас, Господи, помилуй нас: и молитвы на сон грядущим.

Для новоначальных христиан поясню, что значат вси сии сокращения:

Напечатанное курсивом (названия молитв и пояснения) не читаются

Кроме того, в церковно-славянском языке нет буквы и звука ё, поэтому следует произносить “твое”, а не “твоё”; “твоего”, а не “твоево”.

Предначинательные молитвословия

Боже, милостив буди мне грешному (поклон).

Боже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон).

Создавый мя, Господи, помилуй мя (поклон).

Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон).

Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго(поклон).

Ангеле Хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя(поклон).

Святый (имя своего святого) , моли Бога о мне (поклон).

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Трисвятое

(Читается с крестным знамением и поясным поклоном)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Молитва ко Пресвятей Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй; Господи, помилуй; Господи, помилуй.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй (повторить 12 раз) ;

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (поясной поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.(поясной поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (поясной поклон)

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя: яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом и очищуся; омыеши мя и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Символ веры

В ерую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Н ас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Р аспятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. В о едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. И споведую едино крещение во оставление грехов. Ч аю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь.

Желающие же ежедневно выполняют это вечернее правило и получают от этого великую духовную пользу.

Желающий причаститься должен достойно приготовиться к Святому Таинству. Приготовление (оно называется говением) продолжается несколько дней. Телу предписывается воздержание, то есть телесная чистота и ограничение в пище (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения - мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

В дни говения надлежит посещать богослужение в храме, если позволяют обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону. Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущим, канон умилительный Господу Иисусу Христу , канон Богородице и Ангелу хранителю ** .

Читается также канон ко причащению и, кто пожелает, -акафист Иисусу сладчайшему . После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к Таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и все молитвы ко Святому Причащению , кроме канона, прочитанного накануне.

Перед причащением необходима исповедь - вечером или утром, перед литургией.

» мы попросили настоятеля храма во имя святого пророка Илии в г. Гомеле, Беларусь, протоиерея Николу Косырева рассказать о чине чтения Псалтыря.

О. Никола, расскажите что-нибудь про чин чтения Псалтыря.

Псалтырь — это всем книгам книга. Это слово Божие, обращающееся к Богу. Испокон веков это была священная книга. В Ветхом завете, и в Новом завете, и в первоначальных иноческих чинах — всегда подвизались чтением псалмов. Ещё Преподобному Пахомию Великому явился ангел и сказал, как надо читать Псалтырь. Почему и входил Чин двенадцати псалмов в основную уставную службу иноков-подвижников в общежительстве, а уже остальные псалмы читали все, подвизались каждый индивидуально, и, естественно, укреплялись святым духом, роднились со святым духом при постоянном общении.

Как сказано: «Со избранным избран будеши, а со строптивым развратишися» . Например, протопопу Аввакуму было дано: Псалтырь он знал наизусть. Или первый патриарх Иов. И Псалтырь знал наизусть, и Евангелие, и Апостол весь наизусть, и большие молитвы на Пятидесятницу (Троицу) также наизусть. Это был особый Божий дар, эти люди — богодухновенные сосуды, необыкновенной величины чистоты духа и совести.

А грешные люди в общежительстве побуждали свою природу молитвенным подвигом, и земные, плотские наклонности усилием воли, покаянием перерождали в другое состояние. Как говорит Ефрем Сирин: «Плачь, грешник, слёзы твои тебя переплавляют из грешника в праведника».

Поэтому про чтение псалмов некто сказывает: «Скорее солнце остановится на небе, чем прекратится чтение Псалмов» . Вот какова мера этой святая святых. Эта книга «духом святым и усты пророка богоотца Давыда отрыгнута всей вселенной». «Отрыгну сердце мое благо, глаголя аз дело мое цареви». Святой дух через него говорит, слова не человеческие, а именно Божии. Это духоносная книга, связывающая Ветхий завет и Новый завет.

Когда человек в Псалтыре обращается к Богу, он как в чистую воду окунается и становится чистым, получает и утешение, и умиротворение, и ответы на все волнующие вопросы.

Устав чтения псалтыря — это очень хорошо, но, тем не менее, он уступает. Он уступает Божественной литургии, которая несомненно выше, в ней участвует вся церковь, земная и небесная в совокупности.

В каких случаях Псалтырь читают, например, о здравии?

Например, в Пилипах-Хребтиевских до последних времён практиковалась Неугасимая, это круглосуточное чтение Псалтыря за болящего. Четверо человек к условленному времени приходили в одно место, по 3 часа читали, затем менялись. В течение суток по два раза приходили на стойку и вычитывали псалмы. Заказчик обеспечивал всем необходимым. Неугасимое чтение продолжалось 40 дней, непрерывно. Очевидно, усматривали перерывы на воскресную службу, когда нужно было в церкви присутствовать, но тем не менее распределяли Псалтырь на оставшееся время, чтоб чтение Неугасимой продолжалось непрестанно.

Батюшка, а отличается ли чин чтения Псалтыря о здравии и за упокой?

Одинаковый чин чтения, о здравии и за упокой. Только когда читаешь о здравии, вместо заупокойного тропаря поминаешь тех, за кого молишься.

А если молишься просто, а не за кого-то конкретно?

Можно и так молиться.

То есть можно без тропаря на славах?

Да, можно и просто молиться. По окончании чтения обиходные тропари заздравные и заупокойные отдельно. В самом Псалтыре указан устав чтения.

А на Светлой неделе тоже не возбраняется Псалтырь читать, как о здравии, так и за упокой?

Сразу так не скажу. Например, в церковном Уставе не показано читать вообще псалмы, даже на полиелеосной службе, даже «Блажен муж» опускается на светлой неделе. Светлая неделя сама по себе как Божие сияние.

А что вы можете сказать о традиции чтения Псалтыря за усопшего? Каков чин чтения Сорокоуста?

Во-первых, понятие о Сорокоусте. Он в самом его истинном критерии именовался служением сорока литургий. В отсутствие у священников возможности совершения литургий, так как гонения на церковь Христову были очень часты, сие наименование стало перенесено на чтение Псалтыря.

А так как в старообрядчестве это явление было самым больным, когда на всю страну был один-два священника, духовенства не оставалось, то основная масса староверов оказалось в безпоповстве. Они перешли на чтение Псалтырей.

Раскол, конечно, внёс очень много разномыслий, неверия, расстроенные чувства, всё пошло вверх ногами. При всех перспективах, конечно, что ожидает всех христиан подвижников? Какова Агафья Лыкова и ей подобные. Конечно, они спасаются.

Весь круг богослужения не все могут совершать, и столько книг не могут содержать, потому подвизаются чтением Псалтыря. Так и в будущем. Оно не прекратится до скончания века, как сказано, по всей вселенной. Все любящие будут прибегать к Богу. «Блажен муж, иже нейде на совет нечестивых». А так, как нечестие обуяет сейчас, беззаконие узаконивается, как известно, во всех сферах, как норма, то эти слова самые актуальные. От этого нечестия удалятся, так и получится блаженство. «А путь нечестивых погибнет». Всё это отображено по жизни. Жизненная истина, там от и до, на все времена, для всех поколений, времён и национальностей.

То есть понятие 40 псалтырей стало общепринятым из-за неимения возможности служить литургии? 40 литургий замещают 40 псалтырей?

Даже 40 Псалтырей не могут заменить одну литургию, и тысяча Псалтырей не заменят одну литургию. Именно 40 литургий были истинным Сорокоустом подвига. Потому что здесь происходит молитва одного человека, его обращение к Богу, а там молитва всей церкви в совокупности, вместе с Богом, с Исусом Христом, ходатаем за наше спасение перед Отцом Своим. Это несравненное!

А потом укоренилось с увеличением безверия, малодушия, слабости и прочего-такое механическое чтение. Произошла, можно сказать, духовная деградация.

Родственники, как правило, сами не читают Сорокоуст, а поручают другому за плату. Это уже воспринимается как работа. А любовь за деньги не продаётся. О какой же силе такого чтения можно говорить?

Но если у умершего один-два родственника. Они за 40 дней физически не успеют прочитать 40 Псалтырей. Успеют, например, вполовину меньше, но усерднее. Может ли качество заменить количество или нужно успеть 40?

Это очень больной вопрос. Такое чтение, лишь бы оттараторить, ничего не даёт, поэтому такая купля-продажа — это коробит. Тут только по вере. Кто заказывает другому прочитать по своей вере, по немощи сил, это Господь будет определять. Это уже Божье дело, не человеческое. Хотя по совести даже в этой ситуации лучше отслужить несколько литургий (40 вряд ли кто сейчас сможет).

А может ли Псалтырь заменять утренние и вечерние молитвы, если не хватает сил регулярно и на то, и на другое?

Если человек не знает «Помилуй мя Боже» и «Верую», то он неверующий…Но проще сказать, что на домашнюю молитву устава твёрдого не существует. По мере сил, усердия и возможностей. Преподобная мати Мария без псалмов подвизалась и стала Божьим сосудом, на всю вселенную сияющая.

Существует Двенадцать псалмов. Они заменяют вроде бы утренние и вечерние молитвы.

Это старинные иноческие правила, как раз те, которые открылись через ангела Великому Пахомию. Они краткие, не очень утомительные. Было установлено их читать дважды в ежедневном правиле. А индивидуальный молитвенный подвиг уже совершали каждый по силе, по любви, возможностям. Двенадцать псалмов же были общественным правилом.

Первично даже канонарх пропевал псалмы. На великие праздники, например, когда совершается освящение храма, очень торжественно поются псалмы на 7-ой глас. Достойное такое исполнение. Псалмопение — это Божье дело!

Откуда традиция именно 40 псалтырей, кто установил эту цифру?

Надо почитать Библию. Всё это узаконено свыше. Так, 40 дней постился пророк Илия, Моисей, сам Господь, на 40-ой день пресвятая Богородица приносится в церковь, на 40-й день Господь вознёсся на небеса. На 40-й день душа определяется (до этого по мытарствам ходит), поэтому 40 — это не простая цифра, она символическая, соответствующая духовному подвигу святых. Очевидно, имелся ввиду молитвенный подвиг, приближающийся к тем святым подвигам, которые нам показали святые. Святая церковь руководствовалась примером святых подвижников, таких столпов, как Моисей, Илья, сам Господь. Поэтому и душеспасительная Четыредесятница так называется.

И, конечно, нужно помнить, что ночная молитва самая богоугодная и душеполезная!

Об истории чина и о том, что две традиции чтения Евангелия: лицом к алтарю и лицом к народу — могут быть равно приемлемы, — протоиерей Владимир ХУЛАП, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии наук, доктор теологии.

— Для того чтобы быть услышанным, говорящий обращается лицом к своей аудитории. Это не только акустически облегчает понимание произносимого, но и обеспечивает лучший контакт со слушателями. Нередко оратор для этого находится на особом возвышении: профессор читает лекцию с возвышения кафедры, докладчик поднимается на трибуну.

Уже в Ветхом Завете мы видим, что именно так поступает Ездра, уча Закону вернувшихся из Вавилонского плена иудеев: «И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин… и читал из него на площади… пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона. Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали… И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал… И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неем. 8: 2-5, 7). Возможно, именно так читал и толковал книгу пророка Исайи в Назаретской синагоге Христос, когда «глаза всех были устремлены на Него» (Лк. 4: 20).

«Вера от слышания, а слышание от Слова Божия» (Рим. 10: 17). Слово — важнейший способ личностной коммуникации, поэтому в христианстве слово благовествия (откровение Бога) и слово молитвы (ответ человека) являются основными богослужебными элементами. Однако богослужебное слово служит не просто для передачи информации. Оно действительно есть со-общение, то есть глубинная причастность: Слово Христа открывает сущность Бога, позволяет нам стать участниками богослужебного диалога и литургического богообщения. Мы встречаемся со Христом, не только вкушая Его Тело и Кровь, но и в откровении Его спасительного Слова — в чтении Священного Писания. Именно поэтому единственная книга, которая находится на престоле, это Евангелие, видимым образом представляющее нам воплощенное Слово Божие, Христа.

Уже в III-IV веках появляются свидетельства о существовании особого места для чтения Евангелия в христианском храме. В различных литургических традициях и в разные эпохи оно могло располагаться в алтарной части, в центре храма, сбоку у стены или на колонне и т. д. Например, т. н. «Апостольские постановления» (конец IV века) ясно предписывают: «В середине же чтец, став на некотором возвышении, пусть читает книги». Расположение места определяло направление читавшего Евангелие: он мог делать это лицом к народу, к алтарю, полуобернувшись к народу (чтобы не стоять спиной к епископу). В Сирии на такой площадке (вима), находившейся в центре храма, находились места для клира, поэтому именно здесь проходила вся Литургия Слова. А в западных храмах нередко было даже два специальных места по бокам алтарной части: с одного читали Апостол, с другого — Евангелие.

В Византии такое место получило название «амвон» (греч. «возвышение»). Оно располагалось в центре храма и обычно имело форму высокого (1-2 метра) цилиндра, полукруга или восьмиугольника, на который читающий поднимался по ступеням небольшой лестницы. Тем самым Евангелие возглашалось в центре общины, диакон читал его лицом к алтарю, будучи окружен верующими. Это не только обеспечивало прекрасное восприятие священного текста, но голос Христа звучал посреди общины Его учеников, видимым образом подтверждая обетование о том, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18: 20). Тем самым видимым центром Литургии Слова был амвон, а Евхаристической литургии — престол, верующие же вкушали как от трапезы Слова, так и от трапезы Тела и Крови Христовых. Святитель Герман Константинопольский (VIII век) символически называл амвон «образом камня у святого гроба, на котором, отвалив его от входа, воссел ангел при двери гроба, возвещая мироносицам воскресение Господа». Эта практика чтения Евангелия в центре храма сохраняется до сих пор в архиерейском богослужении — протодиакон читает его на небольшом помосте, называющемся архиерейским амвоном.

Амвон византийского типа (в центре храма). Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна (VI век)

Однако существовали и другие традиции. Так, в день Пасхи Константинопольский патриарх читал Евангелие с горнего места (возвышенный трон в алтарной апсиде), т. е. лицом к народу. О таком обычае напоминает нам сегодня чтение священником Евангелия лицом к народу на пасхальной вечерне, особо предписанное уставом.

С течением времени амвон в приходских храмах трансформировался в примыкающий к солее полукруглый выступ, и ситуация изменилась. Диакон оказался читающим Евангелие уже не в центре собрания верующих, а спиной к ним. Если же священник служит без диакона, то он вообще читает Евангелие в алтаре, на престоле, будучи к тому же отгороженным от молящихся иконостасом. Проповедь, которая также постепенно исчезла со своего традиционного места (после Евангелия) и переместилась в самый конец службы, лишила Литургию Слова еще одного существенно элемента. Неудивительно, что для многих самым главным в первой части Божественной литургии сейчас является чтение поминальных записок, а тексты Писания воспринимаются как нечто малопонятное (особенно Апостол), трудно воспринимаемое акустически и иногда содержательно перегруженное (два-три чтения подряд). Да и сама манера чтения некоторых диаконов, к сожалению, скорее затемняем смысл читаемого, а не способствует его пониманию.

В начале XX века вопрос о возможности чтения Евангелия лицом к народу не только обсуждался в церковной печати, но эту практику начали вводить в целом ряде приходов. Именно поэтому на Поместном соборе 1917-1918 годов в числе обсуждавшихся «Мер к упорядочению богослужения» было указано: «Всякое богослужебное чтение должно совершаться на средине храма, на особом возвышении. Чтение Евангелия допускается лицом к народу». Однако данный элемент стал одной из характерных богослужебных особенностей некоторых обновленческих групп, поэтому в ходе борьбы с обновленчеством Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) включил его в 1925 году в число «смущающих совесть верующих новшеств», которых необходимо было избегать в то непростое время.

Однако в современной практике ряда поместных Православных Церквей диакон читает Евангелие на амвоне лицом к народу, и это имеет свою внутреннюю логику. Евангелие — это голос Божий, обращенный к нам, а наши молитвы — ответ на Его призыв. Такое понимание определяет различное положение диакона во время чтения Евангелия (лицом к верующим) и произнесения ектений (лицом к алтарю). Аналогичным образом проповедь — актуализация вечного Евангелия в современных условиях — произносится лицом к людям, к которым она обращена.

В России сейчас тоже появляются приходы, где Евангелие на Литургии читается лицом к народу, и эта практика органически вписывается в ход богослужения (особенно если за чтением сразу же следует проповедь). Конечно, данную традицию не нужно насильно вводить в качестве общеобязательной, но и не следует обвинять в «обновленчестве» тех священников, на приходах которых эта практика уже существует. Ведь Евангелие, например, читается у нас лицом к народу во время молебна, и это не вызывает никакого смущения.

Некто остроумно заметил, что в Церкви есть книги «читаемые» и «почитаемые» — к сожалению, Евангелие для многих относится к числу последних. К нему нужно не просто прикладываться на всенощном бдении, но необходимо осознать, что содержащийся в нем голос Спасителя обращен лично к нам. Только в этом случае Слово Божие, согласно причте о сеятеле, пустит корни в нашем сердце, вырастет и принесет плод как в нашей жизни.

Есть ли канонические препятствия для чтения Евангелия лицом к народу?

Отвечает протоиерей Владислав ЦЫПИН, заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии, доктор церковной истории:

— Канонических предписаний, обосновывающих положение чтеца во время богослужения, нет. Чтение Евангелия лицом к алтарю есть некая дань традиции и связано с восприятием Писания как неотъемлемой части богослужения и молитвы. Ведь и молитвы священника перед чтением Евангелия, имеющие назидательный характер, читаются лицом к алтарю. Конечно, если воспринимать Евангелие именно как проповедь и назидание для верующих, то уместно его читать лицом к молящимся. Но, по крайней мере, сейчас, такое положение чтеца воспринимается как вольность, поскольку оно не соответствует привычному богослужебному порядку.