Поэзия «серебряного века». Основные течения и взгляды на них

Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, создавший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными заботами, и молодые писатели И.А. Бунин и А.И. Куприн.

В связи с распространением неоромантизма, в реализме появились новые художественные качества, отражающие действительность. Лучшие реалистические сочинения А.М. Горького отразили широкую картину русской жизни рубежа XX века с присущим ей своеобразием экономического развития и идейно-общественной борьбы.

В конце XIX века, когда в обстановке политической реакции и кризиса народничества часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство, явление в культуре XIX-XX вв., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Многие мотивы этого направления стали достоянием ряда художественных течений модернизма, возникших на рубеже XX в.

Русская литература начала XX в., породила замечательную поэзию, и наиболее значительным направлением был символизм. Для символистов, веривших в существование иного мира, символ был его знаком, и представлял связь между двумя мирами. Один из идеологов символизма Д.С. Мережковский, романы которого пронизаны религиозно-мистическими идеям, считал преобладание реализма главной причиной упадка литературы, и провозглашал «символы», «мистическое содержание», как основу нового искусства. Наряду с требованиями «чистого» искусства символисты исповедовали индивидуализм, для них характерна тема «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому «сверхчеловеку».

Принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие», В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, пришедшие в литературу в 90-е годы, период глубокого кризиса поэзии, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев, на первый план выдвигали философские и теософские искания.

Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. Если к этому добавить изысканную образность, музыкальность и легкость слога, становится понятной устойчивая популярность поэзии этого направления. Влияние символизма с его напряженными духовными исканиями, пленительным артистизмом творческой манеры испытали не только сменившие символистов акмеисты и футуристы, но и писатель-реалист А.П. Чехов.

К 1910 г. «символизм закончил свой круг развития» (Н. Гумилев), его сменил акмеизм. Участниками группы акмеистов являлись Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин. Они декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к «идеальному», возвращение ей ясности, вещности и «радостное любование бытием» (Н. Гумилев). Акмеизму присущ отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму. А. Блок с присущим ему обостренным чувством гражданственности отметил главный недостаток акмеизма: «...они не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и жизни мира вообще». Впрочем, не все свои постулаты акмеисты воплощали на практике, об этом свидетельствует психологизм первых сборников А. Ахматовой, лиризм раннего 0. Мандельштама. По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.

Одновременно возникло другое модернистское течение - футуризм, распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов», «Мезонин поэзии», «Центрифуга», «Гилея», участники которой именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего.

Из всех групп, в начале века провозглашавших тезис: «искусство -- игра», наиболее последовательно воплощали его в своем творчестве футуристы. В отличие от символистов с их идеей «жизнестроения», т.е. преображения мира искусством, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Общим для футуристов было отрицание традиций в культуре, увлечение формотворчеством. Скандальную известность получило требование кубофутуристов 1912 году «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода современности».

Группировки акмеистов и футуристов, возникшие в полемике с символизмом, на практике оказались весьма близки ему и тем, что в основе их теорий лежали индивидуалистическая идея, и стремление к созданию ярких мифов, и преимущественное внимание к форме.

Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению - М. Волошин, М. Цветаева. Ни одна другая эпоха не дала такого обилия деклараций собственной исключительности.

Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты, как Н. Клюев. Не выдвигая четкой эстетической программы, свои идеи (соединение религиозно-мистических мотивов с проблемой защиты традиций крестьянской культуры) они воплощали в творчестве. «Клюев народен потому, что в нем сживается ямбический дух Боратынского с вещим напевом неграмотного олонецкого сказителя» (Мандельштам). С крестьянскими поэтами, особенно с Клюевым, был близок в начале пути С. Есенин, соединивший в своем творчестве традиции фольклора и классического искусства.

Серебряный век - не только явление литературы рубежа ХІХ-ХХ веков. Это - глубинное единство философии , богословия, искусства, предполагающее прежде всего осознание уникальности переживаемого времени, резкого отличия его от века предыдущего, а также деятельно-ответственное отношение к его проблемам.

Для данного культурного комплекса характерно ощущение рубежа веков как глубокого кризиса, перелома, поэтому все происходящее здесь осмысливается амбивалентно: одновременно и в каждом происходит процесс умирания старого и рождения нового. Судьба культуры, России - судьба зерна, которое «аще не умрет, не воскреснет» (Коринф. 15:35). Здесь одновременно сосуществуют «воля к жизни» и «воля к смерти».

Как и в западноевропейской литературе, в русской литературе рубежа веков определяющим творческим методом становится модернизм, а реализм приобретает новые черты под его влиянием. Символизм, акмеизм, футуризм являются модернистскими творческими системами.

1. Символизм .

Символизм - важнейшее направление в литературе ХХ века. Корни его во Франции, автор термина - французский поэт Жан Морреас. В России его начало датируется 1892 годом - временем появления статьи Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях в современной литературе», где определены три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности.

Существование его свелось к непрерывной череде внутренних кризисов, самый глубокий из которых возник в 1910 году, в период расцвета этой школы, когда ее представители публично обсуждали причины ее упадка, а Н.С. Гумелев произносит надгробное слово символизму - речь «Наследие символизма и акмеизм ».

Основные представители:

1) предсимволисты, для которых характерно старое традиционное отношение к слову при новом содержании: Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Минский, И. Анненский, Ф. Сологуб;

2) старшие символисты, воспринимавшие символизм как литературную школу: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис;

3) младшие символисты, для которых символизм был прежде всего миропониманием: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок.

Особое двоемирие - представление о разделенности реальности на мир явлений и мир сущностей, устремленность к сущности, «a realibus ad realiora»;

Поиск соответствий между двумя мирами, стремление в вещном мире разглядеть отражение вечных сущностей;

Понимание символа не только как поэтического приема многозначного иносказания, но и как знака иной, сакральной реальности;


Наличие абсолюта, начала, на котором строится единство создаваемого поэтического мира (Вечная Женственность Вл. Соловьева, Прекрасная Дама А. Блока;

Мифотворчество, проявившееся не только в поиске мифологической родины, но и в создании индивидуальных мифов;

Реализация музыкальных возможностей слова, вплоть до размывания его самостоятельного значения;

Поэт - пророк, демиург.

Лирика А.А. Блока (1889 - 1921) - яркий пример символистского мировосприятия и поэтики. Уже в первой книге - «Стихи о Прекрасной Даме» (1905) проявились основные черты творческой манеры поэта: особая спаянность собранных в книге стихотворений, единый лирический сюжет, сквозные символы (весна, закат, заря, вечер, ветер и др.). Традиционная тема романтической любви-служения получила в «Стихах о Прекрасной Даме» новое содержательное наполнение, привнесенное идеями Вл. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в «Божественном всеединстве». В стихотворениях этого сборника реализуется миф о Софии, Мировой Душе, который преобразует традиционную природную атрибутику.

«Стихи о Прекрасной Даме» отчетливо выявили и трагическую неосуществимость жизненной гармонии, поставив поэта перед необходимостью иных, более непосредственных взаимоотношений с миром. Обнажается стихийная, катастрофическая природа бытия. В лирику А. Блока 1904 - 1907гг. проникает и становится ведущей тема «стихии» (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют «стихийные», демонические Незнакомка, Снежная маска, цыганка Фаина. Эти новые сюжеты реализуются в поэтических сборниках «Нечаянная радость» (1907), «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908), «Ночные часы» (1911).

В 1911 - 1912 гг. А. Блок переработал свои пять сборников в трехтомное «Собрание стихотворений». С этого времени поэзия А. Блока существует в читательском сознании как единая «лирическая трилогия», уникальный «роман в стихах», создающий миф о пути, о духовном становлении поэта. «Все стихи вместе - „трилогия вочеловечения”(от мгновения слишком яркого света через необходимый болотистый лес к отчаянию, проклятиям, „возмездию”и... к рождению человека „общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру», - по автохарактеристике А. Блока).

Поэт с энтузиазмом встретил революционные события 1917 года. Восприятие революции как взрыва народной стихии отразилось в поэме «Двенадцать». Поэт понимает, что стихия не может проявляться бескровно и идиллически, она несет в себе гибель и разрушение. Образ Христа в финале поэмы - не благословение этого разрушения, а символ совиновности и сопричастности.

2. Акмеизм .

Акмеизм возник как реакция на кризис символизма. 20 октября 1911 года состоялось первое заседание Цеха поэтов (название литературного объединения акмеистов было продиктовано полемикой с символистами: цех - средневековое объединение ремесленников).

Основные представители: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут.

Декларации: Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм», С. Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии», М. Кузьмин «О прекрасной ясности».

Основные принципы мировидения и поэтики:

Равновесие, прочность, зрелость (Н. Гумилев писал о соединении мудрого физиологизма Ф. Рабле, безоговорочного мироприятия Ф. Вийона и художественного совершенства Т. Готье);

Адамизм - не только «первобытно звериный взгляд на мир» (Н.Гумилев), но и противостояние разорванности современного сознания;

Вещность, конкретность поэтического мышления, детальность видения мира;

- «тоска по мировой культуре» (О.Э. Мандельштам) - восприятие всей культуры как некоего единого текста, входя в который нельзя не использовать чужие слова;

Поэт - мастер.

Акмеистическая поэтика и мировидение ярко проявились в творчестве Н. Гумилева (1886 - 1921). Восторженное воспевание опасностей, борьбы и «края бездны» - неизменное свойство его поэзии. Волевая целеустремленность натуры сказалась и в неустанной работе над стихом, сделавшей Н. Гумилева признанным мастером. Уже в первых сборниках («Путь конквистадоров» (1905), «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910)) видны черты поэтического мира Н. Гумилева: подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам, напряженный и звучный стих.

В сборниках «Чужое небо» (1912) и «Шатер» (1921) черты жизни и искусства Африки воссозданы сквозь призму традиционной книжной экзотики. Более поздние стихи Н. Гумилева пронизывала печаль. Эта мрачность доходит почти до отчаяния и приобретает трагические черты в последнем, лучшем сборнике Н. Гумилева «Огненный столб» (1921). Отвергнутый первоначально «высокий смысл» возвращается как томление раздвоенности, ощущение рокового дуализма души и тела, «там» и «здесь».

После Октября Н. Гумилев возродил «Цех поэтов», вокруг него группировалась литературная молодежь. Как мастер перевода поэт сотрудничает в издательстве «Всемирная литература». В августе 1921 г. Н. Гумилев был арестован по обвинению в контрреволюционном заговоре. Документы, подтверждающие его участие в заговоре, не обнаружены.

3. Футуризм .

Футуризм возник в 1912 году - дата выхода в свет сборника «Пощечина общественному вкусу». Корни этого явления в Италии, автор термина - итальянский поэт Ф. Маринетти.

В России было 4 объединения футуристов:

1) кубофутуристы (группа «Гилея»): В. Хлебников, В. Маяковский, Д. и Н. Бурлюки, С. Крученых, Б. Лившиц, Н. Кульбин;

2) эгофутуристы: И. Северянин, К. Олимпов;

3) «Мезонин поэзии»: В. Шершеневич, К. Большаков;

4) «Центрифуга»: Б. Пастернак, К. Бобров, Н.Асеев.

Основные принципы мировидения и поэтики:

Отталкивание от культуры во имя цивилизации, разрыв с литературной традицией (призыв «сбросить Пушкина с корабля современности»);

Тяготение к фольклору, проявившееся в особом строе произведений - строе сбалансированного несовершенства;

Стремление к революционному обновлению культуры, причем революция в искусстве ассоциировалась с политической революцией;

Словотворчество как поиск изначального единства всех слов, заумь - не бессмыслица, а восхождение к истинному смыслу слова;

Поэт - языческий, природный человек.

Футуристические принципы миро видения проявились в творчестве В. Маяковского (1893 - 1930). Манера изъясняться исключительно в тоне вызова, рискованный антиэстетизм, поэтика кличей и возгласов, словесный эксперимент, броский гиперболизм и намеренное косноязычие определяют стиль молодого В. Маяковского. Акцентированное внимание к внешней жизни слова, к его влиянию на окружающий мир, энергия стиха ищут соответствия в жесте, в стиле поведения, во внешнем облике поэта-футуриста (желтая кофта, розовый пиджак, безбытный образ жизни).

В 1913 - 1917 гг. В. Маяковский создает, помимо большого числа лирических стихотворений, трагедию «Владимир Маяковский», поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек». В них - трагическое ощущение человека, связанного «веревками грязных дорог», опутанного нитями земной предопределенности. Поэт, «тринадцатый апостол», берет на себя ответственность за нравственное состояние мира, словно ему одному дано решить судьбу человеческого рода и раздвинуть рамки земного существования. « Я - поэт, я разницу стер между лицами своих и чужих», - такова суть этики В. Маяковского.

Ведущие жанры поэзии В. Маяковского - трагедия (пусть в форме поэмы), сатира (комедии «Клоп», «Баня», «Мистерия-буфф»), элегия (героиня его любовных стихотворений - Л. Я. Брик, все три своих прижизненных собрания сочинений поэт посвятил ей) и ода (впервые в стихах 1917 г. о революции).

Неукротимый дух поэта и дух революционного времени совпали. Непримиримость мечты о «едином человечьем общежитье» и морали «уродца века» - движущая сила большинства произведений В. Маяковского, обуславливающая полярность утверждаемого и отрицаемого, «громаду любовь и громаду ненависть».

Несомненно, все многообразие литературного процесса рубежа веков не сводилось к трем вышеперечисленным потокам. Были поэты, стоявшие вне литературных направлений (М. Волошин, М. Цветаева, М. Кузьмин, В. Ходасевич), были поэты, примыкавшие в разные периоды жизни к разным литературным направлениям (С. Городецкий). Однако доминантными в литературной жизни рубежа веков оставались символизм, акмеизм и футуризм.

ЛИТЕРАТУРА.

Бахтин М. М. Сологуб // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - 1993. - №2-3.

Лавров А.В. Андрей Белый в 1890-е годы: Жизнь и литературная деятельность. - М.,1995.

Мочульский К.В. Андрей Белый. - Томск, 1997.

Долгополов Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург». - Л.,1988.

Иезуитова Л.А. Творчество Л. Андреева (1892 - 1906). - Л., 1976.

Слобин Г.Н. Проза Ремизова: 1900 - 1921. - СПб., 1997.

Грачева А.М. Алексей Ремизов и древнерусская культура. - СПб., 2000.

Могильнер М. Мифология «подпольного человека»: радикальный микрокосм в России начала ХХ века как предмет семиотического анализа. - М.,1999.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока : дать толкование понятия “Серебряный век”; сделать обзор поэзии серебряного века, познакомить учащихся с основными направлениями и представителями эпохи; актуализировать знания учащихся о творчестве поэтов Серебряного века с целью дальнейшего восприятия стихотворений указанного периода.

Оборудование: презентация Power Point, тесты стихотворений, учебник, рабочие тетради

Ход урока

И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл...
А.А.Ахматова

Оргмомент. Целевая установка.

слайд 2 .

Какова история развития литературы XX века?

(Судьба литературы XX века трагична: кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу ее существования. Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства поэтов и писателей. Покинули родину Гиппиус, Бальмонт, Бунин, Цветаева, Северянин и др. В годы “красного террора” и сталинщины расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли Гумилев, Мандельштам, Клюев. Покончили самоубийством Есенин, Цветаева, Маяковский. Многие имена на долгие годы были преданы забвению. И только в 90-е годы стали возвращаться читателю их произведения.)

Настроения многих творческих людей начала 20 века отразились в стихотворении А.Блока из цикла “Возмездие”:

Двадцатый век... еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла.
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к Отчизне...
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...

Конец XIX - начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком". Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих притягивали вопросы глубинные, вечные - о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот некоторые исследователи связывают с именем Н. Бердяева, другие Николая Оцупа.

Серебряный век русской поэзии (в основном с поэзией связан термин в литературе) – единственный век в истории, который длился чуть больше 20 лет. 1892 – 1921 гг.?

Впервые в литературном творчестве выражение “серебряный век” было употреблено А.Ахматовой в “Поэме без героя”. (Эпиграф) слайд 4 (1)

Обновление литературы, ее модернизация стали причиной появления новых течений и школ. Слайд 5

Поэзия серебряного века многообразна: она включает в себя и произведения пролетарских поэтов (Демьян Бедный, Михаил Светлов и т.д.), и крестьянских (Н.Клюев, С.Есенин), и произведения поэтов, представляющих модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм, с которыми связаны главные достижения поэзии Серебряного века, и поэтов, не принадлежавших ни к какому литературному направлению.

На доске – таблица (учащиеся заполняют ее в ходе лекции)

символизм акмеизм футуризм
Отношение к миру Интуитивное постижение мира Мир познаваем Мир надо переделать
Роль поэта Поэт – пророк разгадывает тайны бытия, слова Поэт возвращает слову ясность, простоту Поэт разрушает старое
Отношение к слову Слово и многозначно, и символично Четкая определенность слова Свобода в обращении со словом
Особенности формы Намеки, иносказания Конкретная образность Обилие неологизмов, искажение слов

Слайд 6. Представители символизма: В. Брюсов, К.Бальмонт. Д.Мережковский, З.Гиппиус (старшие), А.Белый, А.Блок (младшие).

Слайд 7. Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью интуитивное постижение мирового единства через символы. Символисты считали, то поэт разгадывает тайны слова. Символ – многозначное иносказание (аллегории – однозначное). Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Особенностью произведений символистов стали намеки, иносказания.

Мы знакомы со стихотворениями поэтов-символистов с 5 класса. – Чтение наизусть и анализ стих-я А.Блока.(д/з)

Слайд 8. Представители акмеизма: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам. Акмеизм – Слайд 9. отрицание мистического, полного туманных намеков искусства символистов. Подчеркивали простоту и ясность слова. Провозгласили высокую самоценность земного, реального мира. Они хотели воспеть земной мир во всем его многообразии. Увлечение красочными, экзотическими деталями в поиске ярких эпитетов было характерно поэтам –акмеистам.

Чтение и анализ А.Ахматовой. (д/з)

Слайд 10. Представители футуризма: В.Хлебников, И.Северянин, Б.Пастернак, В.Маяковский.

Слайд 11. Футуризм – отрицали художественное и нравственное наследие, провозглашали разрушение форм и условностей искусства. Ф. ставили человека в центре мира, отказывались от туманности, недосказанности, мистицизма. Выдвинули идею искусства – реально словом преобразить мир. Добивались обновления поэтического языка, вели поиски новых форм, ритмов, рифм, искажали слова, вводили в стихотворения собственные неологизмы.

Слайд 12. Имажинизм – С.Есенин.Цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство – метафора. Для творчества имажинистов характерен эпатаж. Эпатаж - вызывающее поведение; скандальная выходка. Отклоняющееся поведение.

Чтение и анализ стих-я С.Есенина

Слайд 13. Поэты вне направлений: И.Бунин, М.Цветаева.

Слайд 14. Что объединяет все литературные направления? Работа с таблицей.

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.

А внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
(1894)

О чем это стихотворение?

Каким размером написано стихотворение? Что это дает? (трехсложный анапест – неторопливое движение)

Чем похожи строки? Какой прием использует поэт? (повтор) Какова его роль? Какие чувства вызывает прием? На что похоже? (гипноз, ворожба)

Что вы увидели в стих-ии? Какие картины предстали перед вами? (Башня, винтовая лестница, дорога вертикальная, отрывается от земли, но не уходит, находится в пределах видимости. Людей нет. ОДИН – Я – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПОЗНАНИЯ)

Можете ли определить время действия в произведении? Историческое время? (переходное время суток, не более. Нет быта, бытовых условий. Не можем сказать, когда это происходит. Лирический герой находится в особом условном мире, возможно, в идеальном).

Найдите слова, определяющие внутренне состояние героя (нет, кроме мечтою )

Какие действия совершает лирический герой (работа с глаголами движения по строфам)?

Сравните 1 строку 1 строфы и 1 строку последней строфы. Чем они похожи и чем отличаются? (процесс познания и момент познания)

Кольцевая композиция – возвращение к началу пути (путь духовного познания бесконечен)

Как вы думаете, какова идея стих-я? (познавая себя, познаешь мир)

Слайд 18, 19. Итоги урока.

Что такое Cеребряный век? Назовите основные модернистские течения серебряного века. Каковы их особенности?

Серебряный век – это не просто научный термин, это эпоха, подарившая миру поразительно яркие художественные и интеллектуальные ценности, отличающиеся беспокойством мысли и изысканностью форм.

Д/З: Сообщение о жизни и творчестве А.Блока. Выучить наизусть и проанализировать одно из стихотворений по выбору.

Когда говорят о русской литературе конца XIX начала XX века, то в первую очередь вспоминают о трёх течениях, которые были самыми яркими: о символизме, акмеизме и футуризме. Объединяет их то, что они относились к модернизму. Модернистские течения возникли как противопоставление традиционному искусству, идеологи этих течений отрицали классическое наследие, противопоставляли свои направления реализму и провозглашали поиски новых способов изображения действительности. В этих поисках каждое из направлений шло своим путём.

Символизм

Символисты считали своей целью искусство интуитивного постижения мирового единства через символы. Само название течения происходит от греческого Symbolon, что переводится как условный знак. Духовная жизнь не может быть осмыслена рациональным путём, только искусство может проникнуть в её сферу. Поэтому символисты понимали творческий процесс как подсознательное, интуитивное проникновение в тайные смыслы, которое под силу только художнику-творцу. И передать эти тайные смыслы можно не прямо, а только с помощью символа, потому что тайна бытия не может быть передана обычным словом.

Теоретической основой русского символизма принято считать статью Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».
В русском символизме обычно выделяют два этапа: творчество старших и младших символистов.

Символизм обогатил русскую литературу множеством художественных открытий. Поэтическое слово получило яркие смысловые оттенки, стало необычайно многозначным. «Младосимволисты» были убеждены в том, что через «пророческое слово» можно изменить мир, что поэт – «демиург», творец мира. Эта утопия не могла сбыться, поэтому в 1910-х годах наступил кризис символизма, распад его как системы.

Акмеизм

Такое направление модернизма в литературе, как акмеизм, возникло в противовес символизму и провозгласило стремление к ясности взгляда на мир, который ценен сам по себе. Они декларировали возврат к изначальному слову, а не символический его смысл. Рождение акмеизма связывают с деятельностью литературного объединения «Цех поэтов», руководителями которого были Н. Гумилёв и С. Городецкий. А теоретической основой этого течения стала статья Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм». Название течения происходит от греческого слова acme – высшая степень, расцвет, вершина. По мнению теоретиков акмеизма, главная задача поэзии – поэтическое осмысление многообразного и яркого земного мира. Ее приверженцы придерживались определенных принципов:

  • придать слову точность и определенность;
  • отказаться от мистических значений и прийти к ясности слова;
  • четкость образов и отточенные детали предметов;
  • перекличка с минувшими эпохами. Многие считают поэзию акмеистов – возрождением «золотого века» Баратынского и Пушкина.

Самыми значительными поэтами этого течения были Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам.

Футуризм

В переводе с латинского futurum означает будущее. Появление русского футуризма принято считать с 1910 г., когда был напечатан первый футуристический сборник «Садок Судей». Его создателями были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский. Футуристы мечтали о появлении сверхискусства, которое в корне изменит мир. Это авангардное течение отличалось категоричным отрицанием предшествующего и современного искусства, смелыми экспериментами в области формы, эпатажным поведением его представителей.

Футуризм, как и другие течения модернизма, был неоднороден и включал в себя несколько группировок, которые вели между собой яростную полемику.

  • Кубофутуристы (или «Гилея») также называли себя «будетляне»– наиболее влиятельная из группировок. Они создатели скандального манифеста «Пощечина общественному вкусу», а также благодаря их высокому словотворчеству была создана теория «заумного языка» — зауми. Сюда входили Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, А. Кручёных.
  • Эгофутуристы, входящие в кружок «Ego». Провозглашали человека эгоистом, дробью Бога. Поддерживали эгоистичные взгляды, из-за которых не смогли существовать как группа, и течение быстро закончило свое существование. Самыми яркими представителями эгофутуристов являются: И. Северянин, И. Игнатьев, В. Гнедов и др.
  • «Мезонин поэзии» — объединение, организованное несколькими эгофутуристами во главе с В. Шершневичем. За свое короткое существование (около года) авторы выпустили три альманаха: «Крематорий здравомыслия», «Пир во время чумы» и «Вернисаж», и несколько сборников стихов. Кроме В. Шершневича в объединение входили Р. Ивнев, С. Третьяков, Л.Зак и др.
  • «Центрифуга» — литературная группа, которая образовалась в начале 1914 года. Ее организатором был С. Бобров. Первое издание – сборник «Руконог». Активными участниками группы с первых дней ее существования были Б. Пастернак, Н. Асеев, И. Зданевич. Позже к ним присоединились некоторые эгофутуристы (Олимпов, Крючков, Широков), а также Третьяков, Ивнев и Большаков, участники распавшегося на тот момент «Мезонина поэзии».

Модернизм в русской литературе дал миру целую плеяду великих поэтов: А. Блока, Н. Гумилёва, А. Ахматову, О. Мандельштама, В. Маяковского, Б. Пастернака.

литературные направления и течения

XVII -Х1Х ВЕКА

Классицизм - направление в литературе XVII - начала XIX века, ориен­тирующееся на эстетические эталоны античного искусства. Основная идея - утверждение приоритета разума. В основе эстетики - принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно построено, логически выверено, должно запечатлевать непреходящие, сущностные свойства вещей. Для произведений классицизма характерны высокая граж­данская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах, тяготеющих к всеобще­му образцу (Г. Державин, И. Крылов, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, Д. Фонвизин).

Сентиментализм - литературное течение второй половины XVIII века, утвердившее в качестве доминанты человеческой личности чувство, а не разум. Герой сентиментализма - «человек чувствующий», его эмоциональ­ный мир разнообразен и подвижен, причем богатство внутреннего мира при­знается за каждым человеком, независимо от его сословной принадлежности (Я. М. Карамзин. «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза») .

Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале XIX века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтичес­кого двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, пре­даний и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя харак­терно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощуще­ние и в то же время бунтарство и мятежность духа (А. С. Пушкин. «Кав­ казский пленник», «Цыганы »; М. Ю. Лермонтов. «Мцыри »; М. Горький. «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль»).

Реализм - литературное направление, утвердившееся в русской литера­туре в начале XIX века и прошедшее через весь XX век. Реализм утвер­ждает приоритет познавательных возможностей литературы, ее способ­ность исследовать действительность. Важнейшим предметом художествен­ного исследования становится взаимосвязь между характером и обстоятельствами, формирование характеров под воздействием среды. Поведение человека, по мысли писателей-реалистов, зависит от внешних обстоятельств, что, однако, не отменяет его способности противопоставить им свою волю. Это и определило центральный конф­ликт - конфликт личности и обстоятельств. Писатели-реалисты изображают действительность в развитии, в дина­мике, представляя устойчивые, типичные явления в их неповторимо-инди­видуальном воплощении (А. С. Пушкин. «Евгений Оне­гин»; романы И. С. Тургенева, Л. Н. Тол­ стого, Ф. М. Достоевского, А. М. Горького, рассказы И. А. Бунина, А. И. Куприна; Н. А. Некрасови и др.).

Критический Реализм - литературное направление, которое является дочерним предыдущему, просуществовало с начала XIX века до его конца. Несёт основные признаки реализма, но отличается более глубоким, критичным, иногда саркастичным авторским взглядом (Н. В. Гоголь «Мертвые души»; Салтыков-Щедрин)

XX ВЕК

Модернизм - литературное направление первой половины XX века, проти­вопоставившее себя реализму и объединившее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией. Вместо жест­кой связи характеров и обстоятельств модернизм утверждает самоцен­ность и самодостаточность человеческой личности, ее несводимость к утомительному ряду причин и следствий.

Авангардизм - направление в литературе и искусстве XX века, объединяю­щее разнообразные течения, единые в своем эстетическом радикализме (сюрреализм, драма абсурда, «новый роман», в русской литературе - футуризм). Генетически связан с модернизмом, но абсолютизирует и дово­дит до крайности его стремление к художественному обновлению.

Декадентство (декаданс) - определенное умонастроение, кризисный тип сознания, выражающийся в чувстве отчаяния, бессилия, душевной уста­лости с обязательными элементами самолюбования и эстетизации саморазрушения личности. В декадентских по настроению произведениях эстетизируются угасание, разрыв с традиционной моралью, воля к смерти. Декадентское мироощущение нашло отражение в творчестве писателей конца XIX - начала XX в. Ф. Сологуба, 3. Гиппиус, Л. Андреева, и др.

Символизм - общеевропейское, а в русской литературе - первое и са­мое значительное модернистское течение. Корнями символизм связан с романтизмом, с идеей двоемирия. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Смысл творчества - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Глав­ным средством передачи рационально не познаваемых тайных смыслов становится символ (знаков) («старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб; «младосимволисты»: А. Блок, А. Белый, В. Иванов, драмы Л. Андреева).

Акмеизм - течение русского модернизма, возникшее как реакция на крайности символизма с его настойчивой тенденцией к восприятию ре­альности как искаженного подобия высших сущностей. Главное значение в творчестве акмеистов приобретает художественное освоение многообразно­го и яркого земного мира, передача внутреннего мира человека, утвержде­ние культуры как высшей ценности. Для акмеистической поэзии харак­терны стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно выверенная композиция, отточенность деталей (Н. Гумилев, С. Городец­ кий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут).

Футуризм - авангардистское течение, возникшее почти одновременно в Италии и России. Основная черта - проповедь свержения прошлых тра­диций, сокрушения старой эстетики, стремление создать новое искусство, искусство будущего, способное преобразить мир. Главный технический принцип - принцип «сдвига», проявившийся в лексическом обновлении поэтического языка за счет введения в него вульгаризмов, технических терминов, неологизмов, в нарушении законов лексической сочетаемости слов, в смелых экспериментах в области синтаксиса и словообразования (В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин и др.).

Экспрессионизм - модернистское течение, сформировавшееся в 1910 - 1920-е годы в Германии. Экспрессионисты стремились не столько изобразить мир, сколько выразить свою мысль о неблагополучии мира и о подав­лении человеческой личности. Стилистика экспрессионизма определяется рационализмом конструкций, тяготением к абстрактности, острой эмоци­ональностью высказываний автора и персонажей, обильным исполь­зованием фантастики и гротеска. В русской литературе влияние экс­прессионизма проявилось в творчестве Л. Андреева, Е. Замятина, А. Пла тонова и др.

Постмодернизм - сложный комплекс мировоззренческих установок и культурных реакций в эпоху идеологического и эстетического плюрализ­ма (конец XX века). Постмодернистское мышление принципиально анти-иерархично, противостоит идее мировоззренческой цельности, отвергает возможность овладения реальностью при помощи единого метода или языка описания. Писатели - постмодернисты считают литературу, прежде всего, фактом языка, а поэтому не скрывают, а подчеркивают «литературность» своих произведений, сочетают в одном тексте стилистику разных жанров и разных литературных эпох (А. Битов, Саша Соколов, Д. А. Пригов, В. Пе­ левин, Вен. Ерофеев и др.).